Печенеги где они жили. Кто такие печенеги: подробно о кочевниках. Борьба за земли

Печенеги - какими были первые враги Руси

Тактика печенегов проста. Они стремительно нападали на селенья, создавали панику, убивали защитников, набивали добычей свои мешки и исчезали. У них никогда не было задачи обживать захваченные территории.

Сначала печенеги наносили атаки по Византии, а потом перешли за Дунай примерно во второй половине 11-го столетия. Это стало великим переходом Печенежской орды, которая оказала существенное влияние на развитие истории.

Печенеги были язычниками. Бон - религия тибетского происхождения была для них родной. Умываться не любили. Волосы не стригли, заплетали их в длинные черные косы. На голову сверху надевали шапку.

Переплавляются через реки с помощью специально сшитых из кожи мешков. Вовнутрь помещается вся необходимая амуниция, а потом все это сшивается так крепко, что не проходит ни одна капля воды. Их лошади славились быстротой. Они с легкостью преодолевали большие пространства. Стрелы, смоченные змеиным ядом, приводили к неминуемой смерти даже при легкой царапине.

Экзотическая пища

Основная еда - просо, рис. Печенеги варят крупу в молоке. Соли - нет. Они доили лошадей и пили вместо воды кобылье молоко, сырое мясо не жарили, а клали под седло, так оно согревалось. Если голод совсем уже невмоготу, не брезговали кошками и степными животными. Лечились настоями разных степных трав. Они знали, какой настой травы нужно выпить, чтобы повысить дальность зрения. Многие из них на лету могли с первого раза подстрелить птицу.

Клятву верности они приносили друг другу, прокалывая палец - по очереди пили капли крови.

Кочевые племена печенегов жили в заволжских степях, потом стали населять территорию за Волгой и Уралом, откуда ушли на запад.

Война с русскими князьями

В Никоновской летописи можно найти рассказ о первом летнем столкновении войск киевских князей Аскольда и Дира с печенегами в Приднестровье.

Игорь Рюриковвич, вступивший на престол, смог заключил мир с печенегами, но они, презирая такие договоры, уже совершили не кратковременный набег, а прошли широким маршем через Русь. Поэтому Игорь Рюрикович снова вступает в схватку с ними. Печенеги уходят в степь.

Разведка печенегов работала хорошо

Они имели хорошо обустроенную разведку. Когда Святослав Игоревич со своим войском уходит в поход на Болгарию, печенежские орды неожиданно осаждают Киев. Горожане защищают свой город из последних сил в отсутствии основных боевых частей. Русский разведчик, хорошо знающий печенежский язык, смог пробраться через их кордоны, переплыть Днепр и позвать на помощь воеводу Претича. Он тут же поспешил на помощь осажденным - печенеги подумали, что это идут главные войска Святослава Игоревича и рванули спасться бегством, но около реки Лыбедь остановились и направили к воеводе посланцев, чтобы узнать, действительно ли это идет Святослав. Воевода им ответил, что это его передовые части идут впереди, а за ними - главные. Печенежский хан тут же сделался другом и предложил подарок - саблю и коня.

Пока шли переговоры, Святослав смог свои войска направить против захватчиков и отогнать их далеко назад.

Печенежского хана Курю победил сын Святослава

Печенеги смогли победить Святослава только того, когда он возвращался из Византийского похода. Около Днепровских порогов печенеги организовали несколько засад, перебили всех русских. Князь погиб тоже. Печенежский хан Куря сделал из его черепа золотой кубок и хвастался этим трофеем перед другими печенегами.

Старший сын Свястослава Ярополк под началом своего регента Свенальда отомстил за погибшего отца в 978 году и наложил на врагов крупную дань.

Русские «Змеиные валы»

Защитой от нападений степных кочевников стали построенные крупные фортификационные сооружения - «Змеиные валы». Русские организуют круглосуточное дежурство не только на валах, но и высылают далеко в степень разведывательные отряды.

В 988 году князь Владимир пытается договориться с печенегами, привлекает некоторых князей на свою сторону. Но через два года другие печенежские князья снова совершают налет на территорию Руси, причинив огромный вред. Ответная реакция последовала незамедлительно - Владимир со своим войском разбил печенегов полностью. Но через два года печенеги снова собрали свое войско и стали около речки Трубеж. Русские войска, предупрежденные разведкой, уже стояли на противоположной стороне реки. Печенежский боец вызвал на поединок русского богатыря Яна. Русский победил. Тогда войска, вдохновленные этой победой, набросились на печенегов и обратили их в бегство. Куда исчезли печенеги

Остатки печенегов глубоко ушли в степи и больше никогда не предпринимали попыток нападений на Русь. Их предводитель князь Тирах напал на Болгарию, потом на Византию, но был измотан в непрерывных сражениях и постепенно его войско распалось. Часть ушла служить наемниками в византийские, венгерские и русские войска. Другие печенеги подались на юго-восток, где слились с другими народностями.

