Праведные халифы (краткий исторический очерк). ‘умар бин аль-хаттаб. Умар ибн аль-хаттаб - второй праведный халиф За что был убит умар ибн хаттаб

Умар (Омар I) ибн аль-Хаттаб аль-Фарук (род. в 585, время правления - 634-644) - второй из «праведных халифов». Он принял ислам в 661, за 4 года до хиджры. Согласно преданию, сначала он был настроен против мусульман, но после того как познакомился с текстом суры «Та ха» (сура 20,Коран), который дала ему его сестра, захотел встретиться с Мухаммадом. После этой встречи он стал одним из самых верных сторонников пророка.

В мединский период Умар прославился своей храбростью, принимал участие в главных битвах мусульман (у колодца Бадр - в 624 и у Холмов (Ухуд) - в 625). Тогда же он стал советником Мухаммада, а со временем и породнился с ним: его дочь Хавса вышла замуж за пророка после того, как ее первый муж погиб в бою.

Все биографы Умара отмечали его бескорыстие и честность. Через его руки в то время проходили большие деньги, но он сам не стремился к обогащению. Мусульманское предание сохранило также многочисленные упоминания о скромности Умара и его благочестии См.: Богоданность Халифата в Исламе и законность правления первых халифов http://www.islam.ru/vera/halifprav.

Халифу Умару принадлежит заслуга в создании административной системы, которая легла в основу управления будущего мусульманского государства. В 641 был создан регистр (диван аль-мукатила), на основе которого члены семьи пророка, его сподвижники и участники мусульманских завоеваний (футух) получали ежегодное пособие. Когда писцы во главе списка написали имя Умара, он сам поставил на первое место Айшу, любимую жену покойного Мухаммада, предложив ей пособие в 12 тысяч дирхем ежегодно Каширина Т.В. История государства и права зарубежных стран. Ч.1.: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook004/book/index/index.html?part-016*page.htm.

При Умаре была создана налоговая система, действовавшая во всем государстве. Система разделяла мусульман и христиан, победителей и побежденных не только размерами налогов, но и целым перечнем запретов. Так, специально оговаривалось наказание за осмеивание пророка и его веры. Запрещалось прикасаться к мусульманской женщине, покушаться на жизнь и имущество мусульман, укрывать врагов ислама и т.д. Кроме того, немусульмане должны были «отличаться одеждой» от мусульман; им нельзя было строить жилища выше домов правоверных, пить публично вино, открыто носить кресты, иметь оружие, ездить верхом и т.п. Крашенинникова Н.А История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 2004.с.256

В 637-638 была введена новая система летоисчисления, в которой за основу была взята хиджра пророка. Сначала речь шла о датировке корреспонденции, но затем в сознании мусульман произошло разделение исторической памяти на период до ислама (джахилийа) и после принятия ислама - с первого года хиджры (622).

Благодаря Умару, были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи - кади, которые на основе исламских установлений разрешали конфликты и споры. В частности, были узаконены наказания за пьянство и супружескую измену для женщин Там же.

На завоеванных землях Умар стал организовывать военные лагеря (амсар). В разных частях халифата возникли городские поселения нового типа, где квартал занимали воины одного отряда (как правило, выходцы из одного племени). Такие гарнизоны были в Фустате (ныне район Каира), Куфе, Мосуле.

По предложению халифа городское строительство осуществлялось по византийским принципам: ширина главных улиц должна была быть равна 40 локтям (локоть - 38-46 см), а второстепенных - 20-30 локтям. Халиф уделял много внимания развитию ремесла и торговли. Он считал, что ремесло торговца не менее сложно, чем военное дело, ибо «шайтан старается соблазнить честного купца легкой прибылью путем обмана покупателя».

Когда был завоеван Египет, Умару доложили, что эта область может снабжать пшеницей другие области халифата. Но надо было решить проблему транспортировки зерна. Халифу напомнили, что во времена императора Траяна (на рубеже 1 и 2 вв. н.э.) был построен канал, соединивший Нил и Красное море. Впоследствии канал был заброшен и засыпан. Умар распорядился очистить русло канала, и хлеб нильской житницы хлынул в Аравию по кратчайшему пути.

В период голода (639), обрушившегося на Палестину, Сирию и Ирак, по приказу халифа из других провинций стали доставлять продовольствие. На следующий год халиф временно отменил закят (ежегодный налог в пользу бедных) Большаков О.Г. История халифата . т. II (Эпоха великих завоеваний), т. III (Между двух гражданских войн). М., Издательство «Наука»,1998.с.110-111.

Занимался Умар и религиозными делами. В частности, при нем был окончательно признан ритуал хаджа, который стал одним из пяти обязательных принципов веры. Ежегодное паломничество Умар возглавлял сам. По поручению халифа бывший секретарь пророка Зайд ибн Сабит начал сбор разрозненных текстов откровений, записанных со слов Мухаммада. Окончательно текст Корана был канонизирован уже после смерти Умара.

Завоевательные походы при Умаре успешно продолжались. В 633 пала Южная Палестина, затем Хира. В сентябре 635 после шестимесячной осады капитулировал Дамаск, а через год, после поражения византийцев при р.Ярмук, Сирия перешла в руки мусульман. Завоевание Сирии стало возможным благодаря тому, что Византия, истощенная войной с Ираном, уже не могла содержать достаточные пограничные войска.

Ситуация в Иране была похожей: страна была ослаблена политической и религиозной нетерпимостью старой династии Сасанидов, набегами тюрков и хазар, а также войной с Византией. В 636-637 произошло величайшее в истории арабов сражение при Кадисии: мусульманские отряды одержали победу над персидским войском. Позднее пал Мадаин (совр. Ктесифон в Ираке), летняя резиденция персидского царя. Эти победы предрешили окончательное завоевание Ирана. Тогда же арабы захватили район Мосула, дошли до столицы Армении и разграбили ее.

