Как сделать катану из металла. Технология изготовления катаны. Полировка клинка катаны

Катана – длинный немножко изогнутый двуручный меч, придуманный и сделанный впервой в Японии. Он был одним из предметов вооружения самурая. Позже фильма Квентина Тарантино «Убить Билла» катана стала волновать многих. Как же самому сделать катану ?

Вам понадобится

  • Наковальня, железистый песок (специальный черный песок с побережья Японии, из которого плавится железо), молот, плавильня, древесный уголь, горн, порошок песчаника, вода, глина, рисовая солома, а также шлифовальные и полировочные инструменты для обработки полученной стали. Если все это вы сумели обнаружить, то приступим к самому изготовлению меча.

Инструкция

1. Погрузите древесный уголь, зажгите его, разместите песок в плавильню и при температуре 1500 градусов, выплавите приблизительно четыре килограмма стали. Поделите получившийся металл на немного – и высокоуглеродистую железо. Малоуглеродистая железо – серо-черного цвета. Поместите на дне горна мелкие и большие куски древесного угля, после этого подожгите. Позже этого разместите в горн высокоуглеродистую железо и также насыпьте немножко древесного угля.

2. Позже этого распределите по дну горна золу от рисовой соломы и предварительно измельченный древесный уголь, разместите слой высокоуглеродистой стали и засыпьте все это древесным углем. После этого начинайте стремительно качать меха, пока в горне не останется одна железо. Осмотрительно достаньте куски стали и начинайте ковать из них плоские листы. Следите, дабы по толщине они были не больше пяти миллиметров. Поделите железо на высоко – и малоуглеродистую.

3. Куски высокоуглеродистой стали положите на стальную заготовку с рукоятью, оберните в бумагу и нанесите глину. Позже этого, положите все это в горн и засыпьте углем. Грейте приблизительно 30 мин до возникновения белого цвета. Получившийся блок достаньте, положите на наковальню и несколько раз ударьте молотом. После этого вновь положите в горн, отлично раскалите и вновь ударьте несколько раз молотом. Повторите эту процедуру пять – шесть раз.

4. У вас получилась железо, которая именуется «каваганэ». Возьмите малоуглеродистую железо, которую вы предварительно отложили, сделайте из нее брусок путем ковки, а после этого сверните и прокуйте его еще 9-10 раз. Сейчас вы получили железо «синганэ».

5. Дальнейшим шагом будет заготовка для лезвия. Расколите брусок и выкуйте из него прямоугольную пластину. Растягивая пластину перпендикулярно длине, вы придадите лезвию надобную форму. Обработайте напильником хвостовик лезвия. Процесс изготовления катаны, завершите дальнейшим образом. Из пары брусочков древесины сделайте ручку, которую вначале обмотайте кожей, а после этого шнуром из хлопка.

Аура, которая окружает мифический самурайский меч – катану, поддерживает интерес и восхищение перед этим видом оружия на протяжении не одной сотни лет. Катана – крепкий, легкий и эластичный меч. Он становится таким за счет особенных материалов, из которых он куется, особой техники ковки и, согласно легендам, верного сердечного настроя мастера.

Вам понадобится

  • Железистый песок
  • Плавильня
  • Молот
  • Наковальня
  • Рисовая солома
  • Глина
  • Порошок песчаника
  • Инструменты для шлифовки и полировки стали

Инструкция

1. Для того дабы выковать верную катану, надобно запастись особенным «черным песком» с японского побережья. Это железистые пески из которых вам предстоит выплавить тамахаганэ – традиционную японскую железо, используемую для ковки самурайских мечей.

2. Загрузите рудный песок в плавильню – татара – и выплавите на древесном угле около 4 килограмм стали. Температура в плавильной печи должна добиваться 1 500 градусов по Цельсию.

3. Рассортируйте железо на малоуглеродистую и высокоуглеродистую. Высокоуглеродистая тамахаганэ тяжелее, ясно серебристого цвета. Малоуглеродистая – грубее, серо-черного цвета.

4. Покройте дно кузнечного горна измельченным древесным углем, добавьте огромные куски угля и подожгите их. Уложите слой малоуглеродистой стали и вновь засыпьте слоем древесного угля. Дождитесь пока железо опуститься к дну горна.

5. Покройте дно горна золой от рисовой соломы напополам с измельченным в порошок древесным углем, уложите слой высокоуглеродистой стали горкой, засыпьте сверху древесным углем. Начните активно качать мехи. Дождитесь пока в горне не останется только железо.

6. Возьмите куски тамахаганэ и начните ковать из них плоские листы толщиной в полсантиметра. Охлаждайте листы в воде и разламывайте на пластинки площадью в 2 квадратных сантиметра. Рассортируйте железо на высокоуглеродистую и малоуглеродистую.

7. Возьмите отобранные куски высокоуглеродистой стали, уложите на стальную пластину с рукоятью. Оберните бумагой и обмажьте глиной. Разместите в кузнечный горн. Засыпьте древесным углем и нагревайте не менее тридцати минут до ясно желтого либо белого цвета.

8. Достаньте блок из горна, поместите на наковальни и осадите молотом. Вновь разместите в горн, нагрейте и прокуйте. Повторите данный цикл несколько раз.

9. Когда ваш брусок будет готов, сделайте в нем надкол долотом и сверните на себя. Вновь нагрейте и обработайте молотом, до тех пор пока верхние и нижние половины не сплавятся, а брусок не вернется к изначальной длине. Повторите данный цикл шесть раз.

10. Перед продолжением ковки разрежьте брусок на четыре равные части. Сложите их одна на иную и сварите их совместно, путем нагревания и ковки. Ещё шесть раз повторите сворачивание, нагрев и ковку. У вас получилась железо «каваганэ».

11. Возьмите отложенную низкоуглеродистую железо, выкуйте из неё брусок и после этого сверните и прокуйте его ещё десять раз. У вас получилась «синганэ» либо железо сердцевины.

12. Выкуйте из каваганэ плоскую пластину длиной в 40 сантиметров, сверните в виде буквы U. Вовнутрь этой пластины разместите брусок синганэ. Нагрейте заготовку в горне до ясно-желтого цвета и начните сковывать. Достигните полной сварки пластин между собой.