Современные потомки печенегов

Они стали прародителями карапалкапов, башкиров, гагаузов (тюркский народ, проживающей в Бессарабии, Одесской области Украины, на территории Молдавии в составе автономной территории Гагаузы). Киргизский крупный род Бечен ведут свое происхождение от печенегов.

В русских, украинских сказаниях и былинах встречается название печенеги, которое обычно связано с историями о грабеже, набегах на мирные поселения. Ну, короче, не хорошую память о себе оставили печенеги. Но какими они были на самом деле, откуда взялись и как исчезли?

Кто назвал из печенегами?

Название «печенеги» по своему звучанию определенно славянского происхождения: что-то типа нежиться на печи. И тут надо вспомнить средневековье, когда существовало графство Пешт в Венгрии, между Тиссой и Дунаем. Столицей Пешта был город Буда-Пешт — знакомое название, не так ли. Само название Пешт слегка искажено немецкой фонетикой, а вообще это славянское «пещь». Об этом свидетельствует и немецкое название города Пешта Ofen, которое также означает «печь».

Название Пешта произошло от особых башнеобразных сооружений, применявшихся для выплавки железа из руды. Их и теперь называют домнами, но названы они так не потому, что похожи на дома, а потому, что дымят вечно.

Тем не менее считается, что печенеги это смесь европейских племен и тюркских племен, кочевавших в степях Средней Азии. Основу положили именно кочевники. Язык печенегов также тюркского происхождения.

Миграции печенегов

В точности неизвестно, когда печенеги переселились из Азии в Европу. В VIII-IX веках они населяли пространство между Уралом и Волгой, но ушли откуда на запад под напором огузов, кипчаков и хазар. Печенеги разгромили венгров в IX веке, которые также кочевали тогда в причерноморских степях и заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная.

Видимо и до Пешта добрались. Действительно ли они при этом заимствовали свое название из Пешта или это мирные жители тех областей, где появлялись печенеги, прозвали их так, например, за то, что те очень любили спать не печи, не известно (во всяком случае мне).

Устои и занятия

Печенеги — это сообщество племен, в X веке таковых было восемь, в XI - тринадцать. В каждом племени был хан, выбиравшийся, как правило из одного рода. Как военная сила печенеги представляли собой мощное формирование. В боевом построении использовали всё тот же клин, состоявший из отдельных отрядов, между отрядами устанавливались телеги, за телегами стоял резерв.

Тем не менее, исследователи пишут, что основным занятием для печенегов было кочевое скотоводство. Жили родовым строем. Но не прочь были повоевать в качестве наемников.

Киевская Русь подвергалась набегам печенегов в 915 г, 920 г, 968 г. А вот уже в 944 и 971 годах киевские князья Игорь и Святослав Игоревич ходили на Византию с отрядами печенегов. Византийцы подкопили деньжат и в 972 году отряды печенегов, под предводительством хана Курея разбили дружину Святослава Игоревича у порогов на Днепре.

Закат

Следующие лет 50 Русь постоянно и беспрестанно боролась с печенегами. Русь старалась оградить себя от них, для чего строились укрепления и города. Князь Владимир строил укрепленную динию по реке Стугне, Ярослав Мудрый делал тоже самое по реке Росе (южнее). А в 1036 году Ярослав Мудрый разгромил печенегов под Киевом и пресек конец их набегам на Русь.

С другой стороны на печенегов, почувствовав их ослабление, двинулись торки, сместившие печенегов на Запад до Дуная, и далее на Балканский полуостров. В южнорусских степях в это время уже хозяйничали половцы, вытеснившие оттуда и торков.

История печенегов неизменно связана с боевыми походами, точнее набегами. Похоже они не создали мощного государственного образования, не сильно вникали в мораль и предпочитали служить интересам других. Так в XI-XII веках много печенегов были расселены на юге Киевской Руси для защиты её рубежей. В X-XI веках как и писалось выше византийские императоры использовали печенегов как союзников в борьбе с Русью и Дунайской Болгарией. В X-XII веках племена печенегов проникли в Венгрию, где местные правители расселили их как по границам, так и внутри своих земель.

