Историческая судьба и удивительная архитектура шартрского собора нотр дам. Кафедральный собор Шартра, «Акрополь Франции Шартрский собор во франции

Картина 1830 года

По мнению археологов, Шартрский собор, как минимум пятый храм на холме, который облюбовали христиане еще с IV века, изгнав оттуда друидов. В 876 году очередному храму досталась туника Девы Марии, главная святыня Шартра до наших дней. Последнему собору, освященному в 1260 году, поразительно везло. Для начала его статус в глазах общественности повысил Генрих IV Бурбон, первый король после ухода с исторической сцены династии Валуа.В 1594 году он предпочел Шартр традиционному Реймсу, лежащему несколько дальше от Парижа, и короновался здесь.

Фотография Шартского собора в 1910 году

За годы существования готического здания Шартр пережил множество военных конфликтов, в числе последних – массированные бомбардировки союзников, вытеснявших немцев из Франции во время Второй мировой. Город сильно пострадал, но собор не только не был разрушен, но даже не нуждался в реставрации.


Архитектурные особенности

Шартрский собор представляет собой классический образец готической церкви. Единое архитектурное решение воплощали бригады из 300 рабочих примерно в течение 40 лет – срок для XIII века весьма скромный. Массивный при ближайшем рассмотрении, на расстоянии собор кажется парящим в воздухе благодаря устремленным ввысь симметричным башням с ажурными окнами. Максимальная высота здания составляет 113 м, в длину оно вытянуто на 130 м. Гигантский фасад и боковые стены из ценного известняка украшены 200 резными фигурами большой художественной ценности, иллюстрирующими события библейской истории.

Интерьер собора

Фрагмент витража «Богородица из красивого стекла»

В соборе до сих пор заметны следы первоначальной постройки романского стиля - небольшая восьмиугольная башня, королевский портал и закругленные арки. Крестообразный в плане храм привлекает туристов двумя вещами – замысловатым черно-белым «лабиринтом», выложенным на полу нефа, и витражными окнами. Круглый лабиринт, который могут пройти все желающие, символизирует путь паломников в Святую землю, причем предполагалось, что верующие будут следовать по нему на коленях, опираясь на руки. Летом его копии украшают газоны в окрестностях Нотр-Дам-де-Шартр.

Южный трансепт

На трехъярусных стенах расположены 176 витражей в насыщенных ярко-красных и синих тонах. Секрет производства стекла для них утрачен, поэтому в случае разрушения витражей восстановить их в первоначальном виде не удастся. Сюжеты для окон выбирали самые разнообразные: наряду с классическими библейскими сценами на них запечатлены эпизоды из жизни знати, простых горожан и крестьян. Внутри почти нет резных фигур: для облицовки использован местный камень, который сложно обрабатывать. Несмотря на обилие окон, внутри собора царит таинственный полумрак: солнечный свет приглушают цветные витражные стекла. Стекло постоянно реставрируют и очищают, так что оно по-прежнему сияет насыщенными оттенками красного, зеленого и знаменитым оттенком шартрского синего цвета.

Фрагмент королевского портала

Шартр для паломников

Пик паломничества приходился на начало строительства Шартрского собора; после Французской революции до середины XVIII века практика религиозных поклонений была прекращена. В наше время Шартр снова стал центром притяжения католиков со всего мира. В год на поклонение приезжает около 18000 гостей. Верующие мирно соседствуют с обычными туристами, но последних просят соблюдать несложные правила поведения. Дресс-кода не существует, можно заходить в любой опрятной одежде. Туристов просят не шуметь во время мессы, когда осмотр алтарной части может быть затруднен. Вечерняя служба в будни проходит в 19:00, по праздникам и выходным она начинается на час-полтора раньше, утренние мессы проводятся до открытия храма для туристов.

Хор Шартрского собора

Информация для туристов

Шартрский собор – главная достопримечательность города, вокруг которого сосредоточены все заведения, обслуживающие туристов. В 100 м от юго-восточного придела здания в доме с пятисотлетней историей на Рю де ла Пуассонри 8-10 расположен туристический офис. Здесь гостям города подскажут, где остановиться, перекусить, что еще стоит осмотреть в Шартре и его окрестностях, предложат сувениры, печатные, электронные путеводители, экскурсии с гидом. Офис открыт ежедневно до 5-6 часов вечера.

В шаговой доступности от собора действуют 4 небольших отеля, еще несколько открыто в 10 минутах ходьбы от него. Рядом с храмом, в бывшем дворце шартрского епископа, работает Музей изящных искусств с неплохим собранием живописи XVIII века и старинных клавесинов. Перекусить можно в любом из десятков ближайших кафе и ресторанов, самый бюджетный вариант – построенный в 300 м к юго-западу от достопримечательности «Мак-Доналдс».

