Плюрализм философского знания. Предмет философии как отдельная философская проблема. Субъективисты, объективисты, методологисты

несопоставимые описания мира, ни одно из которых не является более фундаментальным по отношению друг к другу" .Плюрализм часто ассо-циируется с поздним Wittgenstein, подчеркивавшим существование раз-личных языковых фокусов и форм жизни, а также с литературным пост-структурализмом, тяготеющим к релятивизму и скептицизму в отношении одномерности истины. Постструктуралисты отрицают саму возможность однозначной интерпретации - сопоставление различного рода интерпретаций не является основанием для определения их точности, а скорее высту-пает основанием для их легитимности. Концентрируясь на проблеме зна-чений, они констатируют, что значение текста как целого представляет функцию словаря значений, составляющих его. Фактически в тексте пред-ставлена "библиотека интерпретаций" и каждый читатель может выбирать свою подборку этих интерпретаций. Следовательно, речь идет о возмож-ности существования ряда самостоятельных интерпретаций.

Плюралистическая логика, утверждает, что мы живем в многомерности, включающей существование многих обособленных порядков вещей или реальностей. Обсуждая проблему онтологического плюрализма, E.R. McCormac утверждает, что понятия являются порождением "физиче-ских процессов мозга..., но они не всегда являются порождением только мозговой активности" . Понятие может порождаться боль-шим количеством источников культуры, но так как оно в своем выражении зависит от физической системы, его причинные источники могут быть весьма разнообразны, могут существовать многие обособленные реальные вещи, включая фундаментально отличные типы осознания действительно-сти и другие порядки реальности, не подчиняющиеся известным нам пра-вилам .

Хорошей иллюстрацией подобного рода эклектического плюрализма являются размышления А. Эйнштейна, писавшего, что "в глазах последо-вательно мыслящего философа он предстает как оппортунист, бросаю-щийся из одной крайности в другую. Как человек, пытающийся понять мир, не зависящий от актов восприятия, он кажется реалистом. Как чело-век, считающий понятия и теории свободными (не выводимыми логиче-ским путем из эмпирических данных) творениями человеческого разума, он кажется идеалистом. Как человек, считающий свои понятия и теории обоснованными лишь в той степени, в которой они позволяют логически интерпретировать соотношения между чувственными восприятиями, он является позитивистом. Он может показаться точно также и платонистом, и пифагорейцем, ибо он считает логическую простоту непреложным и эф-фективным средством своих исследований" .

Онтологический плюрализм предполагает возможность существования разных типов реальности, что уже само по себе освобождает во-ображение исследователя от сковывающих рамок одномерности. Призна-ние наличия разных реальностей (биологической, символической и реф-лексивной как базовых), отличающихся качественно и требующих разных исследовательских методологий, создает основания для, во-первых, обсу-ждения вопросов их соотнесения и сопряжения друг с другом; во-вторых, разграничения круга и компетенции исследуемых аспектов, при обсуждении их соотношения с целым - социальным бытием личности и ее окру-жения; в-третьих, рассмотрения вопросов концептуально-критериальных оснований научности и их возможных вариаций применительно к иссле-дуемым типам реальности в связи с их спецификой.

Методологический плюрализм защищает "исторический подход, ут-верждая, что наука должна рассматриваться как развивающийся процесс, имеющий место в многообразии исторических обстоятельств, скорее ис-пользуя многообразие методов, нежели применяя инвариантный, универ-сальный метод" .

H. Sankey описывает плюралистический подход средствами следующих пяти тезисов, представляющих основные темы исторического подхода:

Множественность правил: ученый применяет многообразие методо-логических правил в оценке теории и осуществлении рационального вы-бора между альтернативными теориями.

Методологическое варьирование: используемые ученым методологические правила подвергаются изменению и ревизии в процессе разви-тия науки.

Конфликт правил: возможен конфликт различных методологических правил в применении к конкретной теории.

Отменяемость: методологические правила, применяемые скорее ин-дивидуально, нежели совместно, отменяемы.

Не алгоритмизированная рациональность: рациональный выбор меж-ду теориями не управляется алгоритмизированной процедурой принятия решений, направленных на осуществление выбора единственной теории среди множества конкурирующих [там же].

Продуктивность подхода с позиций онтологического плюрализма к анализу психологической феноменологии показана в ряде работ (J.E. Ford ; E.R. McCormac ; A.J. Reck ; B.M. Wildemuth и др.).

