Современные проблемы в рамках гендерного воспитания. Гендерное воспитание и его актуальные проблемы. Гендерное воспитание школьников и подростков

Проблема гендерного воспитания в нашем образовании сегодня актуальна как никогда. Почему?

1) Государство озабочено низким уровням рождаемости;

2) Насилие над детьми;

3) беспорядочностью сексуальных связей,приводящих в конечном итоге к росту числа венерических заболеваний;

4) Отсутствию у молодого поколения патриотических чувств, уклонению от службы в армии и другие.

Все эти проблемы связаны с полом человека, его репродуктивной, социальной, поведенческими функциями.

Второй момент это изменения в народном образовании – введение ФГОС и забота об образовании подрастающего поколения.

Гендер –(с английского – «род»), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.

Какая связь с обучением детей в начальной школе?

Гендерное обучение, что это такое?

Как альтернативное обучение.

1)Каждый педагог стремится не только дать детям определенную совокупность знаний, умений и навыков, но и раскрыть способности и необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.Но учет индивид особенностей ребенка не может отдельно существовать без учета гендерных особенностей.Гендерная принадлежность человека проявляется в том,что человек делает постоянно в процессе взаимодействия с другими людьми. Гендерные исследования помогают более четко акцентировать внимание на изучение различий и сходств в социальном поведении мужчин и женщин, на чертах, стереотипах, ролях считающихся типичных для них.

2) Совместное обучение – это оптимальный вариант, дающий возможность научиться общаться с противоположным полом, позволяющий развиваться при наличии альтернативного мышления.

Многое в школьном образовании индефферентно по отношению к половой принадлежности учеников.При одном и том же учителя, по одной и той же методике мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления.

Например:

У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек – правое поэтому до 10 лет девочки лучше запоминают цифры и решают задачи, превосходят в развитии речи.

1) Оценивая на уроках должно быть гендерным – с учетом того, что может мальчик, а чего не может по природным данным.

2) Гендерное в преподавании литературы – это выбор учебника.

3) Но этого нет. Даже при объяснении нового материала учителя в основном ориентируются на девочек, т.к. они смотрят учителю в глаза, согласно на вопрос: « Всё ли понятно». Мальчики в это время, слушая, исследуют ближнюю территорию. Получается, что их не спрашивают усвоили они или нет, а только делают дисциплинарные замечания.Мир мальчиков вращается вокруг действия и его результата, вот поэтому им нравятся уроки труда и физ-ры.

4) Девочки быстро усваивают информацию, мало её используют, стараются быстро выдать её обратно. Совместная работа мальчиков и девочек дает возможность интенсивно развиваться тем и другим, но в том случае,если работа носит не только информационный, но и исследовательский характер.

5) Мальчики и девочки по-разному ведут себя в группе. Девочки стремятся к сотрудничеству, у них отсутствует соревновательный дух. Мальчики стремятся установить правила, иерархию в группе, яростно спорят по этому поводу.Если конфликт – мальчиков умеют найти выход, девочки сразу обижаются и не желают выполнять эту работу.

6) Для мальчиков важно, чтобы учитель проговорил условия и правила деят-ти в группе, без этого не понятна им работа.Для девочек важно просто получить задание и вызвать хорошее отношение к себе у учителя.

7) Мальчики и девочки по-разному строят взаимоотношения. Девочки, начиная говорить, сошлются на мнение предыдущего оратора согласятся с ним или нет. Мальчики сразу переходят к делу, перебивая друг друга. Девочки умолкают, давая возможность высказаться всем.

8) Мальчики чувствуют себя комфортно в период окончания начальной школы.

9) В начальной школы мальчики словно попадают в ситуации феминного давления. Их учат и опекают, ими командуют женщины. Если во 2-ом классе они учатся « хорошо» , то к 4-ому «скатываются» мальчики получая «тройку» за « тройкой» осуждают сразу три феминны: строгая учительница, хихикающая одноклассница и усталая, раздраженная мама.

Последствия этого следующее: разрушается идеал успешной учебы, усиливается конфликт мальчики- девочки, развивается конфликт между мальчиками и учителями или даже школой, в итоге интеллект мальчиков заглушается.

Поэтому мальчикам до 12 лет лучше обучаться отдельно от девочек, получая примерно половину образования от педагогов мужчин. Позднее в подростковый период и к началу юношеского, когда у мальчиков появляется интерес не только к противоположному полу, но и к социальным ценностям и « взрослым» отношениям раздельное обучение принесет вред.

От совместного обучения теряют и девочки.Они привыкают выезжать за счет выполнения правил, придуманных другими. У них меньше развивается креативность и интеллект.

По мнению ученых, психологов, педагогов, которые настаивают на раздельном обучении разнополых детей,решение проблемы выглядит так.