Время работы и услуги

Доступ в Шартрский собор туристам открыт ежедневно с 8:30 до 19:30. Вход оборудован пандусом для маломобильных граждан, им доступны все уголки базового уровня собора. У входа работает сувенирная лавка, магазин «Склеп» расположен вне здания, в южном портале. Кроме традиционных магнитов и открыток в ассортименте представлены макеты собора, сувениры в виде витражей и лабиринтов. Кстати, традиция торговли в храме продолжается с момента его постройки: когда-то прямо в здании был продуктовый рынок, ничуть не мешавший проведению службы.

Астрономические часы

Как добраться до Шартрского собора

Автомобилем из Парижа до Шартра можно добраться по шоссе А6 в направлении Бордо, затем по шоссе А10 и А11 в направлении Нанта. Время в пути составит чуть более часа, есть платные отрезки дороги. Бесплатная альтернатива проходит через Дрё по N12, по протяженности дорога в полтора раза длиннее. Возле собора есть вместительные парковки.

С парижского вокзала Монпарнас поезда в Шартр отправляются в среднем один раз в час. Туристические автобусы из столицы останавливаются примерно в 300 м от Нотр-Дам-де-Шартр, на Рю Жорж Фессар. Из парижского Орли в Шартр летают самолеты, но экономия времени на дорогу составит всего около 20 минут. Бесплатный местный автобус характерного желтого цвета курсирует по городу с раннего утра до семи вечера между основными достопримечательностями каждые 20 минут.

Готический стиль зародился в XII веке в Северной Франции, откуда распространился по Западной Европе от Испании до Чехии. В каждой стране под влиянием местных традиций новый стиль обретал свои особенности. Наиболее чистым воплощением классических принципов готики заслуженно считается Шартрский собор, один из величайших шедевров средневековой архитектуры Европы. Стройное изящное здание построено на холме и словно парит над городом, за что собор иногда называют Акрополем Франции. В 1979 году он внесён в список Всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

Храмы Шартрского холма

Господствующий над Шартром холм всегда был местом размещения культовых сооружений. До римского завоевания город был главным поселением галльского племени карнутов, а на холме располагалось известное на всю Галлию святилище друидов. В IV веке христиане изгнали друидов и построили на месте святилища часовню. Один храм сменял другой, и нынешний собор, по данным археологических раскопок, является минимум пятым христианским культовым сооружением на этом месте.

Первая христианская церковь Шартра пала жертвой междоусобиц – в 734 войска герцога Аквитании разграбили и сожгли город. Сгорел и храм. Церковь была восстановлена, но в 858 году вновь разрушена викингами во время очередного опустошительного набега.

После этого тогдашний епископ Шартра Жильбер решил выстроить на месте старой церкви собор в господствовавшем тогда романском стиле. Строительство длилось не один десяток лет и неоднократно прерывалось. Так, в 862 году всё, что успели построить, погибло при очередном пожаре.
















В 859 году Шартр посетил король Карл Лысый, который вручил епископу святыню – Покров Девы Марии. Предание гласило, что это одеяние было на Богородице при рождении Иисуса. Покров предполагалось поместить в соборный реликварий по завершению строительства.

Святыня неоднократно проявляла свою чудодейственную силу. Так, в 911 году Шартр вновь осадили викинги. В надежде на помощь Богородицы, тогдашний епископ Жантельм вынес Покров на стены города, и норманны неожиданно ушли. Ещё одно чудо было явлено в 1194 году, когда страшный трёхдневный пожар практически уничтожил весь город. Храм выгорел почти полностью, кроме часовни, где находился ларец с реликвией. Уцелели и охранявшие ларец священники.

Возглавивший строительство после 862 года зодчий Бернаже решил строить западный, главный фасад отдельно от основного здания собора. Это было очень необычное решение, но именно оно спасло фасад от пожара 1194 года. Позже к нему пристроили башни, выполненные уже по готическим канонам.

Чудесное спасение реликвии горожане восприняли, как явное указание свыше, и они сразу же с энтузиазмом приступили к строительству нового храма. Весть о чуде молниеносно облетела Францию, и в Шартр из всех уголков страны массами прибывали добровольцы, желавшие поучаствовать в богоугодном деле. Отовсюду текли пожертвования. Возглавляли строительство лучшие архитекторы того времени, присланные из парижского аббатства Сен-Дени.

Всё это объясняет рекордные для средневековья сроки завершения работ. Песчаник, из которого сложены стены собора, доставлялся из каменоломен Бершер в окрестностях Шартра. Уцелевший романский фасад решили встроить в новое здание. К 1220 году собор перекрыли сводами, а в 1225 году завершились работы по внутреннему обустройству храма, появились капеллы, хоры и трансепт.