13. Сделайте заготовку для лезвия, нагревая брусок в горне и выковывая из него прямоугольную заготовку.Придайте лезвию форму, путем растягивания заготовки перпендикулярно длине. Сформируйте режущую кромку, острие, боковые ребра и обух.

14. С поддержкой ножика-скребка обработайте поверхность меча. Напильником обработайте обух и режущую кромку. При помощи камня-карборунда исполните заблаговременную шлифовку каждого лезвия.

15. Приготовьте клейкую глиняную смесь из глины, толченого древесного угля и порошка песчаника в равных пропорциях. Разбавьте водой и шпателем нанесите на режущую кромку. Толстым слоем по обуха и на боковых поверхностях и дюже тонким слоем по самой кромки. Дождитесь пока глина застынет.Нагрейте лезвие в горне до 700 градусов Цельсия и охладите в емкости с водой.

16. Скорректируйте изгиб лезвия и отполируйте его.

17. Напильником обработайте хвостовик лезвия.

18. Закончите производство катаны, сделав ручку из 2-х половинок древесины, обмотанных вначале кожей, а потом хлопковым шнуром.

Видео по теме

Полезный совет
Обучиться искусству изготовления обычной катаны дозволено экстраординарно лично у подлинного мастера. Существует уйма тонкостей и секретов, которые передаются только от педагога к ученику.

Настоящая катана, являясь оружием самурая, изготавливается из определенных сортов железа, скованных в несколько слоев. Но современные катаны, как водится, куются из рессорной стали. Следственно заточка японских мечей-новоделов имеет свои особенности.

Вам понадобится

  • – катана;
  • – камни для заточки;
  • – электрический наждак;
  • – маркер;
  • – защитные очки.

Инструкция

1. Возьмите меч в руки и мысленно поделите клинок на три части. Верхняя часть затребует особенно острой заточки (она будет разрезать), средняя – заточки под огромным углом (на нее будет доводиться нагрузка при ударе) и, наконец, нижняя часть, которая ближе каждого к гарде, затачивается минимально (на нее реально не доводится нагрузка). Разметьте эти части маркером.

2. Вначале сделайте клинку минимальную заточку. Для этого включите электрический наждак, наденьте защитные очки, подождите приблизительно одну минуту, пока он всецело раскрутится, и перпендикулярно поднесите к нему кончик меча. Легким движением, не прижимая крепко клинок к диску наждака, проведите меч справа налево, после этого опрокиньте его и проведите слева направо. Повторите процедуру до тех пор, пока очевидно не будете ощущать пальцем на режущей кромке острый угол. Такого же результата дозволено добиться, водя точильным камнем по клинку, но это займет значительно огромнее времени и сил.

3. Сейчас заточите верхнюю часть клинка. Опять поднесите катану к наждаку, положите клинок плашмя на диск. Наклоните ее так, дабы режущая кромка слегка касалась вертящегося диска. Движениями слева направо и справа налево водите клинок от кончика до отметки его средней части. Этим вы уменьшите угол заточки.

4. Заточите среднюю часть клинка. Угол заточки должен быть 40-45°. Водите лезвие по наждаку, плотно его к нему прижав – от отметки средней части до отметки нижней вышеописанным методом, пока не добьетесь нужного угла заточки. Подобно поступите с нижней частью клинка. Тут острота заточки не так значима, следственно угла 50° будет довольно (но никто вам не воспрещает сделать его поменьше). Заточка нижней части должна заканчиваться на 2-3 см от гарды (дальше точить будет трудно, а гарду ободрать дозволено легко).

5. Сейчас доведите меч до надобной остроты точильными камнями. Вначале равномерно проводите ими по каждой длине клинка, дабы удалить допустимые неровности. После этого целеустремленно затачивайте крутыми короткими движениями всякую часть по отдельности, начиная с нижней.

Обратите внимание!
Чем поменьше угол заострения, тем поменьше крепкость лезвия. Для разрезания твёрдых материалов нужны огромные углы заострения, а для разрезания мягких материалов угол заострения должен быть гораздо поменьше.

Полезный совет
Позже рубки на мечах на вашем клинке неотвратимо останутся зазубрины (для его сохранности отличнее отбивать вражеское оружие плоской стороной клинка), следственно процедуру заточки точильными камнями повторяйте позже всего боя либо раз в неделю.

Катана представляет собой длинный двуручный изогнутый меч с одной острой гранью. Наравне с коротким мечом вакидзаси и вспомогательным кинжалом танто она входила в стержневой комплект вооружения японских самураев. Катана была душой воина, драгоценностью, семейной реликвией и даже философией. В наши дни японская культура и боевые искусства крайне знамениты в России, следственно самурайские мечи пользуются огромным спросом. Знание положительно предпочесть катану – это тоже искусство, которому необходимо учиться.

Инструкция

1. Решите для какой цели вы хотите приобрести катану . От этого будут зависеть размеры меча, комплектация и даже материал.

2. Если меч надобен вам для тренировок, приобретите боккэн – деревянный макет катаны. Боккэн должен выдерживать мощные удары, следственно он изготавливается из твердых сортов древесины (бука, дуба, граба) и пропитывается лаком либо смолой для увеличения плотности. При насыщенных тренировках меч прослужит 1-2 года. В Японии к боккэнам относятся примерно с таким же уважением, как к настоящим катанам.

3. Если вы выбираете тренироваться с настоящим мечом, уделите главенствующее внимание при выборе катаны не декору, а размерам и форме. Возьмите меч в руки: удерживать его должно быть удобно и славно. Длина катаны варьируется в пределах от 95 до 120 см. Для того, дабы положительно подобрать длину меча для себя, встаньте прямо и возьмите его за основание лезвия вблизи круглой гарды (цубы). Кончик лезвия должен фактически касаться пола. Длина рукояти катаны (цука) должна составлять приблизительно три ваших кулака (в среднем около 30 см).

4. Приобретая оружие в презент, в качестве украшения интерьера, отдайте предпочтение комплекту из 2-х мечей (катана и вакидзаси) либо 3 (катана, вакидзаси и танто). Это будет выглядеть больше значительно и богато. В различие от европейских сабель, кортиков и шпаг, японские катаны не вешаются на стену, следственно непременно приобретете особую подставку.