Виды онтологических учений: дуализм, плюрализм (суть, представители)

Онтология - это учение о бытии как токовом, раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности, категории сущего. Онтология выделилась из учений о бытии природы как учение о самом бытии еще в раннегреческой философии.

Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самого мира? При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм - учение о всеединстве действительности, в основе которой - одно начало, одна субстанция (Божественная - пантеизм; сознание - психологизм, феноменализм; материя - материализм; наивный монизм: первовещество - вода (Фалес)). Монизм может быть материалистическим (единая основа, первопричина - материя), или идеалистическим (единая основа - дух, идея, чувства). Материалистический монизм: философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Людвига Фейербаха, марксизм, позитивизм.

Идеалистический монизм выражен в философии Платона, Д. Юма, Г.В.Ф. Гегеля (наиболее последовательный сторонник), Вл. Соловьева, современного неотомизма, теизма.

Дуализм - мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми создает все то, что есть в действительности. Это могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и т. д. Дуализм присущ многим философам и философским школам: Р. Декарту, Б. Спинозе, С. Кьеркегору, современным экзистенциалистам. Его можно обнаружить у Платона, Г.В.Ф. Гегеля, в марксизме («Труд» и «Капитал») и у многих других философов.

Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.

Учение Р. Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях - протяженной и мыслящей. Картезианство делит мир на два рода субстанций - духовную и материальную.

Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами - мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Впечатление, воображение, желание - модусы мышления, а фигура, положение - модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Плюрализм - философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен X. Вольфом.

Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и т. п.

Философская точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница, Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время - как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний.

В филос. Традиционно различают бытие и сущее.

Сущее – многообразие типов реальностей.

Бытие – “нейтральный” признак всего мира (сущее вообще). Бытие – последнее, о чем возможно поставить вопрос, но оно само не определяемо непосредственно.

Все отношение к миру есть отношение только как к сущему, поскольку это есть результат практической деятельности субъекта! Проблема бытия есть проблема бытия сущего!

Соотношение “бытие – небытие” можно проиллюстрировать следующем тезисом: Есть факты волнующие сами по себе, но при определенных обстоятельствах это волнение не возможно. И возможно ли объективно описывать эти обстоятельства. (пример, любовь, внешний вид)

Античная мысль о проблемах бытия:

1. Истинная сущность бытия выраженная в понятии абсолюта. Все предельные характеристики нашего времени заключены в нем: необходимость, целостность, упорядочность, совершенность, гармония, истина и другие.

2. Бытие постижимо только разумен.

3. Абстракция чел. мышления.

Средневековая философия о проблемах бытия:

1. Мир создан Богом. Бог не сотворенное бытие. Бог уникален и универсален. Бог творит свободно. Его творение позитивно. Человек – венец Его творения. Человек – обладает и управляет всем тем, что для него создано. Бог дает моральный закон.

2. Средневековые философы понимают человека как частное существо. Тело – Душа – Дух. Дух есть сопричастность к Богу посредством веры.

3. На смену греческой идеи бессмертия души приходит идея воскрешения.

4. Человеческая история имеет линейный характер, от сотворения мира до апокалипса.

Философия Нового времени и Немецкая классическая философия о проблемах бытия:

1. В эту эпоху формируется классичесая (механическая) модель бытия, на основе представлений о мире Ньютона и Декарта.

2. Согласно Декарту: Универсум есть громадный, детерменистический часовой механизм: Бог – часовщик, Бог есть божественный эфир, начало бытия.

3. Кант очерчивает горизонты познавательных способностей человека. Знание имеет априорный характер.

Философия 20 о проблемах бытия:

1. Абсолют объявляется фикцией (Бог умер! Человек свободен! Ф. Нициле) Единственныая реальность – язык! (Язык – дом бытия! М. Хайдеггер).

2. Человеческое бытие определ. Посредством его (человека) нужд, деятельности и осмыслевается через феномены сознания.

3. Фил. Учения кот. Изучают феномены сознания: феноменология, традиция, герменивтика.

1. Бытие природы (бытие вещей, процессов, состояний) Характеристики: целостность, системный характер, принцип.

2. Бытие социального (бытие общества в целом и бытие отдельного человека)

Течение и направления в филосовской мысли.