Церемония освящения храма состоялась в 1260 году. На освящении присутствовал Людовик IX, сделавший собору замечательный подарок. На собственные средства короля было создано великолепное окно-роза с витражом, изображавшим Страшный суд и эпизоды из жизни Богородицы. На витраже были изображены также гербы Франции и Кастилии (мать короля, Бланка, была дочерью короля Кастилии Альфонсо).

Шартрский собор, официально именовавшийся теперь собор Шартрской Богоматери (Нотр Дам де Шартр), избежал участи своих знаменитых собратьев в Реймсе и Руане и никогда не подвергался значительным разрушениям или перестройкам. Исключением в какой-то мере можно считать северную башню. Изначально её венчал деревянный шатёр, сгоревший в XVI веке. В 1513 году под руководством Жана Тексие был сооружён шатёр из камня, покрытый причудливым узором, свойственным «пламенеющей» готике.

Акрополь Франции

Ощущения при взгляде на взметнувшийся ввысь Нотр Дам де Шартр действительно чем-то сродни чувству, возникающему при встрече с Акрополем. Когда-то очень образно выразился поэт Шарль Пеги, назвавший собор «самым крепким из поднявшихся к небу колосьев».

Собор представляет собой трёхнефную базилику с коротким поперечным трансептом. Длина здания – 130 м., ширина центрального нефа 16 м., двух боковых – по 8 м. Высота свода главного нефа – 37 м., боковых – 14 м.

Самой древней частью собора является западный фасад. Первоначально он был сплошным, а три великолепных портала были сооружены позднее, уже при строительстве нового здания. Особенно впечатляет центральный портал, именуемый Королевским, над которым помещена замечательная скульптурная группа «Христос во славе». Фигура благословляющего Иисуса окружена статуями святых, библейских персонажей и фантастических животных.

Все девять порталов собора щедро украшены скульптурными и рельефными изображениями. Особенно интересен рельеф главного портала южного фасада. Созданный на заре XIII века, он изображает исключительно драматичную картину Страшного суда. Из-за своей напряжённости и выразительности этот рельеф считается самым ярким образцом готического изобразительного искусства в мире.

Несколько особняком стоят скульптуры центрального портала северного фасада. Они явно имеют более древнее происхождение, чем другие статуи, поскольку выполнены в романской традиции. Кроме того, яркие индивидуальные черты многих статуй наводят на мысль, что неизвестный скульптор изображал каких-то конкретных людей, что необычно для романского церковного искусства, скованного строгими канонами.

Количество скульптур, размещённых внутри и снаружи Шартрского собора, превышает 10 тысяч. Таким изобилием не может похвастать ни один храм Европы.

Самая заметная часть собора при взгляде издалека – его башни, которые стилистически отличны друг от друга. Северная, высотой 113 м., построена на романском основании в 1134-1150 годах. Она на 11 метров выше своей соседки, благодаря надстроенному в XVI веке позднеготическому шатру. Доступ на северную башню открыт, и каждый посетитель собора считает своим долгом насладиться великолепным видом Шартра и окрестностей с её вершины.

Южная башня, носящая прозвище «Старая колокольня», на 15 лет моложе. Она стилистически едина со всем собором и смотрится куда более сдержанно, чем северная. За безукоризненные пропорции и изящество «Старую колокольню» считают одной из красивейших башен мира.

Входим в Шартрский собор

Интерьеры собора не уступают его внешнему виду по силе производимого на зрителя впечатления. Необычайно просторные хоры потребовали существенно расширить трансепт, алтарь же пришлось переместить глубже в апсиду. Это новшество сделало внутреннее пространство храма более обширным и словно наполненным воздухом и светом.

Своды и арки имеют типичную для готики стрельчатую форму. Своды поддерживаются колоннами, каждая из них дополнительно укреплена четырьмя тонкими полуколоннами.

Поражает своими размерами огромный вырезанный из дерева алтарь. Его сооружение, начатое в 1514 году, продолжалось около двухсот лет. На алтаре насчитывается более сорока сцен из жизни Христа и Девы Марии, выполненных с большим искусством.

Особую атмосферу храма создают витражи. Снаружи они кажутся почти бесцветными, внутри же проникающие сквозь окна солнечные лучи создают непередаваемое буйство красок. Шартрский собор обладает самым большим из сохранившихся средневековых витражных ансамблей - общая площадь его витражей около 2000 кв. м. При этом практически все витражи дошли до нас в первозданном виде, не подвергаясь восстановлению или переделкам.