5. Дабы катана заняла заслуженное место в интерьере, позаботьтесь об аксессуарах. Отличительной спецификой самурайских мечей является вероятность разобрать их на комбинированные части. От того что рукоятка обыкновенно изготавливалась из дерева и обтягивалась кожей либо тканью, она стремительно снашивалась и нуждалась в замене. Выбирая катану , приобретите добавочный комплект для ее оправы (сорои-моно). Он включает цубу (гарду), менуки (украшения рукоятки), касира и фути (головку и муфту рукоятки).

6. Помните о том, что за самурайским мечом, как и за любым иным оружием, необходимо положительно ухаживать. Неукоснительно приобретете особый комплект по уходу за катаной. Он включает в себя порошок природного камня для полировки, рисовую бумагу для чистки, масло для смазывания лезвия, а также мекугицучи – инструмент для извлечения деревянных гвоздей (мекуги), которыми крепится рукоятка.

Видео по теме

Обратите внимание!
Если вы хотите приобрести катану в презент не в качестве предмета интерьера, а для занятий боевыми искусствами, неукоснительно приходите в магазин совместно с грядущим обладателем. Безусловно, сюрприза не получится, но только сам воин сумеет определить, положительная ли у меча длина и удобно ли будет с ним трудиться.

Японский меч катана создается в течение нескольких месяцев. Процесс настоль труден потому, что оружие должно быть единовременно острым, крепким и не ломким. Дабы добиться этого, мастера комбинируют в одном клинке несколько видов металла. Если вы решили нарисовать катану и хотите, дабы рисунок был правдоподобным, рассматривайте особенности устройства этого оружия.

Вам понадобится

  • – карандаш;
  • – бумага;
  • – ластик;
  • – краски/цветные карандаши.

Инструкция

1. Нарисуйте прямую линию. Она послужит основой очерка. Если на рисунке помимо катаны будут другие предметы либо люди, определите их пропорциональное соотношение. Рассматривайте длину оружия – около 70-100 см.

2. Поделите линию на три равные части. Верхний отрезок обозначает длину рукояти. От того что меч должен быть изогнутым, слегка выгните нарисованный отрезок. Самая «выпуклая» точка располагается в середине отрезка.

3. Обозначьте ширину катаны. Ширина клинка приблизительно в 30 раз поменьше всеобщей длины оружия. Рукоятку сделайте чуть больше широкой, чем клинок. Острие клинка должно быть скошенным – «отрежьте» конец меча под углом 45°.

4. На границе ручки и лезвия нарисуйте гарду. Это металлическая насадка, которая охраняет руку воина. Ее диаметр составляет в среднем 8 см, а толщина – 5 мм. Форму гарды вы можете предпочесть по своему желанию – она бывает круглой, овальной, четырехугольной, многоугольной, поделенной на части. На поверхности этой части катаны дозволено изобразить резьбу либо окантовку цветными металлами. Сверху и снизу гарда крепится шайбами – нарисуйте их в виде тонких полосок.

5. Под и над гардой нарисуйте по полоске, верхнюю сделайте больше тесной. Это муфты, сделанные из латуни либо бронзы.

6. Удалите вспомогательные линии построения и подробно прорисуйте поверхность всех частей катаны. Дозволено заранее сделать акварельный фон, а на высохшую краску добавить карандашные штрихи.

7. Рукоятка катаны должна быть обтянута кожей. Сверху она обмотана лентой. Узор обмотки придумайте либо скопируйте с фотографии подлинного оружия. Между витками тесьмы дозволено добавить объемные элементы декора. Ближе к гарде нарисуйте маленький штырь, которым рукоять крепится к лезвию.

8. Клинок катаны может быть сделан из одного либо нескольких металлов. Самые добротные экземпляры изготавливают из крепкого металла по краям и больше мягкого – в центре клинка. Прорисуйте границы этих «слоев». Раскашивая клинок, определите, где находится источник света, и обозначьте на лезвии блики и затененные места.

9. Ножны для катаны нарисуйте в виде изогнутого прямоугольника. В верхней его части должен располагаться шнур, продетый в петлю.

Японское оружие давным-давно теснее завоевало знаменитость во каждым мире. Длинный меч катана даже попал в русские оружейные государственные эталоны холодного оружия, где его назвали двуручной саблей. Хороше сделанная катана кажется монолитной, но на самом деле ее дозволено разобрать. Скажем, ее рекомендуется разбирать при транспортировке. Может появиться и надобность заменить рукоять. Помимо того, у коллекционеров частенько дозволено видеть отдельные части этого меча.

Вам понадобится

  • – маленький молоток;
  • – латунный шпунт:
  • – перчатки.

Инструкция

1. Ножны являются неотделимой частью катаны. В Японии они почаще каждого делались из кожи ската. Теперь данный материал применяется в основном в дорогих моделях, а для остальных ножны делают из всякий кожи, в том числе и неестественной. Катану в ножнах традиционно закладывают за пояс-оби. Эта мода возникла в XVII столетии и сохранилась до сего времени. Перед тем как снимать рукоятку, выньте меч из ножен.

2. Цука (рукоятка) у классной катаны крепится с подмогой одного либо нескольких штырьков - мекуги (в иной транслитерации – мэкуги). Штырьки обыкновенно делались из бамбука и не вклеивались. Теперь мекуги делают и из других материалов, причем у недорогих моделей детали рукоятки неоднократно сажают на клей. Именно следственно при покупке катаны нужно попросить продавца ее разобрать. Перед тем как начать снимать рукоятку, наденьте перчатки. Дозволено обойтись и одной - на ту руку, которой вы будете удерживать за лезвие.

3. Положите катану на горизонтальную поверхность. Если вы не дюже уверены в том, что штырьки выйдут легко, дозволено опрятно зафиксировать меч в тисках. Но обыкновенно это не делается. Приставьте латунный шпунт острием к штырьку. Старательно ударяя молотком по головке латунной детали, выбейте его. Верно так же выбейте и остальные мекуги. Редко когда бывает огромнее 3 штырьков, традиционно довольно бывает одного-2-х. Отложите мекуги в сторону либо в небольшую коробочку, дабы не потерялись. Цуку принято было делать из древесины магнолии. Теперь зачастую используют разные пластики.