Однако в тот момент Умар приостановил походы арабских воинов на Восток, считая, что время для завоевания Ирана еще не пришло. Впоследствии иранцы назвали халифа Умара узурпатором, а день его смерти стали отмечать как праздник См.: Мюллер А. История ислама . М., «Астрель», 2004.с.56-60.

Спустя два года после завоевания Верхней Месопотамии, которое было осуществлено из Сирии, арабы вторглись в Персию и одержали победу при Нехавенде (642). Йездигерт III, последний государь династии Сасанидов, отступил на северо-восток, но был убит в Мерве (651). Попытки его наследника возродить империю не увенчались успехом.

В 639 арабские войска под командованием арабского военачальника Амра ибн аль-Аса перешли египетскую границу. Момент был выбран подходящий: страну раздирала религиозная борьба, население ненавидело византийских правителей. Ибн аль-Ас дошел до стен Вавилона (крепость в предместье Каира), а в 642 в руки мусульман перешла Александрия, ключевой пункт Византии в Египте. Правда, спустя четыре года византийцы попытались отвоевать ее, но арабы удержали город. Сожжение александрийской библиотеки, якобы осуществленное тогда же по приказу халифа Умара, скорее всего легенда.

При халифе Умаре мусульманские войска овладели Иерусалимом. Халиф сам отправился в Палестину, чтобы определить размеры захваченных трофеев и назначить жалование воинам. Существует много легенд о пребывании Умара в Иерусалиме, однако все хроникеры рассказывают, что халиф был недоволен поведением военачальников, которые отказались от аскетического образа жизни и встретили халифа в византийских одеждах. По преданию, именно тогда халиф выбрал место для строительства знаменитого храма «Куббат ас-Сахра» (араб. купол скалы) См.: Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский Халифат в раннее средневековье: Дис... канд. ист. наук. - М., 1966.с.75-78.

Умар пользовался непререкаемым авторитетом у асхабов (первоначально - сподвижники пророка, впоследствии круг расширился за счет всех, кто хотя бы раз видел Мухаммада воочию), его распоряжения выполнялись неукоснительно, хотя в арабских хрониках есть информация о том, что он предоставлял своим советникам большую свободу действий. Он обладал не только энергией, но и умением использовать обстоятельства, людей и их религиозный энтузиазм. Стиль правления халифа Умара можно назвать авторитарным, однако до самодурства он не доходил.

За время правления Умара изменился характер мусульманского государства. В результате завоеваний и разумного управления оно превратилось в многонациональную империю, в составе которой выходцы из Аравии составляли лишь четверть. И поскольку присоединенные провинции находились на более высоком уровне социального и экономического развития, чем политический центр халифата Хиджаз, мусульманская аристократия стала переселяться на завоеванные землиМюллер А. Указ.соч.с.67-69 .

Многие из соратников Умара предлагали разделить землю новых провинций между воинами, но он отказался это сделать, сославшись на то, что земля принадлежит и «тем, кто придет после нас». Он ввел выплату жалования ("ата") и продуктового пайка (ризк) всем воинам. При нем стали формироваться земельные кадастры, которые предусматривали различные виды собственности на землю: общинную и частную Надирадзе Л.И. Проблемы феодальных отношений в Халифате YII-IX вв. Дис... докт. истор. наук. - М., 1975.с.120.

Умар добавил к званию халифа титул амир аль-муаминин (повелитель правоверных). Таким образом, систему власти, которую создал Умар, можно охарактеризовать как арабо-мусульманскую теократию. Население было разделено на два класса - на правящих мусульман и на подчиненные народы, придерживающиеся иной веры. Методы управления аргументировались божественным откровением или основывались на прецеденте. Все это должно было обеспечивать религиозную целостность уммы (мусульманской общины).

В ноябре 644 во время утреннего намаза в мечети персидский раб Файруз, по прозвищу абу Лула, ударил Умара ножом в живот (до этого Файруз пожаловался халифу на своего хозяина, но Умар не внял его жалобе). Умар скончался через три дня, но предварительно назначил совет, который должен был избрать нового халифа. Одним из его последних указаний было наставление будущему халифу не смещать назначенных им наместников провинций в течение года.

Десятилетнее правление Умара стало временем победоносного шествия ислама. Одновременно были заложены основы национального и религиозного единства. Историческая традиция не скупится на похвалы в адрес Умара, считая его идеальным правителем, непритязательным в быту, благочестивым мусульманином, справедливым и честным по отношению к подчиненным, беспощадным к врагам ислама Массэ А. Ислам . М., «Наука», 1982.с.140.

После смерти Умара назначенный им совет из шести высокопоставленных мусульман должен был решить вопрос о преемнике. Во время выборов нового халифа победили сторонники рода Бану Умайа, которые жаждали реванша. В ранний период деятельности Мухаммада именно представители этого рода, опасаясь утраты своих позиций в Мекке, преследовали Мухаммада, заставив его перебраться в Медину. Выдвинутый ими претендент на место халифа Усман не обладал созидательной энергией, которая была присуща его предшественнику. Однако избрание другого кандидата - Али - по мнению совета, сулило бурные времена, так как последний был известен своей прямолинейностью и напористостью.

Единственное возражение, которое можно выдвинуть против факта убийства Фатимы (А) Умаром, звучит так: если Умар на самом деле убил Фатиму (А), то где был Али (А)? Разве возможно, чтобы «лев Аллаха», прославленный своей храбростью, отказался защищать единственную дочь Пророка (С) и свою собственную жену?