В палитре шартрских витражей доминируют красный, голубой и сиреневый цвета. При этом, благодаря ухищрениям мастеров, в солнечную погоду на колоннах и полу собора время от времени возникают красные и жёлтые всполохи, а в пасмурную собор заполняется ровным голубоватым мерцанием. Ещё одна «изюминка» здешних витражей - голубой цвет неповторимого оттенка, известный как «шартрский голубой» или «шартрская лазурь».

Очень выразительным элементом архитектуры собора являются окна-розы. Среди них – знаменитая роза Людовика Святого, диаметр которой 13 метров. Всего в соборе 176 витражей, на которых размещено 1359 сцен. Шартрские витражи нередко называют иллюстрированной книгой, благодаря огромному разнообразию сюжетов. Помимо библейских сцен, здесь присутствуют монархи, представители знати и духовенства, купцы и простолюдины.

Достопримечательности Нотр Дам де Шартр

С момента своего создания Шартрский собор притягивал паломников со всей Европы. В первую очередь они шли взглянуть, конечно, на священный Покров. Первоначально он имел длину 5,5 метра, однако в годы Великой французской революции, когда церкви неоднократно подвергались погромам, ткань разрезали на несколько фрагментов и спрятали в разных местах, чтобы уберечь от разбушевавшихся санкюлотов. В 1819 году самый большой фрагмент вернули в собор. Сейчас Покров предстаёт перед зрителем в виде полосы бежевого шёлка, длина его составляет 2 м., ширина 46 см.

В век торжества науки неизбежно нашлись желающие проверить подлинность Покрова. Экспертиза, проведённая в 1927 году, показала, что он куда старше, чем предполагалось. Как выяснилось, ткань была изготовлена в I веке н. э. Решение экспертов было компромиссным – предлагалось считать, что нет доказательств того, будто покров был на Марии при родах Иисуса, но нет и доказательств обратного.

Ещё одной реликвией собора была так называемая «Чёрная Мария», деревянная статуэтка, изображавшая Богоматерь, когда она носила под сердцем Иисуса. Статуэтка сгорела во время погрома в революционном 1789 году, однако сохранилось несколько рисунков. Историки считают, что явно архаичная по силуэту фигурка создана в первые века христианства. Некоторые исследователи вообще полагают, что статуэтка вырезана в языческий период и изображает вовсе не Марию.

Ещё одним объектом притяжения для паломников был лабиринт, именуемый «Путь в Иерусалим». Он выложен из цветных каменных плиток в центре храма и выглядит, как круг диаметром 13 метров и длиной пути 261 метр. Именно столько, согласно церковной традиции, должен был пройти Иисус Христос при восхождении на Голгофу. Пилигримы, не имевшие возможности поклониться Гробу Господню, но желавшие покаяться и получить отпущение грехов, могли прийти в Шартр и проделать на коленях весь путь по лабиринту, читая молитвы.

И сегодня в Шартрский собор идут паломники, а также историки, искусствоведы, любители старины, ценители прекрасного, просто туристы. Никого из них встреча с Нотр Дам де Шартр не оставляет разочарованным или безучастным.

Бесспорно, одним из крупнейших и, возможно, наиболее загадочных эзотерических символов Шартрского собора является Лабиринт. Эта круглая фигура, составленная из черно-белых плит, занимает около трети пола нефа; к сожалению, большая его часть обычно закрыта рядами скамеек. В путеводителе говорится, что прохождение по Лабиринту босыми ногами или на коленях было формой наказания и давало своего рода индульгенцию, которая в средние века являлась эквивалентом «отсрочки за хорошее поведение» от тюрьмы ада. В путеводителе также сказано, что проход по Лабиринту символизировал и заменял акт паломничества. Дойти до центра Лабиринта означало достичь Святого Города Иерусалима. Я не считаю ни одно из этих толкований заслуживающими доверия, поскольку в других местах был обнаружен ряд неолитических лабиринтов с аналогичным узором, и глупо было бы утверждать, что подобные лабиринты предназначались для получения индульгенции от Папы Римского или служили символом паломничества в Святой Город.

Первый раз я увидел весь Лабиринт при посещении собора в начале 1990-х годов с коллегой Рэем Пиком. В тот же день по дороге к порту Роскоф мы провели несколько часов на фольклорном фестивале в маленьком городке Бретон.