4. Рукой в перчатке возьмите меч за лезвие рядом с гардой. Крепко потяните рукоятку. Она должна сниматься с хвостовика, тот, что именуется накаго, с некоторым усилием. Снимите муфту-фути, находящуюся между рукоятью и гардой.

5. Дальнейшая деталь, которую нужно снять с ножевика - сэппа, оригинальная шайба, которая делает соединение больше крепким и не разрешает рукояти расколоться. Верно такая же сэппа находится и по иную сторону гарды.

6. Снимите гарду, которая у катаны именуется цуба. Позже этого остается снять еще одну шайбу и еще одну муфту, которая носит наименование хабаки. Изредка дозволено разобрать рукоять, сняв с нее некоторые декоративные элементы. Но у современных рабочих мечей эти украшения традиционно не снимаются.

Полезный совет
Короткий японский меч разбирается подобно и с подмогой тех же нехитрых приспособлений. Молоток не должен быть дюже огромным. Мощно стучать им не нужно, латунь - достаточно мягкий материал, и шпунт может деформироваться. Предметы ухода за катаной дозволено приобрести в том же магазине, что и сам меч.

Древесный уголь - один из продуктов горения древесины. Черное пористое вещество, которое составляют углерод и водород с небольшим числом минеральных примесей в виде карбонатов и оксидов различных металлов.

Вам понадобится

  • – древесина для перевоплощения в уголь
  • – дрова для костра
  • – стальная емкость
  • – совок

Инструкция

1. Древесный уголь получается при термическом разложении древесины без притока воздуха. Данный процесс именуется пиролизом. В зависимости от условий сгорания образуется продукт с разными свойствами. Основным параметром, влияющим на качество угля, является температура пиролиза.

2. При обугливании древесины из нее удаляется влага и кислород, остаются только горючие вещества - углерод и водород. Пирометрические показатели получаемого продукта возрастают по сопоставлению с начальным материалом. Для приобретения угля накаливание древесины необходимо вести медлительно, а температура процесса должна составлять около 400°С. Стремительный нагрев до высоких температур приведет к образованию дегтя и летучих продуктов сгорания.

3. Получить древесный уголь дозволено и в домашних условиях, соорудив аналог печи для углежжения. Для этого подойдет стальная бочка с герметичной крышкой. Приготовьте место и дрова для костра, а также древесину, предуготовленную для перевоплощения в уголь. Установите бочку на подставку, скажем, на камни либо кирпичи. Заполните вашу импровизированную углевыжигательную печь древесиной, заблаговременно распиленной на небольшие бруски. Герметично закройте крышку. Обеспечьте небольшие отверстия для выхода горючих газов. Разведите огонь под бочкой.

4. Через несколько часов, когда из отверстий перестанут выходить газы, нагрев дозволено перестать. Но бочку не следует открывать до полного остывания полученного угля без доступа воздуха. В отвратном случае, процесс горения на воздухе может возобновиться, и уголь всецело сгорит.

5. Дозволено легко спалить дрова в печи либо в костре до образования красных углей. После этого соберите угли совком в железную емкость, наглухо закройте и оставьте без притока воздуха до полного остывания.

Обратите внимание!
Внимание! При работе, соблюдайте меры предосторожности! Работайте в перчатках при классном освещении.

Полезный совет
Не начинайте производить катану, пока не подготовите все нужные компоненты.

Здравствуйте, дорогие кенши !

Сегодня я хотел бы рассказать, как самостоятельно изготовить рукоятку (цука ) для катаны (иайто, шинкен ). Подготовить настоящий обзор меня сподвигла необходимость восстановить свой старый иайто , у которого по ряду обстоятельств отсутствовала рукоять. Делать рукоять на заказ в России или Японии достаточно накладно и занимает много времени и ресурсов. Поэтому я решил сэкономить время и деньги, плюс проверить место откуда растут руки. 😂😂😂

В этом обзоре я расскажу, как выточить рукоять из дерева и подготовить её к намотке (цукамаки ), о которой я расскажу в следующем обзоре.

Любой будока занимающийся иайдо или баттодо хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда рукоять катаны по тем или иным причинам приходила в негодность. Обычно рукоятка катаны имеет два изъяна — это цукамаки (намотка цукаитто ) и место крепления хвостовика катаны . Если перемотать цукаитто — это не совсем сложная и затратная задача, с которой справится любой, понадобится лишь новый шнур и сноровка. То с разболтанным хвостовиком дела обстоят сложнее. В зависимости от ситуации (если нет критичного повреждения целостности рукояти) можно решить и эту проблему, смешав опилки со столярным клеем, и залив в отверстие для хвостовика. После чего потребуется вставить сам хвостовик в отверстие с субстанцией, чтобы субстанция заполнила все лишние полости, и вытащить его перед тем, как он намертво приклеится. Однако, такой способ не всегда работает. Если рукоять из-за болтающегося хвостовика треснула, то для своей безопастности и безопастности окружающих такую рукоять необходимо заменить.

Ну, либо кому-то захотелось иметь парадную или наоборот «рабочую» рукоятку, то этот обзор также будет полезен для изготовления оной. А как это правильно сделать — пойдёт речь дальше. 😏

Для начала Вам понадобится сама катана (в разобранном виде). Часть коширае для цука , а именно: хабаки , сеппа (2 шт.), цуба , фути и кашира .

Последние две позиции очень важны, так как обычно рукоять вытачивается под фути и кашира определенного размера. От этого зависит выбор материала, а конкретно — его размеры.

Из инструментов понадобятся: тиски, струбцина, ножовка, набор напильников и наждачной бумаги разной зернистости, стамеска (если есть резец по дереву, то это облегчит задачу), нож, алмазная точилка (понадобится для заточки стамески в процессе, ибо тупая стамеска — это боль!), киянка, набор линеек, маркер и эпоксидный клей.

Для заготовки рукоятки лучше всего использовать дерево твёрдых пород. Можно использовать «традиционное» дерево — магнолию или павлонию, однако, их достаточно сложно найти в России, да и цены кусаются. Если для Вас происхождение вашей рукояти не имеет значения, то самый распространенный и доступный вариант — это российский дуб. Есть несколько интернет магазинов, которые предлагают к продаже бруски для поделок разной длины и ширины. В среднем цены колеблются от ₽500.00 до ₽1,500.00 за брусок. Лично я сэкономил и использовал в качестве заготовки остатки от паркета из массива итальянского дуба. 😎

N.B. Паркетная доска либо любое другое слоёное дерево не годится в качестве заготовки! И, наверное, не стоит упоминать, что дерево должно быть сухим!