Можно ли представить, что Али ибн Аби Талиб (А) не взял в руки оружие, чтобы отомстить за ее убийство, а вместо этого молча сидел дома? Нет, это невозможно ни в коем случае! Мы, сунниты, считаем Али (А) храбрейшим из сподвижников и львом Аллаха, а вы, шииты, сделали его трусливым, боящимся заступиться за свою собственную жену! Вот так шииты любят Али, которого считают первым халифом вместо Абу Бакра, да будет доволен им Аллах! Кроме того, известно, что Али поддерживал хорошие отношение с Абу Бакром и Умаром, постоянно восхвалял их достоинства и совещался с ними. Как он мог так хорошо относиться к убийцам своей жены? Ясно, что рафидиты клевещут на праведных халифов!

Разумеется, это еще одна уловка, на которую могут клюнуть только невежды или слепые фанатики.

Во-первых, данное возражение можно было бы вообще оставить без внимания, потому что оно никак не опирается на хадисы. Если самые достоверные суннитские книги и самые известные суннитские историки говорят о том, что нападение на дом Фатимы (А) имело место, то куда девать эти сообщения? Куда девать слова «праведного халифа», которые он произнес перед смертью:

:فأما الثلاث اللاتی وددت أنی لم أفعلهن فوددت أنی لم أکن کشفت بیت فاطمة و ترکته و أن أغلق علی الحرب

«Три дела я совершил – о, если бы я не совершал их! О, если если бы я не отдавал приказ напасть на дом Фатимы!»

(«Тарих ислами», Захаби, том 3, С. 118; «Муаджаму ль-кабир», Табарани, том 1, С. 62; «Лисан уль-мизан», Ибн Хаджар Аскалани, том 4, С. 189; «Мизан уль-иʻатидаль», Захаби, том 3, С. 109).

Даже Ибн Теймия — враг Ахль уль-Бейт Пророка (С) – признает факт вторжения в дом Фатимы (А): «По приказу Абу Бакра люди ворвались в дом Фатимы» (Минхадж ус-сунна, том 4, С. 220).

Во-вторых, откуда вы взяли, что Али (А) был в хороших отношениях с Абу Бакром и Умаром? Разве не «Сахих» Бухари говорит, что Али (А) испытывал отвращение даже от взгляда на лицо Умара:

کَرَاهِیَةً لِمَحْضَرِ عُمَرَ

(Сахих Бухари, том 3, С. 55).

Вы говорите: почему Али (А) постоянно восхвалял Умара и Абу Бакра? Тогда ответьте на вопрос: кто назвал Абу Бакра и Умара «лжецами, грешниками, изменниками и предателями» (Сахих Муслим, том 5, С. 152 – книга джихада и добычи, глава хукм трофеев) ?

Во-третьих, кто сказал, что Имам Али (А) бездействовал? Когда Умар ударил Фатиму (А), и Али (А) из дома услышал ее крик, он выбежал во двор, ударил Умара, повалил его на землю и стал душить, пока тот не приблизился к смерти.

Известный суннитский муфассир Алуси говорит в своем «Тафсире», том 3, С. 124: «Умар ударил рукояткой меча по груди Фатимы и лезвием – по ее плечу. Фатима закричала: “О, отец!” Али немедленно выскочил, схватил Умара, свалил его на землю и стал душить».

Но, вспомнив обещание терпеть, которое он дал Пророку (С), Али (А) остановился, сказав: «Клянусь Аллахом, если бы не обещание терпеть, которое я дал Пророку (С), ты не вошел бы в мой дом».
И если вы захотите продолжать примеры, то давайте вспомним третьего халифа Усмана: когда сподвижники Пророка (С) прибежали к нему для его убийства и совершили бесчестие по отношению к его жене (согласно Табари, схватили ее за грудь, говоря: «Какая большая у нее грудь!»), почему Усман ничего не сказал? И ничего не предпринял? («Тарих» Табари, том 2, С. 676, издано в Бейруте).

Тогда встает другой вопрос: зачем Али (А) вообще надо было терпеть? Зачем Пророк (С) призвал его к терпению после своей смерти, а он поклялся исполнить этот призыв Пророка (С)? Если права Али (А) были очевидными, разве не было проще восстать и с оружием в руках отстоять их?

Те, кто рассуждают так, не читали Коран, не познали мудрость Пророков (А) и их наследников и не изучали историю Ислама. Приведем всего лишь несколько примеров вынужденного молчания перед лицом угнетения:

1. Коран говорит о молчании Харуна, халифа Мусы (А), перед лицом сыновей Исраиля, поклонившихся тельцу:

«Он (Муса) сказал: «О Харун! Когда ты увидел, что они впали в заблуждение, что помешало тебе последовать за мной? Неужели ты ослушался меня?» Он (Харун) сказал: «О сын моей матери! Не хватай меня за бороду и за голову. Я боялся, что ты скажешь: “Ты разобщил сынов Исраила и не выполнил моих наставлений” » (20: 92-94).

Таким образом, принуждение обстоятельств заставило Харуна хранить молчание перед лицом самого страшного греха – ширка.

Как известно, Пророк (С) сказал: «О Али! Ты после меня подобен Харуну после Мусы».

Тот аят, который Харун говорит Мусе, Али (А) читал на могиле Пророка (С): «Они ослабили меня и были готовы убить меня » (7: 150).

2. Бездействие мусульман в Мекке перед лицом преследований со стороны многобожников . Поскольку мусульмане были слабы, и в случае сопротивления возникла бы опасность их полного уничтожения, они были вынуждены молчать и терпеливо переносить пытки и убийства.