В разгар веселья ведущий фестиваля объявил, что настало время танца, и на сцену поднялись музыканты: один со средневековым барабаном, другой - флейтой факира, у третьего в руках была странная волынка, аналога которой я никогда ранее не видел, замыкал эту группу гитарист. Их музыка легко запоминалась, она была одновременно знакомой и чужой. Звучала арабская мелодия - медленная, ненавязчивая, ритмичная и чарующая. Вели танец мэр города с женой. Они держались под руки, тесно прижавшись друг к другу, и двигались боком из стороны в сторону по запутанной траектории, затем к танцу постепенно присоединилось остальное население городишка: дети, взрослые и пожилые люди. И тогда я понял, что своими движениями танцующие рисовали некий узор, похожий на витиеватый дизайн Шартрского Лабиринта. Танец, который мы наблюдали, скорее всего, произошел от традиционного суфийского танца, который служил для переключения сознания.

Позднее я узнал, что Лабиринт в Шартре действительно был задуман как траектория для ритмичного ритуального танца. Прохождение по священным плитам следовало осуществлять босиком, чтобы ноги напрямую соприкасались с камнем, который в средневековье служил аккумулятором энергетических потоков земли. В дни празднования равноденствия, когда энергия земли пульсировала наиболее заметно, сам епископ проводил народ по Лабиринту в ритуальном танце. Примечательно, что сам процесс движения группы верующих по Лабиринту еще больше способствует усилению воздействия энергетических сил земли.

Первый раз увидев Лабиринт, я прошелся по нему с тремя разными группами - один раз днем с группой из американского фонда Эдгара Кейси и два раза вечером при свете свечей. Оба вечерних прохода произвели на меня сильное впечатление.

После всех трех прохождений я провел биолокацию над Лабиринтом и выяснил, что после завершения группой прохода энергетические силы в центре значительно усиливались. Поэтому вполне вероятно, что те, кто доходил до центра Лабиринта в дни равноденствия, внутренне изменялись. И каждый раз, когда я проходил по этому мистическому пути, я испытывал сильное чувство духовной открытости, меня посещало ощущение божественной гармонии. Говоря символически, есть два разных подхода к «духовному пути»: один символизирует паломничество, второй - проход по лабиринту. В первом случае человек предпринимает путешествие во времени и пространстве, через священные земли, во втором - человек движется ритуально, физически и духовно внутрь лабиринта, к спокойному и недвижимому центру. Лабиринт действительно является самым большим символическим элементом Шартрского собора. Он имел особое значение для его создателей. Это не просто гигантский символ - это инструмент, предназначенный изменять сознание. Вот что пишут исследователи: «Большой витраж-роза на западном фасаде не только соответствует размеру Лабиринта, но, если его наложить поверх лабиринта, витраж полностью покроет его». Почему? Кто знает... Средневековые мастера по сей день хранят свои секреты.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что Шартрский собор не просто вырезанная из камня молитва и памятник средневековым христианским верованиям, но также гимн тайному духовному учению, руководство для посвященных, вырезанное в камне, закодированное в традиционных христианских символах. Независимо от ваших верований, христианских или еретических, иконография Шартра совершает чудо преображения именно тем способом, который наиболее подходит вашим силам, слабостям и духовным потребностям.

Мой коллега Гордон Стрэхен в своей книге о Шартрском соборе ставит два вопроса. Первый: есть ли у собора своя собственная аура, резонирующая с человеческой? И второй: по этой ли причине собор оказывает на нас воздействие? Я бы ответил положительно в обоих случаях. В течение последних десятилетий множество исследователей бьются над вопросом необычной ориентации Шартрского собора по сторонам света. Подавляющее большинство христианских церквей и соборов по традиции ориентированы на восток. Но не Шартр. Он отклонен на 47 градусов севернее. Следует отметить, что такое расположение было выбрано не Фульбертом, философами шартрской мистической школы или тамплиерами - такое расположение было выбрано с момента появления в этом месте первого христианского храма. Имеется несколько планов различных церквей и соборов, которые строились на священном холме Шартра в разные времена, и все они вмещаются как матрешки один в другой, начиная с древнейших храмов до современного. Возможно, такое расположение является наследием древней неолитической конструкции, оно лишь на три градуса отличается от ориентации Стоунхенджа и менее чем на пять градусов - от ориентации на точку летнего солнцестояния. В западном крыле южного трансепта есть отдельно стоящий камень. Для чего? Можно лишь предположить, что это каким-то образом связано с загадочным положением собора.

Шартрский собор (Франция) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год во Францию
  • Горящие туры во Францию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Собственный оттенок синего цвета, таинственный гигантский лабиринт на полу и одна из самых почитаемых христианских реликвий - плащаница Девы Марии - немногие соборы мира могут похвастать таким собранием уникальных особенностей. А вот душе и символу города Шартр - Шартрскому собору - это удалось. Невероятный готический шедевр в 1979 году был включен в Список ЮНЕСКО и ежегодно привлекает тысячи туристов под свои летящие своды.