Итак, все необходимые материалы и инструменты у нас есть. Переходим непосредственно к процессу изготовления рукоятки. Примерное время изготовления — два дня.

Перед этим нам необходимо определится с размерами рукоятки. Размеры — штука индивидуальная. Я могу предложить лишь измерить вашу «рабочую» цука , которая удобна в использовании.

Расскажу на своём примере. Длинна моей цука (вместе с фути и кашира ) — 280 мм . Ширина в самом широком месте (вместе с цукаитто ) — 45 мм . Толщина (вместе с цукаитто ) — 25 мм . Длина цукамаки (между фути и кашира ) — 260 мм . Ширина цукаитто 8 мм .

N.B. Здесь необходимо быть очень внимательным! Так как в зависимости от материала (хлопок или шёлк) и натяжения, а так же способа намотки, шнур может быть разной ширины, и от этого сильно зависит количество шагов (ромбиков), которые можно намотать на рукоятку между фути и кашира, а так же пространство для нижнего узла. Чтобы не было зазоров и узел «влез», я советую посмотреть как ваша «рабочая» рукоятка намотана, и прикинуть (с учётом материала) какая длинна рукоятки потребуется.

Определившись с финальными размерами будущей рукоятки, нам теперь необходимо определится с размерами заготовки. Конечно, сама деревянная рукоять под самэгава (шкура ската) и цукамаки намного меньше размеров, которые я указал (за исключением длинны). Но, как мне кажется, не стоит брать заготовку совсем впритык, так как работа с твёрдым деревом предполагает определенный уровень мастерства. Поэтому при отсутствии оного зачастую случаются огрехи производства (где-то струганули слишком много). Если взять заготовку чуть больше, чем размеры рукоятки в сборе, то в случае ошибок будет больше места для манёвра.

Для своей рукоятки я взял в качестве заготовки два бруска, каждый из которых длинной ~300 мм , высотой ~50 мм , шириной ~25 мм (см. фото выше).

Теперь необходимо выбрать наиболее ровные стороны (это понадобится в дальнейшем). Собираем катану для замеров. Плотно надеваем на хвостовик хабаки , сеппу , цубу , а затем другую сеппу . Размещаем собранную конструкцию на одном из брусков (см. фото ниже) по центру. Максимально точно обводим маркером. Так как обычно хвостовик катаны не совсем плоский, с одной стороны широкий, а с другой узкий, то на другом бруске делаем тоже самое зеркально (перевернув катану ). Это важно, когда мы склеим заготовки, то должно получится отверстие для конкретного хвостовика.

N.B. Я обвёл толстым маркером хвостовик (см. фото выше), вырезать полость для него я буду внутри этой линии. Очень важно, чтобы хвостовик был идеально подогнан в разрезе, иначе он будет болтаться. Глубина отверстия при этом не очень важна, так как потом это можно будет убрать напильником.

Берем в руки стамеску и начинаем выстругивать желоб для хвостовика. Следите за тем, что у одного края желоб должен быть глубже, чем у другого. Постоянно проверяйте глубину и ширину, прикладывая хвостовик. В конце концов хвостовик должен идеально вставляться в желоб и не «гулять» в нём.

Конец желоба можно сделать на 3-5 мм длиннее, чем длина хвостовика. Это необходимо на тот случай, если вы будете подгонять фути, стачивая верх рукоятки, чтобы потом хвостовик не сильно торчал из неё при сборе и вам не пришлось бы использовать прокладки.

N.B. Я специально не показываю на фото, что необходимо просверлить дырки для мекуги, так как в моем случае я буду делать новое отверстие (мекуги-ана) во время финишной сборки. Если же Вас устраивает имеющееся отверстие под мекуги, то до склеивания необходимо просверлить отверстие в каждой половинке будущей рукоятки. Обратите внимание, что на хвостовике оно идёт под углом. Соотвественно, наметьте сначала сверлом меньшим диаметром, а после склеивания можно будет просверлить по размеру.

Когда оба желоба для хвостовика готовы, соедините их вместе, зажав в тиски, чтобы проверить, как садится в это отверстие хвостовик.

Всуньте и высуньте хвостовик из заготовки. Если он входит достаточно плотно, но при этом без лишних усилий, и если не гуляет, то можно переходить к следующему этапу. Если же не входит до конца, то следует ещё подточить излишки. Если же хвостовик немного гуляет, то эту проблему можно будет решить при склеивании заготовки.

Следующий шаг — подготовка к склеиванию. Ранее я указал, что необходимо выбрать наиболее ровные части заготовки. Это сократит нашу работу с напильником. Теперь нужно обе половинки будущей рукоятки сначала обточить напильником, а потом наждачной бумагой так, чтобы они ровно и плотно прилегали друг к другу.

Итак, обе половинки идеально соприкасаются друг с другом. Теперь мы готовы к склеиванию. У меня был опыт склеивания рукояти специальным столярным клеем. Однако, я думаю, что эпоксидный клей более прочен и долговечен, а самое главное — прост в использовании. Я использовал эпоксидный клей в специальной упаковке (как шприц), которая при нажатии сразу смешивает компоненты, на выходе выдавая нужную нам субстанцию.

N.B. К сожалению, на следующий этап согласно инструкции нам отведено 5 минут, поэтому было не до фотографий. Заранее снимите коширае с катаны!

Берем «шприц» с клеем и выдавливаем линией «U » вокруг желоба для хвостовика. Не стоит выдавливать слишком много клея на это место, так как излишки потекут внутрь. Оставшуюся ниже желоба часть намазываем клеем обильно.

Аккуратно вставляем хвостовик в намазанную клеем половинку, после чего накрываем другой половинкой.

Сильно зажимаем эту конструкцию в тиски в районе начала желоба. Конец заготовки сильно сжимаем струбциной. У нас есть приблизительно 5 минут, чтобы вытащить хвостовик.