В онтологии:

По количеству первоночал бытия.

Монизм – одно первоначало – Веданта, Фалес, Демокрит, Гегель, Маркс и др.

Плюрализм – много первоночал – Лейбниц, Вайшемика и др.

Мони́зм (от др.-греч. μόνος - один, единственный) - философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью.

В философии существует три вида монизма:

Идеализм, феноменализм, ментальный монизм утверждает, что единственной реальностью является идеальное, материальная действительность порождается активностью некоторых идеальных форм (человеческого сознания или Бога).

Нейтральный монизм утверждает, что ментальное и материальное может быть сведено к некой третьей субстанции или энергии.

Физикализм или материализм утверждает, что единственной реальностью является материальное; ментальное или духовное сводится к материальному.

Монизм (от греч. mónos - один, единственный) - способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы ("субстанции") всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Противоположность М. - дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал. М. первоначально имел форму наивного представления о "первовеществе", из которого возникли все вещи, например "вода" (у Фалеса), "огонь" (у Гераклита). Главную проблему философского М. составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии в духе материализма или идеализма. Материалистический М. выводит идеальное из материального и противостоит как объективно-идеалистическому, так и субъективно-идеалистическому М. Разновидностью последнего является т. н. "нейтральный М." (махизм, эмпириомонизм и др.), пытающийся вывести и физическое и психическое из "нейтрального" начала (например, у Э. Маха - из "элементов"). Идеалистический М., сталкиваясь с принципиально неразрешимой задачей рационального обоснования "сотворения" мира сознанием, духом, противоречит данным естествознания и логике. Дуализм, исходящий из идеи независимости материальной и духовной субстанций, не может объяснить согласования физических и психических процессов в поведении человека (Р. Декарт). В противоположность идеалистическому М. и дуализму материалистический М. рассматривает идеальное как свойство и функцию материи. Однако метафизический материализм, пытаясь связать идеальное непосредственно с природой, не может объяснить как возникновение идеального из материального, так и превращение идеального в материальную силу, довести принцип материалистического М. до понимания общественной жизни. Высшей и единственно последовательной формой М. является диалектический материализм, соединивший принцип материального единства мира с принципом развития и доказавший, что всё разнообразие явлений природы, общества и человеческого сознания представляет собой продукт развивающейся материи. Введение в философию категории практики позволило рассмотреть противоположности материального и идеального как исторически возникающие и превращающиеся друг в друга, объединить в едином воззрении учение о бытии и о познании, довести здание материализма "до верху", придать ему действенный характер, создать единую методологию революционного мышления и революционного действия. Целостность учения марксизма-ленинизма - образец монистического развития теории. Диалектико-материалистический М. - не только мировоззренческий, но и логико-методологический принцип, требующий от теории раскрытия внутреннего единства и связи явлений, последовательного проведения определённой точки зрения на факты, систематического восхождения от абстрактного к конкретному, от общего закона к его особым проявлениям.

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.

Термин «плюрализм» был введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма.

Плюрализм в философских системах

Примером плюрализма могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д. (четыре стихии Эмпедокла).

В конце XIX-XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских концепциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персонализм, экзистенциализм), так и в эпистемологии (прагматизм Уильяма Джеймса, философия науки Карла Поппера и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейерабенда).

Эпистемологический плюрализм как методологический подход в науке, подчёркивая субъективность знания и примат воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания, критикует классическую научную методологию и является одной из посылок ряда антисциентистских течений.

Плюрализм

(от лат. pluralis – множественный) – концепция, согласно которой существует несколько или множество не зависимых друг от друга субстанциальных начал или видов бытия. П. противостоит монизму. По своей сущности П. – идеалистич. направление, он исторически возникал либо как трансформация дуализма, либо как попытка эклектич. разрешения противоречий идеалистич. монизма.

Классич. примером П. была монадология Лейбница, по к-рой мир состоит из бесчисленного множества духовных субстанций. В последующих системах идеализма П. в ряде случаев приобретал форму тезиса о том, что мир состоит из отдельных существ (личностей). П. получил широкое распространение с сер. 19 в. начиная с Прудона, Ренувье и Бутру и кончая Ройсом, Расселом и Витгенштейном. Концепции П. проникли в большинство идеалистич. филос. построений. П. свойствен филос. учениям Гербарта, Лотце, Яковенко и др. Наиболее типичным видом П. в 20 в. является философия персонализма (Боун, Брайтмен и др.). К онтологич. П. тяготеет неореализм Н. Гартмана и Александера с их учениями о качественной разнородности "слоев", или "уровней", бытия, а также критич. реализм Сантаяны с его концепцией четырех "царств" бытия. Сторонники П. пытаются изобразить свое учение как якобы возвышающееся над противоположностью материализма и идеализма.