Пророк (С) в Мекке своими глазами видел, как мучают его сподвижников и друзей. Почему же он ничего не сделал? Пророк (С) испугался, был труслив? Тот же самый вопрос, который вы задаете нам по поводу Али (А), мы задаем вам по поводу Пророка (С). Вы скажете: «Потому что у него не было силы». Точно так же мы говорим: «Потому что у Али не было силы». Он сам сказал об этом в «Нахдж уль-балага», хутба 217: «Сколько бы я ни взывал о помощи для защиты своих прав, увидел, что никто не вызвался на это, кроме людей моей семьи. И не было у меня никого, кроме Хасана и Хусейна».

Мы отлично знаем, что Али (А) был львом Аллаха и храбрейшим из людей и не бегал с поля битвы, подобно «горному козлу», как второй «халиф», однако же в этом случае речь идет совсем не о храбрости, а о сохранении или несохранении истины Ислама. Али (А) не испугался за свою личную жизнь, которую он мечтал отдать на пути Аллаха еще при Пророке (С), – он страшился за Ислам и сохранение Имамата, без которого Ислам бы умер.

Лучше всего это подтверждают события времен халифата Али (А). Когда он приобрел силу, то сразу же выступил с войной против лицемеров и предателей. Не секунды не сомневайтесь: если бы после смерти Пророка (С) у Али (А) была сила, он казнил бы Абу Бакра и Умара точно так же, как казнил бы Муавию в период своего халифата.

Обратите внимание, как в третьей хутбе «Нахдж уль-балаги» повелитель верующих (А) говорит: «Я должен был выбирать – или с пустыми руками выступить для защиты своих прав, или же терпеть перед лицом мрачного бедствия, что проявилось передо мной. Я стал терпеть, потому что видел, что терпение лучше, чем восстание для возврата своих прав с пустыми руками. И вот, я терпел, хотя это было подобно кости в горле, подобно занозе в глазу».

3. Отказ самого Пророка (С) от разоблачения и наказания лицемеров , пытавшихся убить его посредством сталкивания со скалы при возвращении из Табука.

Эта история хорошо известна среди суннитов и признана всеми их учеными.

Пророк (С) пошел по горному перевалу, а люди пошли по лощине. Те, которые замышляли убийство Пророка (С), закрыли лица и тоже пошли по перевалу. Пророк сказал Хузейфе и Аммару Йасиру, чтобы они пошли с ним. Он велел Аммару взять поводья его верблюда, а Хузейфе вести его. Они шли так, пока не услышали звук нападения сзади, со спины, покуда нападавшие не окружили их.

Пророк (С) разгневался и приказал Хузейфе распознать их. Хузейфа приблизился к ним и увидел их закрытые лица. Тогда они испугались, решив, что их заговор раскрыт, а потому спешно убежали и растворились в толпе.

Пророк (С) спросил: «О, Хузейфа, узнал ли ты кого-либо из них?»

Хузейфа ответил: «Я узнал верблюда такого-то и такого-то, но их лиц не видел, поскольку было темно, и они закутали лица».

Пророк (С) сказал: «Знаешь ли ты, что за дело у них, и чего они хотят?»

Он ответил: «Нет, о Посланник Аллаха».

Пророк (С) сказал: «Они желали идти рядом со мной по перевалу, чтобы, как только настанет удобный момент, сбросить меня вниз».

Хузейфа сказал: «Накажешь ли ты их, когда придут люди?»

Пророк (С) ответил: «Не хочу, чтобы люди повсюду стали говорить: “Мухаммад убил своих сподвижников”».

И тогда Посланник (С) назвал каждого из них по именам.

(Ас-сирату ль-халабийа, том 3, С. 143, отпечатано в Бейруте; «Далаил ун-нубувват», С. 260-262, отпечатано в Бейруте; Муслим также приводит этот риваят в своем «Сахихе», С. 50 – «Книга качеств лицемеров и решения о них»).

Таким образом, Пророк (С) отказался наказывать двенадцать лицемеров, замышлявших его убийство, и назвал их имена только Хузейфе, который также хранил их в тайне.

Почему Пророк (С) поступал так? Разве не проще было бы разоблачить и покарать этих людей? Так можем рассуждать только мы, не имеющие мудрости Пророка (С). Тем знанием сокровенного, которое было ему дано, он понял, что попытка наказать этих лицемеров повлечет за собой еще более тяжелые последствия, вызовет расхождения и смуту, а потому предоставил их судьбу решению Аллаха.

4. Отказ внука Пророка Хасана ибн Али (А) называть имена своих отравителей.

Имаму Хасану (А) три раза давали яд, но он выжил, кроме последнего раза. Врач, который посетил его, сказал: «Яд превратил его кишки и печень в мелкие куски».

Имам Хусейн (А) сказал: «О, брат, назови мне имена тех, кто сделал это». Имам Хасан (А) сказал: «Для чего тебе это, брат мой?»

Хусейн ибн Али (А) сказал: «Клянусь Аллахом, прежде чем похороню тебя, убью этого человека, и даже если он спрячется под землей — найду его, чего бы мне это ни стоило».

Имам Хасан (А) сказал: «О, мой брат, этот мир – не более чем несколько преходящих ночей. Оставь этого человека, пока я не встречусь с ним возле моего Господа» — и не назвал имя отравителя.

Таким образом, Имам Али (А) был вынужден молчать перед лицом ужасного угнетения и страшных преступлений, следуя примеру Пророков (А). Его молчание и бездействие имело свои глубокие причины, обусловленные обстоятельствами того времени. Он проник в эти причины той сокровенной мудростью, которая была ему дана от Аллаха.