Теперь вернёмся к моменту «если хвостовик у вас гуляет» . После того, как мы зажали склеенную заготовку в тиски, часть клея попала в желоб для хвостовика. Это нормально! Чтобы избежать люфта в будущем, не вытаскивайте сразу хвостовик хотя бы в течение минуты. Как почувствовали, что он вытаскивается с трудом, вытащите его на половину и вставьте обратно. Повторите эту процедуру несколько раз в течение отведённых минут. Теперь все лишние полости заполнены эпоксидным клеем. Когда он застынет, то люфт хвостовика исчезнет.

N.B. Хвостовик необходимо сразу же почистить!

Оставляем нашу конструкцию сохнуть согласно инструкции на 8 часов. Этого вполне достаточно, чтобы заготовка склеилась «намертво». 👌

Итак, восемь часов прошло. Наша заготовка надежно селилась и готова к дальнейшей обработке.

Как видно на фото выше, по сути наша заготовка — это брусок. Этому бруску нужно предать овальную форму. У нас есть осевая линия — это линия склеивания половинок. её следует придерживаться. Начинаем обтачивать все стороны равномерно, но не слишком много (см. фото ниже).

По моему опыту удобнее будет определиться с формой, если приложить фути к верхней части рукоятки.

И обвести фути маркером. В дальнейшей обработке заготовки стоит придерживаться этой формы.

На этом этапе необходимо определиться с направлением рукояти, а так же подогнать фути . Поэтому с помощью стамески и напильника вытачиваем ободок под фути .

После того как мы подгоним фути и смонтируем катану на рукоятке, нам будет проще определиться с направлением, где убирать излишки дерева.

Теперь рукоятка начинает вырисовываться из заготовки. Пора подумать о форме будущей цука . Она может быть прямой от начала до конца; она может быть шире в начале и уже в конце; она может быть заужена по середине, как песочные часы (лично я предпочитаю такую форму). Определившись с формой, нам следует наметить эту форму на заготовке. На фото ниже можно наблюдать небольшой изгиб сверху рукояти. Сделав такой же снизу, получим нужную нам форму.

Рукоять не должна быть толще (шире) чем кромка фути и кашира . Так как по бокам в дальнейшем будет расположатся полоски самэгава , а потом и цукамаки . Это всё придаст нужную нам толщину, поэтому смело состругаем все излишки.

N.B. Цукамаки должны быть вровень с фути и кашира!

Перед тем как перейти к финишной обработке рукоятки, нам необходимо разместить кашира на конце рукояти. Подгоняем кончик рукояти под кашира . У кашира имеется два отверстия для финального узла цукамаки . Однако, эти отверстия сейчас недоступны. Наша задача сделать их доступными. Для этого нам понадобится круглый напильник и немного терпения. Зажимаем вертикально рукоять в тиски. Надеваем кашира на неё. Отмечаем место для отверстия с двух сторон. И вытачиваем отверстие, как показано на фото ниже.

В итоге у нас должно получится что-то вроде этого (см. фото ниже), когда кашира надета на рукоять.

Собрав фути и кашира , доводим напильником и наждачной бумагой нашу рукоятку до финишной обработки. Обязательно, чтобы стороны рукоятки были достаточно плоскими, чтобы на них можно было бы разместить самэгава .

В итоге мы получили цука по нашим размерам для нашей катаны , которая готова к финишной обмотке (цукамаки ), о чём я расскажу Вам в следующем обзоре.

Stay tuned! 😎

Настоящий обзор (текст и фотографии) подготовил Брагин Андрей Евгеньевич , специально для Московского клуба кендо и иайдо Сёгун .

Как известно, интерес к любым видам оружия у мужского пола проявляется в любом возрасте. И если вы не знаете, что преподнести в виде оригинального презента мужчине или какую поделку соорудить сыну в школу, то советуем присмотреть к мечам.

Сегодня мы расскажем, как сделать катану из бумаги своими руками за считаные минуты. Это очень простая, но интересная модель, которую сможет сделать даже ребенок. Существует два самых распространенных способа изготовления, которые мы сегодня и рассмотрим более подробно.

Вариант первый

Катана, как известно, представляет собой японскую саблю, которая появилась еще в пятнадцатом веке. Перед тем как приступить к изготовлению такого изогнутого самурайского меча, необходимо определиться с его размерами и заготовить необходимые материалы. Даже зная, как сделать катану из бумаги, без правильно подобранного инструментария и качественного «сырья» для поделки не обойтись.

Инструменты

  • Туба от любой фольги или кондитерской бумаги.
  • Клей ПВА.
  • Канцелярский ножик.
  • Гофрированная бумага или картон.
  • Обычная бумага.
  • Черная лента.
  • Акриловые или любые другие имеющиеся дома краски и кисточки.

Процесс изготовления

Итак, давайте рассмотрим, как сделать катану из бумаги. Первое, что необходимо сделать, - это заготовить пять прямоугольников для лезвия. Лучше нарезать их из прочного картона. Длину определяйте самостоятельно, а ширина в такой поделке фиксированная - шесть сантиметров. Чтобы у вас получилось достаточно прочное лезвие, следует ровно и аккуратно наложить полосы картона одну на другую. Фиксировать заготовки будем клеем ПВА. Затем укладываем сверху какой-нибудь груз и так оставляем высыхать лезвие на два-три часа.

Для рукояти меча используем тубу из-под фольги или бумаги для запекания. Ее следует хорошенько прокрасить серебристой краской. Оставляем краску сохнуть.

Делаем заготовку гарды. Это круг, который защищает руку от соприкосновения с лезвием. Вырезать гарду можно из картона или сделать из обычной бумаги. Если вы будете мастерить из бумаги, то понадобится около десяти слоев, которые тщательно промазываются клеем. Как сделать из бумаги меч катана, чтобы он был более реалистичным? Попробуйте аккуратно вырезать красивый орнамент на гарде. Делать это лучше при помощи острого канцелярского ножа. Если поделка делается ребенком, то в этом вопросе рекомендуется прибегнуть к помощи родителей.

Теперь остается лишь соединить заготовки. В отверстие в тубе вставляем лезвие и между ними прокладываем гарду. Если появится необходимость, то подгоняем размеры и углы с помощью канцелярских ножниц.

Итак, мы рассказали, как сделать из бумаги катану. Схема проста и понятна. Теперь останется только, проявив фантазию, раскрасить изделие акриловыми красками.