Немного истории

На месте нынешнего собора с 9 века стояли церкви, в которых хранилась плащаница Богоматери. Первый собор был возведён в начале 11 века, но совсем скоро он сгорел, уступив место храму в романском стиле, которого, впрочем, дважды постигала такая же участь. Строительство современного собора началось в конце 12 века, причём в работах добровольно принимала участие чуть ли не вся Франция. Открытие же храма состоялось в 1260 году при короле Людовике IX. Примечательно, что с тех пор облик Шартрского собора не претерпел практически никаких изменений, не считая незначительных реставраций в новейшее время.

Что посмотреть

Знакомство с Шартрским собором традиционно начинается снаружи - от его величественных летящих ввысь башен буквально захватывает дух. Кстати, определённая асимметрия - вовсе не оптический обман: правая от входа башня возвышается на 105 метров, а левая - на целых 113. Кроме этого, и стиль башен разнится: правая построена в изящном и строгом романском стиле, а левая - в «колючем» стиле пламенеющей готики.

Находясь на площади перед собором также невозможно не обратить внимание на великолепную готическую розетку, пространство между каменной резьбой которой заполнено витражами. Помимо розетки заслуживают внимания и астрономические часы на южном фасаде, помещённые туда в 16 веке. Ныне они показывают только время, а до конца 18 века, когда механизм, увы, сломался, давали информацию также о дне недели, месяце, времени восхода и заката Солнца, фазах Луны и текущем знаке зодиака.

Суперсооружения древности: Шартрский собор

Осмотрев фасады Шартрского собора, самое время устремиться внутрь - здесь не менее интересно. Для начала стоит обратить внимание на впечатляющие просторы центрального прохода - это самый широкий неф среди всех соборов Франции и восхититься игрой проходящего сквозь витражи солнечного света на колоннах и полу храма.

Оттенок синего цвета на витражах собора получил собственное название - «Шартрская синь», а секрет его получения до сих пор не разгадан.

Вообще, витражи считаются самым уникальным атрибутом Шартрского собора - их общая площадь превышает 2000 кв. м, а число - более 170. При этом самые древние из них относятся ко времени строительства собора - 12 веку. По витражам, кстати, можно проследить всю библейскую историю - для этого рассматривать их нужно снизу вверх, слева направо от центрального входа.

Находясь в Шартрском соборе, нужно ни в коем случае не забыть также смотреть себе под ноги: на полу выложен огромный лабиринт, символизирующий путь верующего к Богу, «выбраться» из которого можно лишь одним путём, длина которого - 294 метра. Кстати, пилигримы до сих пор используют прохождение по лабиринту как элемент медитации.

Обозреть окрестности можно, поднявшись на одну из башен собора.

Прогулки по одному из самых любимых городов Франции начну с кафедрального собора, что кажется мне вполне логичным. Это величественное сооружение уже несколько десятилетий находится в стадии постоянной реставрации, что в конце концов поможет вернуть церкви средневековый аутентичный облик. Северный фасад был отреставрирован в 1997-99, южный фасад (без порталов) - 2007-08, западный фасад (2008, 2010-2012). Интерьер с 2008-го года также реставрируется. Работы должны завершиться к 2015-му году.

Фотографии сделаны летом 2012 и 2013 годов.

В конце поста фотографии с шоу-подсветки собора.

Первый храм здесь возвели в середине IV века. Он назывался Авентинским собором по имени первого епископа города. Храм был возведен, по всей видимости, у подножья стены галло-римского периода, окружавшей город. Он был разрушен огнем в 743 году, или 753 году вестготскими войсками. После очередной реконструкции, начатой в 859 году, епископ Жильбер превратил церковь в городской кафедральный собор. В это же время король Карл II подарил собору одну из самых значительных реликвий христианства – покров Девы Марии. Во время революции духовенство разделило покров на несколько частей в надежде, что хоть какая-нибудь из них уцелеет. Действительно, когда Франция успокоилась, самый большой кусок вернулся в собор, и до сих пор здесь хранится.

Первый кафедральный собор сгорел в 1020 году и на его месте был возведен романский собор. Работами руководил епископ Фулберт, который организовал знаменитую Шартрскую школу, научный центр Средневековья.

Этот собор простоял до сильного пожара 1194 года. От огня уцелели лишь крипта, часть западного фасада и нижний ярус башен. Чудесным образом не пострадал и ларец с покровом Богородицы.

В этом же году были начаты работы по возведению нового собора. За основу взяли чертежи старого, а его уцелевшие фрагменты были встроены в новое здание. Строительство храма в основном было закончено в 1225 году, и его облик сохранился до наших дней. Только северная башня в начале XVI века была дополнена шатром, украшенным замысловатым каменным кружевом.