Дело в том, что вокруг него были созданы такие условия, что любое сопротивление обернулось бы против него же. Последствием мести и борьбы был бы не успех, а разрушение всего его дела и забвение Имамата и наследия Пророка (С), для которого он был хранителем. Именно поэтому Пророк (С) еще при своей жизни взял с него обещание терпеть, как бы ни было это тяжко и невыносимо. Али (А) дал ему такое обещание и исполнил его.

Представим себе, что Али (А) не стал молчать, но выступил бы с оружием в руках. К чему бы это привело? Посланника Аллаха (С) сам сказал, что если бы он разоблачил имена лицемеров, напавших на него при Табуке, то это кончилось бы тем, что люди стали бы говорить: «Мухаммад убил своих сподвижников». Что за люди стали бы это говорить? Иудеи? Христиане? Нет, те же самые «сподвижники».

Точно так же если бы Али (А) поднял войну, то он был бы убит, потому что не имел поддержки, а его многочисленные враги стали бы говорить о нем: «Али так стремился к власти, что выступил с мечом для ее захвата, и для этого перебил много сподвижников и даже пожертвовал своей женой и дочерью Пророка для этой цели, пока сам не был убит».

Если вы думаете, что было бы по-другому, то откройте книги насибита Ибн Теймийи, который говорит: «Войны Али были не для религии, а для целей ближнего мира».

Молчание Али (А) являлось вынужденным. Но сейчас, 1400 лет спустя, когда условия совершенно изменились, на нас лежит обязанность передавать достоверные сообщения об убийцах дочери Пророка (С), как и об узурпаторах халифата, чтобы всем было ясно их истинное лицо.

В числе наиболее почитаемых и авторитетных мусульман в истории ислама часто упоминается Умар аль-Фарук ибн аль-Хаттаб (р.а.). Он является вторым праведным халифом (после Абу Бакра), и вся его жизнь после принятия религии Аллаха была направлена на её укрепление.

Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) появился на свет в Мекке в 585 году (по Милади). Он имел два прозвища. Первое - аль-Фарук, которое ему дал сам Пророк Мухаммад (с.г.в.), когда Умар (р.а.) принял ислам. Это прозвище можно перевести как «различающий верное от ложного». Второе имя - Абу Хафс - представляет собой традиционное для арабов использование имён своих старших детей. Имя Хафс носила дочь Умара, она впоследствии стала женой Мухаммада (с.г.в.).

Биография Умара

Умар (р.а.) не был из числа первых мусульман. Ещё до того, как стать праведным верующим, он обладал большим авторитетом среди жителей Мекки, который, в том числе, был основан на его весьма крутом и суровом нраве. Вместе с тем Милость миров Мухаммад (с.г.в.) часто произносил специальную молитву, в которой просил Всевышнего обогатить общину верующих столь сильным духом человеком, как Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.). В итоге тот на шестой год с начала пророческой миссии Мухаммада (с.г.в.).

К этому времени мусульманами стали около сорока мужчин и более десятка женщин. Но прежде Умар (р.а.) часто выступал против правоверных. Более того, он как-то задумался убить Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) из-за того, что тот своей деятельностью способствовал отречению мекканцев от религии предков. Собственно, именно тогда, когда Умар (р.а.) вознамерился совершить страшное преступление, ему на встречу попался человек по имени Нуайм ибн Абдулла, который сообщил ему, что его сестра Фатима и её супруг Зейд приняли ислам. Разозлившись не на шутку, он пошёл к ним в дом и застал их за заучиванием суры «Та Ха», после чего жестоко избил обоих. Как только гнев спал, Умар (р.а.) решил поинтересоваться, что именно изучают его родственники. Взяв свиток с текстом суры «Та Ха», он начал вчитываться в него, пока не дошёл до 14-го аята:

«Воистину, Я - Аллах! Нет божества, кроме Меня. Поклоняйся же Мне и совершай намаз, чтобы помнить обо Мне» (20:14)

Этот аят произвёл на Умара (р.а.) большое впечатление, он тут же пошёл в дом Пророка Мухаммада (с.г.в.). Увидев того, Умар (р.а.) упал на колени и произнёс слова шахады. Эта сцена поразила мусульман. Они начали произносить такбир настолько громко, что его было слышно у мечети аль-Харам, на территории которой тогда стояли истуканы, воспринимаемые мекканцами за божеств.

Достоинства 2-го праведного халифа

Приведём несколько примеров того, как высоко оценивается статус Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.) мусульманами.

1. В сборниках хадисов Бухари и Муслима имеется изречение, принадлежащее сыну Али ибн Абу Талиба (р.а.) - Мухаммада ибн аль-Ханафийи. В нём приводится следующая история: «Как-то я спросил у отца - кто является лучшим из верующих после Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.)? Он ответил, что таким человеком является . Потом я спросил о том, кто вслед за ним занимает этот статус. Отец сказал, что это Умар (р.а.). Потом я спросил, идёт ли вслед за Умаром (р.а.) он сам - мой отец. Он же заявил, что просто является одним из верующих».

2. В сборнике имама Ахмада имеется похожий по содержанию хадис. От Абу Джухайфы ас-Сави приводятся слова Али ибн Абу Талиба (р.а.). Он спросил у людей о том, кто является самым лучшим мусульманином после Пророка Мухаммада (с.г.в.). Когда никто не смог ответить на этот вопрос, Али (р.а.) назвал таковым Абу Бакра (р.а.). После этого он произнёс: «Не сказать ли вам, кто является лучшим представителем мусульманской уммы после Абу Бакра? Им является Умар».

3. Факт того, что сам Заключительный Божий посланник (с.г.в.) совершал молитву с просьбой укрепить общину мусульман Умаром (р.а.) говорит об очень многом. Имеется, в частности, такой весьма примечательный хадис: «После того, как Умар стал мусульманином, исламская умма никогда не теряла своего величественного положения» (ат-Тирмизи).