Так в XIII-XIV веках печенеги постепенно растворились, ассимилировались с торками, половцами, венграми, русскими, византийцами, монголам и перестали существовать как единый народ.

Про печенегов Википедия сообщает, что это были племена тюркоязычных кочевников, и упоминания о них в VIII и IX веках часто встречаются в древних русских, западноевропейских, арабских и византийских летописях. Их родиной учёные считают Хорезм, печенежский язык относят к огузской подгруппе тюркских языков. По территории древней Средней Азии кочевали скотоводческие племена и других современников печенегов торков и половцев.

Вконтакте

При таком образе жизни печенеги не возводили укреплений или городищ, а доходы получали за счёт военных походов и нападений на соседей . Жили родовым строем, племенами руководили великие князья, во главе всех племён стоял хан, или каган . Власть каганов передавалась по наследству. Важные проблемы решались на советах старейшин и собраниях с участием всего взрослого населения. В условиях войны в боевом построении применяли клин, состоявший из отрядов, между отрядами ставили телеги, за телегами находился резерв.

Происхождение названия

Древние греки и славяне называли их «пацинаки» (Πατζινάκοι) и «пєчєнѣзи», китайцы «кангюй», венгры «besenyö», арабы - «беджнак», армяне - «бадзинаги». Возможно, здесь где-то слышны отзвуки имени Бече – так звали предполагаемого предводителя, объединившего разрозненные племена в мощный союз. Имеется, также, гипотеза, что название «печенег» произошло от слова «паджанак», т. е. свояк, а это говорит о вероятном родстве печенежских хаганов с русскими князьями.




История

  • Печенеги и Хазария

Учёные сходятся во мнении, что изначально печенеги были частью древнего племени канглы , игравшего важную роль в средневековых государствах Средней Азии, особенно в Государстве Хорезмшахов. Регулярные грабежи и разорение своих разрозненных соседей позволяли получать лёгкие доходы от захвата пленных, которых потом продавали в рабство, или требовали за их возвращение солидный выкуп. Современник этих событий архиепископ Орхида Феофилакт писал: «Их набег - удар молнии, их отступление тяжело и легко в одно и то же время: тяжело от множества добычи, легко - от быстроты бегства… А главное - они опустошают чужую страну, а своей не имеют…»

Но в конце IX века сильные племена огузов и хазар вынудили печенегов покинуть евразийские территории. Преодолев Волгу, они обосновались в степях восточной Европы, назвав их Падзинакией. Печенежские орды дошли до Крыма, впервые столкнувшись там со славянами, и вступили в затяжной конфликт с киевскими князьями. Когда в 965 году пал Хазарский каганат, к ним перешла власть над всеми землями к западу от Волги. Огромные пространства степей между Киевской Русью, Болгарией, Венгрией и Аланией, с одной стороны, и территорией Западного Казахстана, где обитали племена огузов, с другой. Были разграблены и сожжены мирные поселения безоружных земледельцев, оседлая культура целых народов пришла в упадок.

  • Ранняя борьба Руси с печенегами

В X веке за участие в защите Константинополя от набегов киевских князей византийцы регулярно платили золотом печенежским ханам . В 968 году подстрекаемые ими печенеги предприняли попытку осадить Киев, но были разгромлены. После этого степняки некоторое время даже состояли на службе у русского великого князя Святослава, ходили с ним в поход на Византию. Но, получив во владение новые земли, они опять стали враждебны Киевской Руси, и набеги на славян продолжились.

Именно руками печенегов византийцы сумели расправиться с самым опасным из своих врагов . В 972 году в битве у Днепровских порогов была полностью истреблена дружина киевского князя Святослава Игоревича, сам князь погиб, а хан Куря повелел сделать себе из его черепа окованную золотом чашу для питья. Потери от нападений печенегов на Русь нельзя называть незначительными. Здесь и непосредственные жертвы варварских набегов, и разорение приграничных областей, и разрушение древних торговых взаимоотношений со странами Причерноморья и Прикаспия.

В 992 году великий князь Владимир нанёс поражение печенегам у реки Трубеж, но, спустя четыре года, уже сам был побеждён под Васильевом. Именно князь Владимир первым начал строить на пограничных со степью реках Стугне, Трубежу, Ирпени города-крепости , оснащённые специальной системой оповещения. Яркие огни их сигнальных костров давали знать Киеву о надвигающейся на русские земли опасности. Кроме того, были насыпаны валы, мешавшие кочевникам пасти стада, оттесняя их в южном направлении.