Вариант второй

Этот метод больше подойдет для «ожесточенных» детских боев, нежели для подарочного сувенира. Как сделать катану из бумаги для ребенка и что для этого нужно?

Необходимые материалы

  • Ножницы.
  • Бумага.

Вот и все материалы, которые будут нужны для такой поделки. Определяемся с размером. Формат А4 позволит сделать небольшой меч, а вот если взять А3 или А2, то получится довольно внушительное и грозное оружие.

Данный вариант будет выполняться в классической технике - оригами. Катана будет представлять собой не поделку, соединенную из нескольких заготовок, а один лист, сложенный определенным образом.

Первое, что нужно будет сделать, - свернуть лист по диагонали и отрезать лишнее, чтобы получился ровный квадрат. Загибаем с двух сторон углы так, чтобы они соединились в центре. Теперь разворачиваем лист и делаем сгибы с длинной стороны. Далее сворачиваем, не переворачивая лист, уже короткие стороны квадрата. У вас должен получиться длинный прямоугольник с загнутыми уголками.

Теперь формируем ручку. Для этого необходимо загнуть один угол и проложить на три четверти длины всего прямоугольника. Теперь сворачиваем еще раз, но уже длина будет еще меньше. Когда вы развернете и перевернете изделие, то в этом месте должна получиться как бы гармошка из бумаги.

Делим мысленно полоску на три части и заворачиваем две крайние части к центру. Теперь ту часть, где была гармошка, разгибаем вбок. Получается рукоятка. Останется добавить мечу острый угол там, где будет колющая пика.

Мы рассказали вам лишь о двух способах, как сделать катану из бумаги. Но существует их куда больше. Если ваше изделие получается слишком хрупким, то вы всегда сможете укрепить его с помощью скотча. Несколько слоев - и поделка оригами будет прочной и надежной.

Мы представляем наши наработки по видео фехтования на катанах, мачете ноже. Посмотрев наши фильмы вы возможно откроете для себя какие либо новые аспекты истории, оружия, культуры. В этом разделе представлены приемы фехтования, техника их выполнения, техника движения при выполнении. Ножевой бой видео наработки по приемам и технике - порадуют любого, кто всерьез занимается ножевым боем. Мы достаточно много внимания уделяем технике, все наши уроки разработаны так, чтобы вы могли посмотреть не просто быстрое выполение приемов, но понять как этот прием выполняется. По этому часто показ производится в слегка замедленном формате, что не отменяет конечно его быстрого выполнения при наработке. Отдельно есть спарринги - видео ножевого боя. Здесь вы можете посмотреть реальное применение показанных ранее в других роликах приемов.

Особняком стоят небольшие игровые фильмы, связанные с оружием, историей самураев, изготовление мечей самураев, традициями, старинными фотографиями и многим другим. Искренне надеемся, что эти фильмы вам понравятся.

Еще один аспект наших видео ножевого боя - это тестирование ударов и оружия на реальной плоти - на кусках мяса - на свиных рульках, свином боке. Это необходимо, чтобы понять КАК наносится удар тем или иным оружием, что проходит а что нет, и часто общеупотребимые мифы при таком тестировании развеиваются. Мы не хотим уподобиться Discovery или Cold Steel, вовсе нет, но их формат нам нравится и мы взяли его себе на вооружение.

Искренне надеемся наши видео ножевого боя, приемов с катаной и мачете вас не разочаруют и вы найдете в них чтото полезное для себя.

Заточка катаны своими руками

Заточка катаны своими руками - дело далеко не такое сложное, как может показаться.

В древние времена в Японии существовали специальные мастера, которые проводили заточку на водных камнях неделями. Таких мастеров всегда было очень мало и услуги исх стоили безумно дорого. Обрабатывалась не только сама режущая кромка, но и полировался сам клинок - все это входило в понимание заточки катаны. Сегодня под заточкой понимают обработку только режущей кромки клинка и доведение ее до бритвенно острого состояния.


Вопреки сложившимся мнению, это достаточно легко сделать сегодня и в домашних условиях своими руками. Стандартная стоимость разовой заточки клинка - это от 1500 руб. Но что можно сделать самому дома - как заточить клинок так, чтобы его не испортить? Ну во первых, нужно понимать для чего вы затачиваете свою катану. Для рубки макивар из рисовой соломки - это одно дело, для рубки положим не слишком толстых стволов деревьев - это другое, для рубки всяких мясных предметов типа колбасы - это несколько третье.


Проведем реальную заточку катаны в домашних условиях своими руками.


В качестве оружия была взята китайская катана, твердость до 52 - 54 единиц, моносталь, рессорная, ничего необычного, достаточно дешевый образец.
Для заточки были взяты мусат, точильное устройство типа фискарс с вращающимися камнями, и флакончик масла.


Сперва с клинка - совершенно рабочего, которым только что рубили во множестве пластиковые бутылки с помощью мусата удаляются все мелкие шероховатости и заусенцы.
Потом точильным устройством типа фискарс производится заточка накатка режущей кромки катаны.


Результат проверяется на листе бумаги. Как правило, одного прохода для нормальной резки бумаги и бритвенной остроты недостаточно и потому клинок смазывается маслом и снова накатывается точильным устройствам.
Не торопясь клинок катаны можно заточить за три - пять приемов.


Как можно видеть из видео, заточенная катана режет бумагу как бритва.


Клинок меча подобен
Потоку горного ручья.
Любуюсь им прозрачным летним утром.

Случалось ли вам прикасаться к самурайскому мечу и чувствовать под рукой не холодную сталь, а горячий, живой поток энергии? Как будто в этом клинке сосредоточена душа мастера, который его изготовил, и эмоции воинов, которые вытаскивали его из ножен, чтобы защитить честь самурая.
Катана появилась в обиходе японских воинов примерно в XII—XIII веке и за минувшие с тех пор столетия ее конструкция почти не изменилась. Меч попадал в руки самураев уже одухотворенным, на его изготовление требуются годы.
Каждое поколение мастеров вносило в изготовление катаны собственные нюансы.
Сегодня различают мечи 4 эпох:

  1. Като (изготовлены до XVI века включительно);
  2. Синто (XVII век);
  3. Синсинто (конец XVIII—начало XIX века);
  4. современные Гэндайто.
Мечи различаются как по текстуре и цвету клинка, так и по свойствам. У катан эпохи Като темно-серые клинки, у лучших образцов металл отполирован до бархатистой матовости. Сталь мечей Синто и Синсинто более светлая и яркая.
Причина такого различия не в том, что традиции мастеров Като были утрачены, а в том, что для производства мечей более поздних эпох использовалось другое сырье, влияющее на боевые качества оружия. Например, современные катаны и мечи Синсинто без труда разрубают связки бамбука, в то время как клинки Синто крошатся, а Като сминаются.