4. Благодаря тому, что членом мусульманской общины стал такой авторитетный мекканец, как Умар (р.а.), мусульмане вышли из подполья и стали более активно вести призыв (дагват).

5. Сборщики хадисов Ахмад и ат-Тирмизи приводят такое изречение Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Если бы после меня в этот мир был направлен ещё один посланник, то им непременно оказался бы Умар».

Умар ибн аль-Хаттаб (р.а.) умер в 23 году по Хиджре (644 год по Милади). Ему тогда было 63 года. Причиной смерти стали ножевые удары, нанесённые Абу Лулуой аль-Маджуси. Убийство второго праведного халифа связано, вероятно, с проводимой им политикой в отношении Персидской империи (государства Сасанидов). Его похоронили в Медине, неподалёку от могил самого Мухаммада (с.г.в.) и первого халифа Абу Бакра ас-Сиддика (р.а.).

Период правления Умара (р.а.) длился больше десяти лет и считается одним из самых результативных в плане реализации государственных и общественных интересов.

Умар ибн аль-Хаттаб - второй халиф (с 634). Родился в Мекке. Являлся вторым праведным халифом.

Знакомство с Пророком

Умар ибн аль-Хаттаб вначале был ярым противником ислама и мусульман. Но со временем пересмотрел взгляды на ислам под влиянием своей сестры, которая дала ему прочесть Коран, и изъявил желание встретиться с Мухаммадом. После этого события Умар стал одним из ближайших сподвижников пророка.

После смерти Мухаммада встал вопрос наследования. На место главы общины верующих претендовали 4 верных мусульманина: Абу Бакр ас-Сиддик, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан и Али ибн Абу Талиб.

Уже тогда Умар поступил как умный и дальновидный человек, предотвратив возможность внутренних раздоров. Он, схватил и пожал руку Абу Бакру, что означало признание его в качестве руководителя. Вслед за Умаром и остальные пожали руку первому халифу.

Наследником по завещанию Абу Бакра стал Умар.

Халиф

Став во главе мусульманской общины, он начинает завоевательные походы на Сирию, Египет, Ирак и Персию. При нём произошло значительное расширение государственных территорий и, вместе с тем, распространение ислама на покорённых мусульманами землях. Правителем завоёванного города становился мусульманин, но персидские и византийские обычаи, устои и местный язык сохранялись.

Апогеем его правления стала знаменательная победа над Персидской империей.

Завоевательные походы

Завоевательные походы при Умаре успешно продолжались. В 633 г. пала Южная Палестина, затем Хира. В сентябре 635 г. после 6-месячной осады капитулировал Дамаск, а через год, после поражения византийцев при р. Ярмук, Сирия перешла в руки мусульман.

Завоевание Сирии стало возможным благодаря тому, что Византия, истощённая войной с Ираном, уже не могла содержать достаточные пограничные войска.

Ситуация в Иране была похожей: страна была ослаблена политической и религиозной нетерпимостью старой династии Сасанидов, набегами тюрков и хазар, а также войной с Византией. В 636-637 произошло величайшее в истории арабов сражение при Кадисии: мусульманские отряды одержали победу над персидским войском. Позднее пал Мадаин (совр. Ктесифон в Ираке), летняя резиденция персидского царя. Эти победы предрешили окончательное завоевание Ирана. Тогда же арабы захватили район Мосула, дошли до столицы Армении и разграбили её.

Однако в тот момент Умар приостановил походы арабских воинов на Восток, считая, что время для завоевания Ирана ещё не пришло. Впоследствии иранцы назвали халифа Умара узурпатором, а день его смерти стали отмечать как праздник.

Спустя два года после завоевания Верхней Месопотамии, которое было осуществлено из Сирии, арабы вторглись в Персию и одержали победу при Нехавенде (642). Йездигерд III, последний государь династии Сасанидов, отступил на северо-восток, но был убит в Мерве (651). Попытки его наследника возродить империю не увенчались успехом.

В 639 г. арабские войска под командованием арабского военачальника Амра ибн аль-Аса перешли египетскую границу. Момент был выбран подходящий: страну раздирала религиозная борьба, население ненавидело византийских правителей. Ибн аль-Ас дошёл до стен Вавилона (крепость в предместье Каира), а в 642 г. в руки мусульман перешла Александрия, ключевой пункт Византии в Египте. Правда, спустя четыре года византийцы попытались отвоевать её, но арабы удержали город. Сожжение александрийской библиотеки, якобы осуществленное тогда же по приказу халифа Умара, скорее всего легенда.

Взятие Иерусалима

При халифе Умаре мусульманские войска после 4-месячной осады овладели Иерусалимом.

Умар лично получил ключи от города из рук греческого православного и сказал: «Во имя Аллаха… ваши церкви будут сохранены в целости и сохранности, не будут захвачены мусульманами и не будут разрушены».

Софроний, по просьбе халифа, показал ему местонахождения . Затем Умар спросил Софрония о том, где находится та самая гора, откуда Мухаммад вознесся на небо к Аллаху. Софроний привел Умара на эту гору и рассказал о её истории. Халиф упал на колени, расчистив груды мусора, и помолился.

Реформы

При Умаре была создана налоговая система, действовавшая во всем государстве. Система разделяла мусульман и христиан, не только налогами (мусульмане платят закятом, а немусульмане - налогом каждый год на место службы в армии), но и целым перечнем запретов.