К XI веку печенеги под натиском половцев и куманов уже кочевали между реками Дунай и Днепр. Есть данные, что к 1010 году в их рядах возник раскол на религиозной почве. Воины князя Тираха к этому времени уже приняли ислам, а племена князя Кегена перешли Дунай и приняли там христианство. Византийский император намеревался их силами охранять свои границы. Однако в 1048 году орды печенегов под началом Тираха пересекли Дунай и заняли балканские владения Византии.

  • Роль Ярослава Мудрого в окончательной победе над печенегами

В рядах Святополка Окаянного, который пользовался самыми грязными методами ведения войны, в т. ч. и коварным убийством братьев, кочевники воевали против киевского князя Ярослава Мудрого. Как и имя Святополка, слово «печенеги» до наших дней используется как синоним бесчеловечного, варварского поведения . Но их участие в битве под Любечем в 1016 году, а в 1019 году в битве на Альте не принесло Святополку успеха.

Последним большим походом для печенегов стала осада Киева 1036 года в отсутствие Ярослава Мудрого, посещавшего в это время Новгород. При этом войска противника были окончательно разбиты дружиной великого князя Ярослава, которая вовремя пришла в Киев на помощь осаждённым. Ярославу тогда принесло успех построение, расчленённое по фронту : в центре войска были расположены норманны, а с фланги укреплены киевлянами и новгородцами. Тут уже племена торков напали на обескровленное войско печенегов, выгоняя их с занятых земель. Побеждённым пришлось отступить на Балканы, где они совсем потеряли свою былую самостоятельность, став частью нового племени берендеев, т. н. чёрных клобуков.

Разгромленные печенеги скрывались в степях Северо-Западного Причерноморья . Византийские императоры то сами вели с ними жестокие войны, то баловали подаркам, посылая воевать против сельджуков. В результате часть из них поступила на византийскую службу, кто-то нанялся охранять границы венгров и русских княжеств, а иные и вовсе растворились среди кочевых соседей.

  • Печенеги и русская государственность

Несколько десятков лет борьба Руси с печенегами отнимала много сил и средств, хотя, по утверждению историков, для Древнерусского государства они не являлись настолько непобедимыми. Строились под руководством Киева пограничные крепости с постоянными гарнизонами, возрастала его роль как организатора общенародного отпора кочевникам. Это позволило сосредоточить в руках великих князей огромные военные силы, которые обеспечивали мощную поддержку их власти.

Даже само принятие Русью христианства, в какой-то степени было вызвано тем, что с печенегами боролись под лозунгом защиты православной веры от «поганых». Этот ход способствовал также укреплению добрососедских взаимоотношений с Византией, а это защищало русские тылы в борьбе против степняков и предотвращало их заговоры с недружественными племенами.

Как выглядели печенеги

По свидетельствам древних летописцев печенеги, впервые появившиеся в Причерноморье, невзирая на свои тюркские корни, имели европеоидные черты с небольшой примесью монголоидности, и киевлянин, при необходимости, мог легко среди них затеряться. Невысокого роста брюнеты брили себе бороды, оставляя чуб и усы, их лица были узкими, а глаза маленькими. Если учесть, что после успешных набегов пленённые местные жительницы становились наложницами, а кто-то из пленников-мужчин пополнял ряды воинов на условиях всеобщего равноправия, то эти свидетельства совершенно объяснимы.

Археология

Существующие сегодня на территории Белгородской и Волгоградской областей и в Молдавии захоронения печенегов имеют вид невысоких курганов. Покойник там лежит головой на запад, при нём останки лошади, стремена, сабли, наконечники стрел, украшения, серебряная упряжь, золотые монеты византийской чеканки.

В памяти народа имя печенегов сохранилось намного дольше их самих, уже в XV веке в «Сказании о Мамаевом побоище» тюркский воин Челубей, начавший Куликовскую битву поединком с иноком Пересветом, будет назван «печенегом».

В соответствии с последними научными данными, потомками печенегов являются молдавские гагаузы, узбекские каракалпаки и башкирские юрматы. Киргизский род Бечен тоже претендует на происхождение от них.