В совр. бурж. философии нередко употребляют термин "П." в широком значении. В агностич. и релятивистских теориях познания возникла своя гносеологическая разновидность П. – в виде утверждения об отсутствии объективной истины. Гносеологич. П., отрицающий объективную истину, характерен для прагматизма, философии жизни, экзистенциализма и неопозитивизма. За мнимой апологией активности человека в теориях этого рода кроется пессимистич. неверие в познават. возможности человечества. К выводам в духе П. пришел конвенционализм, ложно истолковывавший возможность множества изоморфных интерпретаций для теоретич. построений. Термин "П." получил распространение и в бурж. социологич. лит-ре, где используется для обозначения различных концепций множественности факторов. Эклектич. методологич. основу этих концепций подвергли критике с позиций историч. материализма Маркс, Энгельс, Ленин. Маркс, в частности, подверг критике П. представителей вульгарной политэкономии. Бурж. теоретики развивают концепции различных "возможных путей" развития человечества, также характеризуя их как социологич. П. В ряде случаев П. стал выражением углубляющегося распада бурж. сознания и потери перспектив историч. развития. "...Единственное, что есть у вещей общего, – это то, что у них нет никакой взаимосвязи" (Sсhrеу H. H., Weltbild und Glaube im 20. Jahrhundert, Gött., 1956, S. 6).

Несостоятельными являются утверждения, будто П. органически присущ раннему или, наоборот, более развитому материализму. Эта т. зр. ошибочно истолковывает историч. роль наивных материалистич. концепций Ван Чуна, чарваков, Эмпедокла, Чжоу Яня и др., учивших о двух, четырех, пяти и более материальных началах бытия, а также подводит под рубрику П. все историч. виды материалистич. атомистики, замалчивая тезис материалистов о единстве мира и односторонне трактуя их положения о дискретности материи, многообразии способов и форм ее существования. Поскольку домарксистским материализмом не была выявлена диалектика материи и сознания, его представители не всегда достаточно последовательно могли провести монистич. т. зр. Если они и проводили ее, то упрощенно, иногда примитивно, вульгарно. Однако это не превращало их в плюралистов. В указанных утверждениях софистически интерпретирован также факт признания диалектич. материализмом специфичности сознания и социальных явлений, отнюдь не означающей, что таковые сами по себе являются "разновидностью" материи.

Совр. П. софистически истолковывает все более открывающуюся человеч. познанию дналектич. неисчерпаемость многообразия свойств и явлений действительности, изображая ее как переплетение, а иногда как хаос разнородных событий, фактов, состояний сознания и т.п. По своей сущности это метафизич. концепция, враждебная диалектич. и историч. материализму.

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - философская концепция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал, или видов бытия (плюрализм в онтологии), либо форм познания (плюрализм в гносеологии), равноправных и суверенных личностей и групп (плюрализм в этике и социологии), ценностей и ценностных ориентации, выражаемых в многообразных идеологиях и убеждениях, конкурирующих друг с другом и борющихся за признание (плюрализм в аксиологии) Василенко В. Краткий религиозно-философский словарь. - М.: Наука, 1996. - С. 352.

Период становления философии приходится на особый момент в истории культурного самоопределения древних цивилизаций, когда мировоззренческое знание, его истоки и глубинный смысл, издревле окруженные ореолом таинственности, стали объектом осмысления и рационального анализа со стороны вольных любителей мудрости. Этот процесс захватывает, прежде всего, древнегреческий мир. Резкое усиление торговых и культурных связей греческих городов-полисов с соседними, более древними цивилизациями - такими, как Египет, - порождало процесс взаимопроникновения культур, религиозных верований, мироустроительных систем, философских учений. Это неизбежно расшатывало целостность архаичного представления о мире. Все больше осознавалась условность, относительность и противоречивость старых мировоззренческих схем.