Так, специально оговаривалось наказание за осмеивание пророка и его веры и оскорбление исламских символов. Запрещалось домогательство в отношении мусульманской женщины, покушаться на жизнь и имущество мусульман, укрывать врагов ислама и т. д.

В 637-638 гг. была введена новая система летоисчисления, в которой за основу была взята хиджра пророка. Сначала речь шла о датировке корреспонденции, но затем в сознании мусульман произошло разделение исторической памяти на период до ислама (джахилийа) и после принятия ислама - с первого года хиджры (622).

Благодаря Умару, были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи - кади, которые на основе исламских установлений разрешали конфликты и споры. В частности, были узаконены наказания за пьянство и прелюбодеяние.

По предложению халифа городское строительство осуществлялось по византийским принципам: ширина главных улиц должна была быть равна 40 локтям (локоть - 38-46 см), а второстепенных - 20-30 локтям. Халиф уделял много внимания развитию ремесла и торговли. Он считал, что ремесло торговца не менее сложно, чем военное дело, ибо «шайтан старается соблазнить честного купца лёгкой прибылью путем обмана покупателя».

В период голода (639), обрушившегося на Палестину, Сирию и Ирак, по приказу халифа из других провинций стали доставлять продовольствие. На следующий год халиф временно отменил закят.

Занимался Умар и религиозными делами. В частности, при нём был окончательно признан ритуал хаджа, который стал одним из пяти обязательных принципов веры. Ежегодное паломничество Умар возглавлял сам. По поручению халифа бывший секретарь пророка Зайд ибн Сабит начал сбор разрозненных текстов откровений, записанных со слов Мухаммада. Окончательно текст Корана был канонизирован уже после смерти Умара.

Государство

За время правления Умара изменился характер мусульманского государства. В результате завоеваний и разумного управления оно превратилось в многонациональную империю, в составе которой выходцы из Аравии составляли лишь четверть. И поскольку присоединенные провинции находились на более высоком уровне социального и экономического развития, чем политический центр халифата Хиджаз, мусульманская аристократия стала переселяться на завоеванные земли.

Многие из соратников Умара предлагали разделить землю новых провинций между воинами, но он отказался это сделать, сославшись на то, что земля принадлежит и «тем, кто придет после нас». Он ввел выплату жалования («ата») и продуктового пайка (ризк) всем воинам. При нём стали формироваться земельные кадастры, которые предусматривали различные виды собственности на землю: общинную и частную.

Умар добавил к званию халифа титул амир аль-муаминин (повелитель правоверных). Таким образом, систему власти, которую создал Умар, можно охарактеризовать как арабо-мусульманскую теократию. Население было разделено на два класса - на правящих мусульман и на подчиненные народы, придерживающиеся иной веры.

Методы управления аргументировались божественным откровением или основывались на прецеденте. Все это должно было обеспечивать религиозную целостность уммы (мусульманской общины).

Умар пользовался непререкаемым авторитетом у асхабов (первоначально - сподвижники пророка, впоследствии круг расширился за счет всех, кто хотя бы раз видел Мухаммада воочию), его распоряжения выполнялись неукоснительно, хотя в арабских хрониках есть информация о том, что он предоставлял своим советникам большую свободу действий.

Он обладал не только энергией, но и умением использовать обстоятельства, людей и их религиозный энтузиазм. Стиль правления халифа Умара можно назвать авторитарным, однако до самодурства он не доходил.

Смерть

В ноябре 644 во время утреннего намаза в мечети персидский раб Фируз, по прозвищу Абу Лула, ударил Умара ножом в живот (до этого Фируз пожаловался халифу на своего хозяина, но Умар не внял его жалобе).

Умар скончался через три дня, но предварительно назначил совет, который должен был избрать нового халифа. Одним из его последних указаний было наставление будущему халифу не смещать назначенных им наместников провинций в течение года.

После смерти Умара назначенный им совет из шести высокопоставленных мусульман должен был решить вопрос о преемнике. Во время выборов нового халифа победили сторонники рода Бану Умайа, которые жаждали реванша. В ранний период деятельности Мухаммада именно представители этого рода, опасаясь утраты своих позиций в Мекке, преследовали Мухаммада, заставив его перебраться в Медину.

Выдвинутый ими претендент на место халифа Усман не обладал созидательной энергией, которая была присуща его предшественнику. Однако избрание другого кандидата - Али - по мнению совета, сулило бурные времена, так как последний был известен своей прямолинейностью и напористостью.

13-й год по хиджре, конец месяца Зуль-Хиджа. Утренний намаз. Халиф мусульман Умар по своему обыкновению руководит коллективной молитвой, читает суру «Юсуф» или «Нахль». Вдруг его голос прерывается. В задних рядах не понимают, с чем связана запинка, а стоящие в передних рядах мусульмане становятся свидетелями гнусного покушения на халифа. На их глазах Умару наносят несколько смертельных ударов, и он от бессилия падает на землю. Молитву экстренно продолжает Абдурахман ибн Авф, а окровавленного халифа уносят домой.

Для того поколения мусульман, которые были лично знакомы с Умаром, это покушение стало настоящей трагедией. Тогда сложно было найти равнодушных к случившемуся, каждый мединский дом оплакивал халифа. Но для самого Умара это был счастливый конец, к которому он всецело стремился, он даже молил Всевышнего Аллаха одарить его степенью шахида.

С такой просьбой халиф Умар обращался ко Всевышнему и во время своего последнего хаджа, за несколько недель до покушения. Умар понимал, какая награда ждёт павших на пути Аллаха, да и к тому же, он лично слышал от Пророка, что его земная жизнь завершится именно мученической смертью.