Новый собор был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика IX Святого, и в честь Девы Марии получил название Нотр-Дам де Шартр.

Главный фасад собора - западный, обрамленный двумя колокольнями. Здесь было расположено множество статуй: 24 крупные (19 сохранилось) и 300 более мелких фигуративных элементов, создававших декоративное украшение фасада. Стена за спинами статуй покрыта узорами, несущими отпечаток еще не закатившегося романского стиля - плетёнки, колонны, листья аканфа. Портал на этом фасаде носит почетное имя Королевского.

Из-за сложной истории строительства собора две его колокольни выполнены в разном стиле: северная башня носит отпечаток типичной ранней готики (с толстыми нервюрами и конусообразным силуэтом), и увенчивается шпилем в стиле пылающей готики, поставленном в 16 веке. А южная башня имеет более классический готический облик, будучи возведенной в зрелый период стиля. Ее шпиль более прост. Эта разница между двумя колокольнями является уникальной чертой здания. В этой башне находятся 7 колоколов, каждый из которых имеет свое собственное имя и голос.

Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей.

На северном фасаде расположен портал, носящий название «Ворот Завета». Здесь изображены сцены из Ветхого Завета и жития Девы Марии. На центральной арке высечены эпизоды из Книги Бытия. Правая часть посвящена теме «трудов и дней».

Предположительно, статуи Блаженной Изабеллы и ее отца Людовика VIII на одном из порталов собора.

На северной стороне собора расположены также часы XVI века.

Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, симметричен северному, рассказывает о Церкви, которая опирается на апостолов (центральная часть), святых (справа) и мучеников (слева).

Собор знаменит, прежде всего, благодаря своему удивительно богатому декору. В интерьере и фасаде насчитывается почти 3 500 статуй, многие из которых являются совершенными образцами готического стиля. Здесь насчитывается 9 резных порталов, самый большой хор во Франции и самая большая крипта в романском стиле. Общая площадь 176 окон-витражей собора составляет 2 600 кв. м.

Отреставрированный деамбулаторий:

Ограда хора отделяет его от деамбулатория. Она полностью скульптурная – 40 групп, насчитывающих 200 статуй, многие из которых сделаны мастером по имени Жан де Бос, который начал работу в начале 16 века. Ренессансная иконография посвящена эпизодам из жизни Иисуса и Девы Марии. В соборе хранится деревянная статуя Девы, датируемая 1540 годом, которая была частью загородки, разрушенной в 18 веке.

Весьма прославлены витражи Шартрского собора - как своей красотой, так и тем, что это самый значительный единый ансамбль окон, сохранившийся с 13 века. В основном их создали в 1205-1240 годах. Большинство окон было сделано в то время, когда собор перестраивался после пожара 1194 года. Древней лишь витражи аббатства Сен-Дени, заказанные аббатом Сугерием в 1144-1151 годах. Три окна на западном фасаде сохранились от предшествующего столетия – вероятно, 1145-1155 годов. Также осталось раннее окно 1180 года – в южной стороне деамбулатория, изображающее Деву Марию. Оно имеет имя собственное – Богородица Красивого Стекла (Notre-Dame-de-la-Belle-Verrière). Это один из главных, самых знаменитых, витражей собора.

Знаменитый витраж Notre-Dame de la Belle Verrière XII века. Именно на нем сохранился изумительный голубой цвет.

Основной цвет шартрских витражей - интенсивно синий, созданный с использованием синего кобальта, секрет воспроизводства которого ныне утерян. Почти две сотни окон являются важными произведениями декоративно-прикладного искусства. Несколько окон были повреждены и восстановлены в последующие века. В 1972 году витражи начали чистить от загрязнений, и работы все еще продолжаются. Сюжеты традиционные - из Ветхого и Нового Заветов, хотя использованы мотивы из «Золотой легенды» Якова Ворагинского. Среди мотивов можно найти знаки зодиака, а также упоминания о цехах, которые, возможно, оплатили создание этих витражей. Повествование в витражах, как правило, читается снизу вверх и слева направо (за исключением цикла Страстей, который читается сверху вниз). Помимо витражей с традиционными евангельскими сюжетами любопытно разглядывать цикл окон с историей Карла Великого, причем этот правитель даже не является канонизированным святым. В Сен-Дени есть окна на аналогичные сюжеты, например, о легендарном путешествии императора на восток, во время которого были обретены реликвии Страстей. Витражи в Шартре придуманы на основе тех же древних манускриптов, но с добавлениями. Истории очень странные и непривычные: например, одно из окон посвящено покаянию Карла Великого за грех кровосмешения со своей сестрой, от которого родился Роланд.