История появления печенегов на территории Крыма,
этнический состав кочевых орд

В степях Восточной Европы первые печенеги были замечены под конец IX в. Известное в наши дни название этого кочевого народа распространялось на несколько племен, которые представляли собой некий конгломерат. Среди них собственно печенегов было не так уж и много, всего три орды. Однако именно они вели кочевников вперед и по численности превышали все остальные народы объединения вместе взятые. Вполне возможно, что название печенеги пошло от имени первого вождя, стоявшего во главе образования, — Бече. Это имя собственное ученые относят к тюркским языкам, что говорит о происхождении кочевого народа. Название печенеги не единственное, которое используется относительно этого этноса. В разных странах о них вспоминали, как о пацинаках, пачинакитах, народах бенджнаке и баджане, кангарах.

Печенеги появились в заволжских степях между VII и IX вв. н. э., но их предки - кангары - существовали уже в I-II вв. до н. э. Они обитали в дельте Сырдарьи. По крайней мере, так повествует одна из китайских хроник. Держава Кангюй некоторое время была независимой, но позже она попала в состав Западного Тюркского каганата . Когда процветал Хазарский каганат , печенеги (или кангары) жили на его просторах. Но ослабление центральной власти Хазарии очень быстро привело к тому, что племена во главе с печенегами решают уйти за пределы державы.

Спасаясь от гнева бывшего владыки, они двинулись в западном и южном направлениях. Согласно другой теории печенеги вторглись на территорию Хазарского каганата, стараясь захватить его просторы, чтобы иметь места для выпаса скота.

Третья версия происхождения печенегов говорит о том, что кочевники пришли в Восточную Европу, спасаясь от засухи, предварительно образовав на землях булгар новый государственный организм под названием Падзинакия. Если внимательно изучить имеющиеся на сегодняшний день исторические данные, вырисовывается вполне логичная цепочка. Вначале пропеченеги жили за пределами земель, заселенных хазарами, потом они начали двигаться в поисках плодородных степей, встретив на пути преграду в образе каганата. Жестоко разобравшись с жителями Хазарии, они сумели завладеть территориями, принадлежавшими подданным хакана, но вскоре поняли, что надо двигаться дальше. Оттуда печенеги вроде бы и попали в Крым, который все еще находился под хазарским влиянием.

882 г. называют датой проникновения печенегов на территорию Крымского полуострова. Вместе с тем в источниках часто говорится о том, что эти кочевники массово приходили в Крым только с начала X в. В тот период истории полуостров находился под влиянием двух больших государств - Византии и Хазарии. Есть версия о том, что в Крыму печенегам довелось столкнуться с хазарами.

Рядом же зарождалась Киевская держава и ее первые князья, вначале Аскольд, а потом Игорь, в головах которых, вполне возможно, уже созревала идея присоединения полуострова, частично реализованная их последователями, также вынуждены были воевать с пришлыми кочевниками. Усердие древнерусских князей вполне объяснимо, ведь печенеги, долго не раздумывая, двинулись в сторону Днепра и в 968 г. взяли в осаду мать городов русских. Им не удалось захватить Киев, а вот другая часть кочевников, которая ранее проникла в Крым, так и осталась на полуострове, вероятно, одержав победу над хазарами.

Еще вначале X в. крымские печенеги заключали договора с Русью и Византией. Парадоксально, но константинопольские власти с печенегами вели себя приблизительно так же, как и с хазарами, ранее влиявшими на судьбу полуострова. Византия старалась поддерживать дружественные добрососедские отношения с кочевым народом , для которого не было ничего хуже спокойной, мирной жизни, и всячески поощряла печенегов, и экономически, и политически.

Такая тактика империи вполне объяснима. Печенеги стали силой, которая могла противостоять русичам, и ослабляла власть киевского князя. Константин Багрянородный также писал, что пока империя дружит с пачинакитами, на нее не смеют нападать «ни росы, ни турки». Под турками в трактате имелись в виду мадьяры-венгры. Однако советские историки в свое время говорили, что кочевники не только служили Византии и организовывали походы, чтобы угодить императору. Часть набегов они совершали из собственных меркантильных побуждений.

Некоторые ученые утверждают, что состоялось несколько печенежских набегов на Крым. Как бы там ни было, но ближе к середине XI в., после поражения под Киевом в 1036 году, их орды, кочевавшие в Северном Причерноморье, начали распадаться. Однажды печенеги даже попробовали воссоздать когда-то мощный союз и пойти на Византию, но не смогли устоять перед совместным имперско-половецким войском . Поражение, состоявшееся в 1091г., окончательно пошатнуло этнос, который не так давно наводил страх на турок и жителей Древнерусского государства. Часть печенегов покинула Крымский полуостров и отправилась в южные степи, к реке Рось и городу Белая Вежа. Вероятно, совсем немного представителей данного народа все же продолжало жить на просторах полуострова. Есть информация, что после разгрома конца XI в. пачинакиты продолжали нести военную службу у византийцев.