Халиф Умар погиб от рук огнепоклонника Файруза, более известного как Абу Люълюъ аль-Маджуси, который по воле случая оказался в пресветлой Медине. Согласно указу халифа, немусульманам запрещалось селиться в столице исламского государства. Их пребывание там могло нарушить исламскую гармонию.

Но по просьбе Мугиры ибн Шу"бы Умар сделал одно исключение. Он разрешил слуге Мугиры Абу Люлюъу находиться в Медине. Умара подкупило его умение: он владел несколькими ремёслами, что называется, был мастером на все руки. Но Мугира тогда не мог знать, чем это всё в конечном счёте обернётся, как и то, что Файруз будет жаловаться на него халифу. Файруза не устраивал процент денежных средств, взимаемый Мугирой за его труд.

Халиф не стал удовлетворять его жалобу, хотя в душе и планировал переговорить с Мугирой по этому поводу. Файруз позже скажет, что справедливость халифа коснулась всех, кроме него. Дело было далеко не в этом, он испытывал неприязнь к Исламу и мусульманам, а случай с халифом лишь стал подходящим поводом для совершения громкого убийства средь бела дня.

Файруз основательно готовился к убийству века. Он приобрёл кинжал с двумя остриями, который он тщательно обработал ядом. От ножевых ранений, какими бы глубокими они ни были, человек может спастись, а проникший в организм яд делает спасение человека практически невозможным. На это и рассчитывал Файруз.

Тем временем накануне покушения халиф увидел странный сон: его несколько раз заклевал петух. Толкование сна звучало как приговор. Умар назвал его предвестником своей кончины.

Местом покушения была выбрана мечеть Пророка ﷺ во время утренней молитвы, когда ничего не подозревающий Умар стоял спиной к прихожанам. Абу Люълюъ в это время прятался в одном из тёмных уголков мечети. С освещением в те времена были проблемы, поэтому огнепоклонника внутри богослужебного здания так никто и не заметил.

Умар успел прочесть Аль-Фатиху, но суру после неё так и не дочитал. Файруз ловко обошёл несколько рядов и нанёс халифу несколько проникающих ранений. Умар успел произнести:

«Меня убила (или по другой версии – меня укусила) собака ». Да, это была «собака» в человеческом облике, готовая пойти на убийство человека такого ранга и для которой человеческая жизнь ничего не стоит.

Файруз не думал на этом останавливаться, он жаждал мусульманской крови. Пытаясь выбраться из окружения мусульман, Файруз ранил ещё 13 человек, из которых семеро получили ранения, несовместимые с жизнью. Наконец, на взбешённого Файруза набросили кусок ткани, и, оказавшись в западне, он покончил жизнь самоубийством. Коварство Абу Люълюъа обернулось против него же .

Покушение, совершённое на Умара, стало следствием заговора, в котором кроме Файруза участвовали ещё двое: огнепоклонник Хурмуз и христианин Джуфайна. Эту злополучную троицу как-то раз вместе заметил Абдурахман ибн Абу Бакр. Когда он проходил мимо них, кто-то из них выронил кинжал – именно тот, который впоследствии был в руках Абу Люълюъа в момент покушения.

Вот почему Умар стремился оградить Медину от представителей других конфессий. Времена были другие, в межконфессиональную дружбу тогда верилось с трудом.

Последние дни своей жизни Умар провёл у себя дома . Надежд на его исцеление не было. Понимал это и сам халиф, и поэтому распорядился исполнить три главных его завещания: расплатиться с его долгами, попросить супругу Пророка ﷺ Айшу (да будет доволен ею Аллах) предоставить ему возможность быть похороненным рядом с Пророком ﷺ и Абу Бакром (да будет доволен им Аллах) и сформировать совет мусульман для избрания нового халифа.

Но больше всего Умара волновало второе, ему безудержно хотелось упокоиться с теми, с кем он провёл бок о бок всю свою сознательную исламскую жизнь. И Айша предоставила ему такую возможность.

Смертельно раненым Умар пролежал три дня . В один из этих дней к нему зашёл Абдулла ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) и высоко отозвался о заслугах умирающего халифа: «Возрадуйтесь же Раю, о правитель правоверных! Вы приняли Ислам, когда другие отказались это сделать, вы вели джихад вместе с Посланником Аллаха ﷺ , когда другие оставили его без помощи. Пророк ﷺ перешёл в мир иной, будучи вами довольным. В вашем халифате не было никаких спорных ситуаций, и вы удостоились степени шахида ».

По просьбе Умара Ибн Аббас (да будет доволен ими обоими Аллах) ещё раз повторил эти слова. Услышав их вторично, Умар сказал: «Клянусь Аллахом, если в моём распоряжении находились бы все запасы золота и серебра, то я пожертвовал бы ими, чтобы спастись от ужасов Судного дня ».

Скромности Умара не было границ. Несмотря на то, что Пророк ещё при жизни гарантировал ему Рай, и при всех достоинствах, которыми он обладал, над ним преобладал страх перед Всевышним. Это и есть подлинная богобоязненность.

Сподвижник Усман (да будет доволен им Аллах) стал свидетелем последних мгновений жизни Умара. Вот как он рассказывает об этом: «Когда я зашёл к нему, его голова лежала на коленях его сына Абдуллы. И вдруг он попросил уложить его щекой на землю. Абдулла возразил: "А чем моё колено хуже земли?" Умар был настойчив в своей просьбе. Когда его просьба была выполнена, я услышал, как он говорит: "Горе мне и моей матери, если Всевышний не помилует меня"».

Эти слова подвели черту под славной жизнью Умара, которая была посвящена служению и защите Ислама. Он прожил 63 года и был похоронен рядом с Пророком ﷺ и Абу Бакром (да будет доволен им Аллах) в пресветлой Медине.

Хаджимурад Алиев