На место единого для всех миропонимания пришло множество различных, часто конкурировавших между собой моделей мира, нравственных установок, религиозных учений и т.п. От мировоззрения как чего-то абсолютного, непререкаемого и единого люди перешли к новой культурной реальности - к факту множественности своих взглядов на мироустройство.

Основаниями для мировоззренческого выбора служило следование культурной традиции, вера или разумные доводы, т. е. культурно-исторические, психологические и гносеологические составляющие. Философами стали называться те, кто опирался в своих суждениях на разум и рациональную аргументацию. Философская рациональность означает специфический способ приведения в действие механизмов мышления с целью беспристрастного, свободного от субъективизма рассмотрения проблемы. Исторически философская рациональность формируется именно в условиях распада единого для архаического общества мировосприятия. Человек оказался в такой жизненной ситуации, когда возникла возможность, а затем и необходимость собственного выбора определенного взгляда на мир, не скованного грузом традиций, тех или иных авторитетов, какими-либо принципами прежних религиозных верований. Ситуация свободного выбора требовала поиска каких-то объективных оснований.

Первым непосредственным следствием этого явился плюрализм философских систем. Там, где была философия, там возникала не только апелляция к логическим аргументам, но и интеллектуальная конфронтация, диалог, спор. Развитие шло от плюрализма мировоззрений как особенности культурного бытия эпохи через рациональность к плюрализму философских систем. Интенсивный и многообразный опыт философствования уже на первом этапе становления философского сознания показал, что в вопросах мироустройства и духовного самоопределения человека рациональная аргументация сама по себе не ведет к выработке какого-либо единого миропонимания.

Философские концепции о первоначалах бытия разделились на монизм (мир имеет одно начало), дуализме (утверждающий равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического) и плюрализм Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями - М. Прогресс, 2008. - С.54.

Плюрализм предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т. д.

К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может и, более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция, которую они представляют, - агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый). Отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления - скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии (Пиррон и др.). Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину.

История философии свидетельствует о противоборстве плюрализма и монизма, который утверждал единственность основополагающего принципа бытия. Это было характерно для философии конца XIX - начала XX в.. Наряду с монизмом в этот период существовала дуалистическая трактовка бытия и знания - различение в неокантианстве естественных наук и наук о духе в соответствии с их методами и предметом исследования. Позднее на первый план выдвигается плюрализм в онтологии и гносеологии Воронина Н.Ю. Философия: в поисках себя: Вводный курс лекций: учеб. пособие. - Самара: Самар. гуманит. акад., 2001. - С. 63.

В современной философии плюрализм наиболее ярко представлен в персонализме, который исходит из уникальности каждой личности, ее несводимости к антропологическим и социальным силам, связывает личность со свободой воли и творчеством (Н. Бердяев, Мунье). Персоналистический плюрализм и плюрализм в аксиологии, которые подчеркивают многообразие ценностей утверждают непреходящую ценность христианства и религиозной общины в качестве объединяющего начала социальной жизни.

Классиком плюрализма был великий немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646-1716), хотя сам этот термин предложил его ученик Х. Вольф (1679-1754).

С точки зрения Лейбница, реальный мир состоит из бесконечного множества психически деятельных субстанций, неделимых первоэлементов бытия - монад. Между собой монады (отдельные вещи, субстанции) находятся в отношении предустановленной гармонии, которая была создана Богом. Таким образом, философский плюрализм сближается с религиозным и идеалистическим взглядом на мир.

В конце XIX - XX веке плюрализм получил распространение и развитие как в андроцентрических философских конценциях, абсолютизирующих уникальность личного опыта (персионализм, экзистенциализм), а также в эпистемологии (теории познания - прагматизм Уильяма Джеймса, философия Карла Поппера) и, особенно, теоретический плюрализм его последователя Пауля Фейрабенда.

Эпистемологический плюрализм в своей основе подчеркивает субъективность знания и воли в процессе познания (Джемс), историческую (Поппер) и социальную (Фейерабенд) обусловленность знания и критикует классическую научную методологию. Таким образом, он является одной из посылок ряда антисциентистских течений (которые в основе своей подчёркивают ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкуют её как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека).