Позже печенежский этнос стал основой формирования гагаузов, а другая его часть вошла в состав башкирского племени юрматы.

Развитие сельского хозяйства, ремесел и торговли у печенегов

Кочевники печенеги с самого начала своего существования занимались скотоводством, в основном разведением коней и овец. Скот был для них источником еды и питья, но знали они и особенности охоты. Попав на Крымский полуостров, печенеги увидели совсем другую жизнь, которая вскоре повлияла на социально-экономическое развитие их племен. Постепенно пачинакиты начинают переходить к земледелию. Такая тенденция становилась все более распространенной по мере освоения ими предгорий и степных районов Крыма.

Ремесленничество печенегов носило домашний характер. Они изготавливали глиняную кухонную утварь, умели обрабатывать кожу и шить из нее одежду, для того, чтобы делать бытовой инвентарь, кочевники научились справляться с деревом и камнем. Кроме того, у них существовала собственноручно сделанная конская сбруя.

На Крымском полуострове постепенно зарождался новый тип купцов, печенежских. Многие из них обитали в портовых городах и влияли на транзитную торговлю. Печенеги контролировали товаропотоки между Херсоном и Византией, выступали посредниками в древнерусско-хазарских экономических отношениях. Среди историков находятся такие, которые доказывают, что печенеги постепенно оттеснили постоянных жителей Херсонеса, заняв их место в торговле с Востоком. Кочевники продавали херсонеситам шкуры и воск, которые реализовывались в Константинополе. На тот момент истории Крыма это был единственный способ существования жителей когда-то процветающего Херсонеса Таврического . В свою очередь, печенеги приобретали заморские шелка, бархат, другие изысканные ткани, специи, красную кожу.

Печенеги: быт, религия и культура

К XI веку печенеги представляли собой тринадцать кочующих племен. Встречается информация о том, что ранее их было восемь. Их власть находилась на переходной стадии, которую принято называть военной демократией. Собственного государства печенеги не имели, но это уже был и не первобытно-общинный строй. Язык пачинакитов относят к тюркской группе, но источники утверждают, что своим внешним видом они почти не отличались от жителей того же Киева. Печенеги были европеоидами с темными волосами, брили бороды, имели небольшой рост и неширокие лица. Обычные печенеги жили в войлочных кибитках, с двух лет до старости ездили верхом на коне. Во время стоянки они создавали своеобразный круглый лагерь, окруженный связанными телегами. Несколько семей варили еду в общем походном казане. Питались они мясом и молочными продуктами, кашей, приготовленной из зерен дикорастущих злаков.

Печенеги не представляли своей жизни без постоянных военных противостояний, а их набеги отождествляли с ударом молнии. С опустошенных земель они уходили, захватив с собой многочисленное чужое имущество, жен и детей покоренного народа. Еще со школьной скамьи многие помнят историю о том, что из черепа древнерусского князя Святослава враги сделали ритуальную чашу. Этот чудовищный обычай, ранее замеченный у скифов , существовал и в среде печенегов. Именно их князь Кури велел поступить так с головой вельможи Киевской Руси. Чтобы понять печенежскую натуру, достаточно вспомнить о том, что за два года до смерти князя Святослава Игоревича кочевники выступали его союзниками в битве под крепостью Аркадиополь.

Своих покойников печенеги часто хоронили в уже существующих курганах, известных в истории Крыма начиная с медно-каменного века. Сравнительно с подобными захоронениями других этносов, обитавших в Северном Причерноморье, настоящие печенежские курганы были не очень большими. Тело клали головой на запад. В местах погребений археологи обнаружили останки отдельных частей лошадиных туш - ноги и головы. Рядом с конскими костями лежали элементы сбруи, оружие, украшения, иногда монеты, кувшины. Анализируя такие находки, историки приходят к мысли о том, что уровень культуры печенегов значительно отличается от существовавшего у многих других кочевых народов. Пышные орнаменты, похожая на современную конская сбруя и остальные элементы артефактов позволяют осознать, что у пачинакитов начинала формироваться культура, отдаленно напоминающая ту, которая существовала в соседних, развитых на то время державах.