Производство металла
Металл, из которого изготовлена древняя катана, имеет уникальную слоистую структуру. Существует несколько технологий получения высококачественной оружейной стали для катан.
Первый способ изготовления стали
Железную руду, богатую примесями вольфрама и молибдена, добывали из песка сатетсу. Полученное сырье пережигали, разрубали на крошки и опять пережигали. Этот процесс насыщал железо углеродом, превращая его в сталь-сырец — оросиганэ. Чтобы отделить качественную сталь от металла, ослабленного наличием шлаков, оросиганэ расковывали, охлаждали в воде и измельчали, легко выламывая зашлакованные куски. Большое значение имело качество воды, поэтому большинство кузниц размещались у горных рек и родников. Поскольку сталь-сырец была недостаточно однородной, ее ковали и сваривали несколько раз до тех пор, пока не получалась высококачественная чистая сталь.
Второй способ изготовления стали

Еще один метод получения стали появился в Маньчжурии и стал активно применяться японскими мастерами в конце XIV века. Заключался он в длительном плавлении железной руды в татара-печах. Процесс был трудоемким, дорогим, но эффективным: для получения 5 тонн выплавленного металла, называемого кера, требовалось несколько дней и не один десяток тонн угля. Почти половина керы — это сталь с 1,5-процентным содержанием углерода. Оставшаяся часть представляла собой конгломерат нескольких металлов, включая и чугун дзуку.
Прежде чем стать оружейной сталью, металлу предстояло пройти еще одно испытание, — испытание временем. Заготовку закапывали во влажную землю вблизи вулканов и гейзеров, и за несколько лет ржавчина выедала «слабые» части металла.
Обработка металла: снижение содержания углерода
Из полученной одним из указанных способом обогащенной углеродом стали делали заготовку для будущего клинка. При этом надо было снизить насыщение стали углеродом, поскольку его содержание более 0,8% делает металл твердым, но хрупким после закалки.
Углерод выжигали непосредственно из заготовки клинка поэтапно. Сырцовую сталь расковывали в пластину, охлаждали в воде и раскалывали. Полученные куски сортировали и выкладывали на лопатку из железа или сырцовой стали, фиксировали с помощью глины и проковывали при высокой температуре. Получившийся брусок складывали вдвое, надрубив поперек, сваривали, затем складывали еще раз вдвое, на этот раз надрубив вдоль и снова сваривали.
Таких циклов проводили несколько, до 15-ти. С каждым таким удвоением содержание углерода понижалось: после первого этапа на 0,3%, после каждого последующего — на 0,03%. Таким образом, можно было довольно точно уловить момент, когда уровень водорода в стали снижался до нужных 0,8%. Каким будет конечный состав стали, каждый мастер решал сам: кто-то предпочитал работать с прочным, но более мягким металлом, а кого-то интересовала твердость, даже если клинок при этом становился очень хрупким.
Каждый этап с удвоением добавлял новые слои заготовке. С математической точки зрения их должны быть миллионы, но поскольку в процессе сварки молекулы тончайших пластин смешивались, то в реальности слоев получалось несколько тысяч.
Техники различных оружейных школ
У каждой из более чем 1 800 оружейных школ были свои собственные секреты ковки клинков из полученной высококачественной стали. Но при этом каждый мастер следовал единому для всех правилу: лезвие длинного меча должно быть твердым, а остальные части — прочными, но более мягкими.
Большинство мастеров делали клинки трехслойными по схеме сан-май: твердое, но хрупкое остро отточенное лезвие окружено с двух сторон более мягкими вязкими обкладками из железа. Немного усовершенствованная технология подразумевала обертывание стального клинка железной «рубашкой» с трех сторон.
В знаменитой провинции Бидзен, признанной оружейным центром Японии, применяли совершенно противоположный технологический прием — кобу-си. Мастера из Бидзена использовали железо для изготовления основы клинка, которую «обворачивали» оружейной сталью. Из сплошной части стальной «рубашки» отковывали лезвие клинка. При этом необходимо было знание особых способов закалки, которые обеспечили бы клинку высокую эластичность без потери твердости.

Типы японских клинков.
Заточка и шлифовка
Изготовив из полученной стали слегка изогнутый 60—70-сантиметровый клинок шириной 3 см, мастер приступал к заточке и шлифовке. Катана заточена только с одной стороны, чтобы меч можно было использовать и в конной, и в пешей битве. Смещение центра тяжести к острию облегчает нанесение рубящих ударов.
Шлифовали клинок тоже поэтапно, каждый раз уменьшая зернистость шлифовального круга (всего использовали 9—12 кругов). На последнем этапе мастер полировал сталь подушечками пальцев мелко растертым древесным углем. Появление зеркального блеска означало рождение катаны.
После полировки на клинке проступала продольная линия — хамон, обозначающая границу между матовой поверхностью стального лезвия и зеркально блестящей более мягкой частью, дзиганэ. На самых качественных клинках дзиганэ имеет узор хада, похожий на поверхность дамасской стали.

Клинок катаны
Иногда хамон называют линией закалки, что не совсем верно, но имеет под собой основу. Если клинок закаливали по технологии кобуси, то хамон проявлялся благодаря использованию глины. Перед закалкой часть клинка, которая должна была сохранить вязкость, обмазывали глиной, оставляя свободной область лезвия. Клинок разогревали и закаливали в воде. При этом открытая часть остывала быстрее, приобретая нужную твердость, а часть, спрятанная под глиной, становилась более эластичной за счет долгого остывания. На стыке этих областей и появлялся хамон. Лезвие, закаленное таким образом, получало название яки-ба, что значит, обожженное.
Знатоки называют меч самураев, катану, самым совершенным холодным оружием, которое когда-либо было создано человеком.