Различные философские школы и направления, в соответствии со своей спецификой и пониманием предмета философии, формулируют и используют различные философские методы. Плюрализм философских концепций подразумевает следующее разделение философских методов:

Материализм и идеализм, выступающие как наиболее общие подходы и способы рассмотрения бытия и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа, т. е. материалистические или идеалистические предпосылки. В первом случае общий процесс познания рассматривается как отражение в сознании объективной действительности; во втором - как самопознание сознания, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм). Другими словами, онтология во многом определяет гносеологию;

Диалектика и метафизика. Под диалектикой имеют в виду прежде всего учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Диалектика совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика, во втором - как идеалистическая диалектика. Классическим представителем идеалистической диалектики является Г. В. Ф. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классиками материалистической диалектики являются К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер. Особенностью метафизики является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия;

Сенсуализм (от лат. sensus - чувство) - методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.);

Рационализм (от лат. ratio - разум) - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.);

Иррационализм - философский метод, который отрицает или ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше, Дильтей, Бергсон, Хайдеггер и др.) Лазарев Ф.В., Трифонова М.К. Философия. Учебное пособие. - Симферополь: СОНАТ, 1999. - .С 81-82.

Интересы членов общества представлены самыми разными организациями и институтами. Современные мир с присутствующей в нём свободой мысли позволил каждому индивиду выбирать, какое мнение ему ближе. В результате полной свободы возникли разные мнения во всех областях.

Что такое плюрализм?

Культура, религия, политика, экономика и другие сферы жизни подвержены инакомыслию. Плюрализм – это множество разных позиции человека или группы людей, которые определены множеством равноправных мнений. Они независимы друг от друга, но определяют основу форм бытия, а в следствии отличаются методом познания. Термин «плюрализм» (дословный перевод слова «множественный») ввел Христиан Вольф, впервые он был использован в 18 веке.

Что такое плюрализм в философии?

Древние мыслители выдвигали разные теории возникновения любой сущности, всё подвергали сомнению и бесконечно спорили. Поиск ответов привел к возникновению в философии трех течений.

  • монизм;
  • дуализм;

В конце 19 - начале 20 века плюрализм получил широкое распространение не только в философских кругах, но и далеко за их пределами. Плюрализм в философии – это признание того, что в мире существует большое количество мнений, которые вытекают из взаимодействия самых разных факторов. Плюрализм проявляется постоянно и на каждом шагу, существование разных мнений не является, чем-то предосудительным или необычным, являясь естественной составляющей жизни человека.

Причины плюрализма

Для нормального функционирования социальной жизни людей необходимы разные мнения и взгляды на жизнь. Группы людей обладающие, к примеру, разными идеологическими принципами или отличающиеся вероисповеданием обеспечивают здоровую критику, а в споре рождается истина. В результате инакомыслия начинают появляться тенденции к развитию прогресса в науке, политике, философии, экономике и в других областях. Объяснить плюрализм и причины его возникновения, на самом деле не сложно:

  1. Он возникает, когда появляется разнообразие действительности.
  2. Зачастую зависит от исторической эпохи.
  3. Представляет собой принципиальность человека в видении какого-либо вопроса.
  4. Знания в определенной области возникают по причине личностного характера.

Виды плюрализма

Разные варианты оценки мира и широкий круг мнений в жизненно важных областях породили разногласия во всех значимых видах жизнедеятельности. Понятие плюрализм начало использоваться чуть ли не повсеместно и вошло в обиход людей разных профессий. Массовая распространённость позволила поделить его на виды.

  • идеологический плюрализм;
  • религиозный плюрализм;
  • культурный плюрализм;
  • духовный плюрализм.

Политический плюрализм

Присутствует в обществе, где нет сплоченной власти, которая в результате разных мнений распределилась по конфликтующим группам. Плюрализм в политике – это демократическая предпосылка, по своему принципу он является конкуренцией за государственную власть, где члены разных групп постоянно отстаивают свою точку зрения. Для развития политического плюрализма во многих государствах создают определенные условия, которые выражаются в свободе средств массовой информации, в наличии оппозиции, существование многопартийности, в выборах. Признаки плюрализма в политике:

  1. Преднамеренное стимулирование многообразия жизни в обществе происходит для возникновения условий существования конкуренции и оппозиции.
  2. Элементы общества наделены равноправием и самостоятельностью.
  3. В государстве не разрешена диктатура и насилие.
  4. Любой конфликт решается мирным путем.
  5. Существует многопартийность.