Что качается культурного влияния печенегов на жителей Крыма, то оно не отмечено. В сравнении с постоянными обитателями полуострова кочевники были менее развитыми. Их образ жизни и ценности не могли конкурировать с византийскими, на то время надежно укоренившимися в Крыму. Лашков Ф.Ф. писал о том, что печенеги не стали рушить древности Тавриды и со временем даже ценили их, стремясь к оседлой жизни.

Вопрос о религии печенегов все еще остается открытым. Есть предположение, что они поклонялись богу неба Танры, но отдельные племена знали, что такое буддизм и зороастризм. Попав в Восточную Европу и в Крым, кочевники познакомились с новой религией - христианством. Вполне вероятно, что часть новых жителей полуострова приняла наиболее распространенное на том момент верование местных обитателей.

В начале XI в. в среде печенегов произошел раскол. В результате этого люди, которые пошли за Тирахом приняли ислам, а приверженцами христианства стали задунайские кочевые племена во главе с Кегеном.

Итак, печенеги появились в Крыму в 882 году и почти полностью ушли с полуострова после поражения 1091 года.

В конце IX - и в X веках крымские земли пытались разделить между собой Киевская Русь, Византия и Хазария. Печенеги, которые попали на полуостров, вначале, вероятно, отвоевали часть земель, ранее подконтрольных хазарам. При этом в Крыму им не удалось разгромить только Херсон и Керченский полуостров.

В X веке печенеги установили добрососедские отношения с Византией, кочевники ходили в походы, выполняя ее поручения. Таким образом, империя старалась ослабить власть русских князей и проучить мадьяр-венгров. В конце 30-х годов XI века печенежские орды стали ослабевать, но, набравшись сил, они выступили против Византии.

Победа была на стороне византийско-половецких войск и с тех пор печенеги начали покидать Крым. Они принесли с собой много горя: сжигали, убивали, уводили в рабство, - но так и не смогли повлиять на культуру более развитых территорий. Попав в Крым, печенеги начали заниматься торговлей, иногда даже земледелием, однако, постоянные военные походы оставались основой их существования.

В последние годы появляются отдельные данные относительно тесных взаимоотношений печенежской знати и русской народности. Арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан в начале Х века детально описал внешний вид печенегов. Они были европейдами невысокого роста, темнолицыми брюнетами и имели гладко выбритое зауженное лицо.

Печенегами называли на Руси авангард половецкого войска. Учитывая занятия кочевников ремеслами (выделка и пошив одежды и обуви из кожи и меха, обработка художественного металла, изготовление масла и сыра, варка заслуга – пивного настоя) и торговлей, а также службой на русских князей, подобная культура одеваться становится понятной. В отдельных местностях печенегов и половцев отождествляли, в других – разводили, что объясняется определением родовой принадлежности к определенному родовому клану (родство) или отсутствием таковой с другими кошами (родовыми кланами) или шалашами (племенами).

Имеют признаки принадлежности к определенным кланам – держат колчан, рог, кинжал или меч, чашу. Средневековые половецкие аналоги разного пола изображались в сидячем или стоячем положении. Мужские статуи были в доспехах: с луками, колчанами, саблями, в шлемах или высоких головных уборах степняков (попутно вспомним еще одних их сородичей – черных клобуков – киевских князей; и ковуев – гвардия черниговских князей).

Культура Печенегов

Женские статуи имели свои аксессуары – зеркала, сумочки, прижатые до пояса, головные уборы, богато украшенная одежда. Вплоть до XVIII века на Украине они назывались «бабы» (от тюрк. вавы – предки, родители, попутно вспомним производное от этого бабай – дух предков), «мамаи», «болвани». Исследователи их связывают с идолами капищ. Высекались они из песчаника, известняка, гранита или мела.

Происхождение этнонима до конца не ясное. Печенеги и , как и соседи — аланы, были ответвлениями народа одного корня. Название этнонима половцы переводится как «степняк», калька от «язычник» (йазик – ники), печенеги – «свояк» (от паджанак), торки – «родственники жены» (торкин).

В начале X века «Повесть временных лет» сообщает: «…придоша Печенези первое на Рускую землю и створише миръ съ Игоремъ и доша къ Дунаю». Две сотни лет народы воевали, скрепляли отношения брачными союзами вместе с заключением мира. В дальнейшем судьбы печенегов и их сородичей берендеев, черных клобуков и русов переплелись. Святополк киевский женился на дочери половецкого хана Тугоркана.

Жизнедеятельность Печенегов

Жизнедеятельность печенежского этноса лучшее отслеживается по исследованию черных клобуков. Так, известно, что «военная и административная власть была неразрывной. Обе функции сосредотачивались в руках одного лица.