Окно-роза на фасаде северного трансепта изображает Богоматерь с младенцем на троне, в окружении лучей с голубями, ангелами, царями и пророками. Окно-роза южного трансепта посвящено сюжетам Апокалипсиса, а также теологическим толкованиям. В центре находится Христос во славе.

Нетрадиционны также витражи в капелле Вандом, которые были оплачены Луи де Бурбоном, графом Вандомским, после паломничества в Шартр и после битвы при Азенкуре, где он был взят в плен. Часовня была построена в 1417 году. Здесь изображены члены его семьи (в том числе королева Жанна Неаполитанская и Жан де Лузиньян, король Кипра) и их святые покровители. К сожалению, к 1700 году они были уже повреждены, а во время Французской Революции уничтожили изображения членов семьи Вандома. Изображения были переделаны в 1920 году художником Альбером-Луи Бонно по рисункам из частной коллекции. Одна из характерных черт этого витражного цикла – большое количество донаторов, которые вложили средства в создание этих окон. Это не только короли (Людовик VIII, Фердинанд III Кастильский, Людовик IX и Бланка Кастильская), герцоги и графи (Тибо VI, граф Блуа, Симон де Монфор), а также 30 гильдий (плотники, каменщики, пекари, скорняки), которые изображены в бытовых сценках, дающих яркую картину средневекового цехового общества.

Интересно, что деревянная кровля собора сгорела в 1836 году, на следующий год ее заменили медными листами по металлическому каркасу. Современный облик является результатом реконструкции, осуществленной в 1997 году.

Украшения и скульптура собора при подъему на одну из башен:

Крипты храма являются результатом строительных работ разных периодов и носят черты различных архитектурных стилей. Здесь можно посмотреть фрески 12 века, 19 века, а также современные росписи. Внутренняя крипта, вероятно, является частью сооружения, построенного в каролингскую эпоху, в 9 веке. Она носит имя святого Любена и находится под хором нынешнего собора, чуть ниже алтаря. Наружная крипта святого Фульберта (она же нижняя церковь) идет полукругом от одной башни к другой. Датированная 11 веком, она имеет 230 метров в длину и 5-6 метров в ширину, и является самой крупной криптой во Франции. Здесь находится часовня Богоматери Подземной (Notre-Dame Sous-Terre) – пожалуй, одно из древнейших святилищ, посвященных Деве Марии, в Западной Европе. Здесь стоит статуя, датированная 1975 годом, которая воспроизводит древнюю статую, вероятно, сожженную революционерами в 1793 году. Она могла изначально быть статуей Богини-Матери галло-римских времен. Другие капеллы в подземной крипте – три романские и четыре готические (13 век). Здесь также расположен колодец Сен-Фор (Saints-Forts), вода которого, по средневековому поверью, обладала чудотворной силой исцеления. В южной галерее находятся фрески 12 века, изображающие популярных святых – Климента, Эгидия, Мартина, Николая. В конце южной галереи стоит каменная купель романского периода.

Холм, на котором построен Шартрский собор, задолго до появления христианства был культовым местом.

Этот холм был священным задолго до прихода друидов и тысячелетиями служил центром паломничества. Что же притягивало сюда язычников? Что указало друидам и тем, кто был здесь до них, на то, что земля здесь "святая"?

Это genius loci - дух места...

Дух земли проявлялся иногда в виде подземных вод с магнитными свойствами или в том, как, согласно верованиям древних, боги давали о себе знать.

Среди таких мест можно отметить Дельфы, Храмовый холм в Иерусалиме и холм в Шартре. В этих местах можно обнаружить наиболее мощные теллурические силы (энергетические потоки, земные токи).

Это Spiritus Mundi, или дух земли. Spiritus Mundi настолько силен, что может разбудить в человеке некие скрытые силы. Так считалось со времен друидов, когда холм в Шартре называли Холмом сильных или Холмом посвященных...

Этот дух места настолько священен, что никакое физическое воздействие не может его уничтожить. Поэтому ни в коем случае нельзя осквернять холм, который стоит на этом месте. Собор в Шартре единственный собор во Франции, где не был погребен ни один монарх, кардинал или епископ. Холм до сих пор остается неоскверненным, как и Храмовая гора в Иерусалиме.

О наличии в Шартре Spiritus Mundi было известно с доисторических времен. О нем знал и люди, построивший собор на пересечении водных течений, которые усиливают действие «духа места».

Согласно некоторым исследователям, мощь этого мистического энергетического места в Шартре усиливают большая петля подземной реки и сходящиеся в одной точке веерообразно расположенные подземные каналы. В самом соборе есть еще несколько мест, где энергетические силы проявляются так заметно, что это чувствуется физически.

Фотографии с шоу-подсветки собора летом 2013-го года.