Идеологический плюрализм

Идейность входит в принцип любого государства с демократическим складом. Идеологический плюрализм вобрал в себя систему мнений самых разных общественных представлений и отношений между людьми. Принцип плюрализма в идеологии подразумевает, что любой человек, или группа людей могут свободно развивать и высказывать взгляды. Идейный плюрализм предоставляет возможность осуществления идей на практике путем их распространения и защиты, активной практической работы в законодательном творчестве, которая может быть представлена на рассмотрение государственным органам.


Научный плюрализм

Парадокс научного мышления сложен из людей, которые признают только одну мысль, или тех, кто рассматривает множество вариантов и признает их все. Существование альтернатив, множество самых разных предположений и взглядов, вот что значит плюрализм в науке. Это парадигма, которая построена на рациональном мышлении, и в результате этого построения появилась некая логическая система. Плюрализм допускает, что логических систем может быть несколько и выделяется основными признаками в научной деятельности.

  • многозначность;
  • нелинейность;
  • вариативность гипотез;
  • отсутствие строгих выводов;
  • признание многообразия: много начал, миров, причин и так далее.

В науке плюрализм идет об руку с монизмом, эти понятия не могут существовать друг без друга в сфере научного мышления. Подразумевают они «разнообразное в единстве» или «единство разнообразного», то есть «в общем» человеку надо видеть «единое», и наоборот «в едином – общее». Плюрализм в науке всегда находит свои проявления в признании и возражении.

Религиозный плюрализм

В большинстве стран мира действует свобода вероисповедания. В основу религий всего мира входят учения о том, что представляемая вера это единственно верный путь. Плюрализм в религии понимается, как уважение к чужой вере. Разнообразие систем и взглядов в религии породили религиозный плюрализм, но для него характерны свои, определенные черты:

  1. Не все, но некоторые истины существуют и в других религиях.
  2. Взаимоисключающие требования правды могут быть одинаково действительны, для двух, трех и более религий. Проявляется это в форме терпимости.
  3. Признание человеком того, что требования в другой религии, если присмотреться, это несколько видоизмененные истины стародавних времен.
  4. Создание гармоничного сосуществования и улучшения понимания между представителями религий.
  5. Принятие социума религиозного разнообразия.

Культурный плюрализм

Затрагивая разнообразные сферы жизни человека, проявляется это понятие и в социальной жизни людей. Подразумевая, что человечество во всем его многообразии, многонародности имеет право на свою культуру. Право быть реализованным и удовлетворить свои культурные потребности, вот что такое культурный плюрализм. Любой человек имеет право на свободу самовыражения, свои убеждения и ценностные ориентации он может отстаивать всеми законными путями.


Плюрализм мнений

Общаясь, человек сталкивается не только с единомышленниками, но и с людьми, мнения которых могут противоположно отличаться, от его собственного. Что такое плюрализм мнений и в чем он выражается? Социальная активность индивида наблюдается в плюрализме и выражается через дискуссии и споры в любых видах совместной деятельности, а чаще, когда есть необходимость принятия коллективного решения. Это межличностное конструктивное общение.

Многообразие мнений, существование самых разных точек зрения, споров и соглашений во время какой-либо совместной деятельности приводят к реализации самых сложных задач. При этом несовпадение мнений не подразумевают конфликт, а подробные дискуссии, не только сталкивают и сопоставляют мнения, а приводят к тому, что появляется общая групповая тактика. Благодаря плюрализму мнений происходят интеллектуальные прорывы, совершаются открытия.

Духовный плюрализм

Подлинный поиск и рост человека выражается в игре с самим собой, своим подсознанием. Сущность плюрализма предполагает его проникновение во все области духовной жизни людей. затрагивает многие аспекты: социальные, религиозные, патриотические, и даже политические. Человек, охваченный им, видит больше и шире, чем тот, кто признает только одну единственно верную истину. Поиски правды свойственны многим людям, но увидеть одну строну медали, и признать при этом наличие другой под силу только плюралистам.

Понятие «духовность» нельзя отделить от потребностей, как человека, так и общества. Это накопление духовных ценностей и общественного сознания, которое подразумевает наличие разноплановых идей, теорий, концепций. Плюрализм духовности - это признание чужих традиций, и чувств. Неприкрытый плюрализм и собственные либеральные взгляды побуждают человека к активной социальной жизни и деятельности.