Фактически общественно-политическая организация у черных клобуков, как и у других кочевых народов, имела деление на десятки, сотни, тысячи, тумены во главе с вождями – военачальниками, которые занимали военную и гражданскую власть».

В дальнейшем «социальная структура черных клобуков соответствовала структуре общества Киевской Руси, потому что они были вассалами русских князей и «гражданами» государства.

Структура была следующей: верхушка кочевого общества – «лепшие мужи», князья, иначе беки, что были во главе рода.

Верховными собственниками черных клобуков были русские князья, которым они служили.

Сосредоточение черных клобуков находилось также вокруг Чернигова, Переяславля, Белой Башни.

Кочевые народы постепенно укоренялись, их занятиями среди состоятельных представителей становятся торговля и посредничество между Хазарией, Русью, Византией и греческими колониями, в том числе работорговля.

Менее состоятельные оседают на земле.

Родовой строй

Интересным был государственно-родовой строй печенегов. Известно, что власть в каждом племени передавалась в пределах одного рода по разным семьям. На равных с этим существовало народное вече, называемое «коментон». Все выше обозначенные этносы и племенные союзы находились в постматриархальном состоянии, главным фактором их дипломатических отношений между собой и окружением (соседями) были дипломатические браки. Ведь в тюркской среде было четкое понимание того, что наследник престола – сын и воспитанник матери. Поэтому политические династические союзы подчинялись далекоидущим целям.

Государственный строй

Древнерусские Князья, женившись на печенежках, получали титул каган (суверен). По «Слову о полке Игореве» известно, что Игорю досталась белая хоругвь на серебряном древку и красное знамя. А уж Святослав перенял и привычки одеваться, носить сельдь, вести «кочевой» образ жизни. Появляется эпитет «буйный», «буй» – от тюркского – знатный, славный, знаменитый, именитый, уважаемый, который попадает в употреблении верхушки, воспринимается как часть уважительного церемониала в этикете.

Древнерусские князья перенимали привычки, традиции, отношение к победам печенегов. Судя по многочисленным отрывкам летописей, степняки, кочевавшие между своими «летниками» и «зимовниками», понемногу оседали в глинобитных домах русичей.

С другой стороны имело место сосуществование на паритетных началах, где добрососедские отношения поддерживались встречами печенежских, половецких, торкских, чорноклобукских и других военачальников и русской княжеской верхушки. По традиции преподносились подарки – ткани, мех, ювелирные изделия, оружие.
Военные делегации печенегов (поклонялись языческому богу неба) с царской роскошью принимал византийский император-христианин Алексей Комнин и пытался закрепить союзнические отношения ценными подарками. Уже в 1091 году с помощью половцев он разгромил их собратьев печенегов.

Важной частью отношений были контрибуция и выкуп (при жизни на войне, от плена, за испорченное чужое имущество или жизнь). Ценностными в таких случаях считались золото, серебро, лошади, домашние животные. Мир кочевников покупался, то есть всему была своя цена, за которую можно было всегда договориться о результате. Важную роль «разменной валюты» в двусторонних отношениях составляли женщины (половцы могли иметь по несколько жен и наложниц), невольники, «кощеи» – взятые в плен предводители других кошей (семей кочевников).

Законодательство

На основе обычного права русичей, значительно дополненного обычным правом народов Степи, до начала XII века был сформирован кодекс законов «Русская правда». Главный правовой свод древнерусского сообщества объединял нормы гражданского, процессуального, уголовного, семейного, брачного, опекунского и других отраслей права. На то время большая часть этого кодекса разрабатывалась с традициями обычного права племенного союза, закрепленного кровью потомков.

Правящие элиты

Итак, недолгое соседство древних русичей и кочевников, в первую очередь с печенегами и половцами, положило начало многим династическим союзам. Отдельные русские правители рождались в половецких и печенежских станах. Они переняли уклад жизни и культурные традиции того края с детства. Большую роль в отношениях играли половецкие и печенежские женщины, которые воспитывали будущих глав государства.

Смешивание между народностями сопровождались сочетанием титулов верхушки (печенежских ханов на Руси называли «князьями», в обратных взаимоотношениях фигурировала приставка «кагау»). Встречая посольства печенегов их одаривали богатой княжеской одеждой во время заключения мирных договоров. Почтительными эпитетами народы обменивались и в обращениях, что подкреплялось дружественными культурными отношениями.