В период дошкольного детства и начало школьного(до 9 лет) обучать вместе. После начальной школы, и в подростковый (10-14 лет) – раздельно, а затем вновь смешано. Но « раздельность» не должна быть абсолютной. Лучше, когда коллективы остаются совместными, но при изучении основных предметов мальчики и девочки расходятся на две группы.Это сделать не просто.

При раздельном обучении повышается качество знаний,но совместное обучение учит общаться с противоположным полом.

Самое разумное в настоящее время – задуматься о методиках преподавания разнополым детям одновременно. Это позволит не только эффективно обучаться, но и легче адаптироваться в окружающем мире; впоследствии это поможет им также сообща решать семейные задачи, в которых мужское и женское начало создадут среду для воспитания творческий личностей.

Особенности воспитания.

До середины XIX в. – патриархальный (или маскулинный) стереотип отношений где активен мужчина, женщина – зависимое существо.

На рубеже XIX – XX в. Возникает стереотип отношений – феминный, в женском поведении активность появляется самостоятельность.

Это сделать нелегко, так как мальчиков должны воспитывать мужчины.

У нас сейчас всё больше неполных семей, а значит воспитанием мальчиков занимается женщина (мать) , девочка видит в мире матери –мужчину и женщину.

Учителю осуществить эту задачу: воспитывать мальчика мужчиной, а девочку женщиной тоже трудно, так как нет единого понятия настоящий мужчина и настоящая женщина.

Но этому вопросу мы должны уделить внимание во внеклассной работе беседы, праздники, проекты «Что значит быть настоящей женщиной?» «Мужская и женская мода» и т.д. , игры, использовать художественная литературу, картины художников, музыкальные произведения и конечно же сотрудничество с семьей.


Ростовцева И.А.,

учитель русского языка и литературы

Особенности учебно-воспитательного процесса

в классе мальчиков

Мальчики и девочки – два разных мира. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат; по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают…Пол, как категория состоит из двух важнейших компонент: пола биологического и пола социального. Половые различия задаются генетически, а далее продолжают формироваться в социально-культурной среде. Для их полноценного развития необходимы соответствующие условия и воспитательные воздействия, которые эффективнее всего осуществимы при раздельном обучении и воспитании мальчиков и девочек.

В нашем учебном заведении гендерный подход к организации учебно-воспитательного процесса введён в 2003 году. Его реализация происходит на основе дифференцированного по полу обучения и воспитания путём создания параллельно-раздельных классов. Самые старшие мальчики-кадеты, которые обучались и воспитывались в раздельных классах сейчас уже в шестом классе. А я вот уже третий год являюсь их классным руководителем и учителем русского языка и литературы. За этот период накоплен ценный опыт работы с мальчиками в образовательном и воспитательном аспектах.

Наши мальчики не просто мальчики, они – кадеты. Кадетское направление помогает выстроить всю воспитательную работу в классе. Остановимся на некоторых её моментах.

Свой рабочий день все кадетские классы начинают с утренних построений и зарядки. Командир класса (взвода) сдаёт рапорт, далее идёт проверка внешнего вида. Это очень важный момент. Ходить без галстука или в грязной рубашке недопустимо. Зная это, кадеты стараются быть всегда чистыми и опрятными. Никто не хочет подвести себя и класс. Каждый кадетский класс имеет свой дневник «За честь класса». Мы считаем, что такой дневник – это находка для класса мальчиков. Никто не хочет попасть в этот дневник за плохое поведение, а если уж попал, то отвечай. Это очень дисциплинирует мальчиков, воспитывает ответственность за свои дела и поступки.

Мальчикам свойственны больше, чем девочкам отрицательные эмоции. Поэтому им нужно больше радости, тепла, добрых отношений, иначе их эмоциональная глухота может стать очень реальной проблемой. День мы всегда начинаем с улыбки и пожеланий друг другу удачи. Это очень важно, это настраивает ребят на позитив, у них даже плечи расправляются. Вообще, мальчишек нужно «поднимать», верить в них и, самое главное, они должны чувствовать, что их любят!

В классе должно быть не только комфортно психологически, но и интересно, увлекательно. В этом нам помогает природная страсть мальчиков к соревнованиям. В четвёртом классе у нас были личные соревнования. Мы собирали смайлики, игрушки на ёлочку, звёзды на обелиск. В пятом классе решили посоревноваться группами, что тоже очень понравилось. В этом году у нас несколько иная система соревнований. Остановимся подробнее на организации рейтинговой системы в шестом классе. Главная задача, поставленная в этом учебном году – обучение ученическому самоуправлению. В начале каждой четверти происходит распределение поручений. Каждый выбирает дело по душе и ответственно его выполняет. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый мог попробовать себя различных ролях. Мальчики распределились по секторам: «Просвещение», «Патриот», «Порядок», «Олимпиец», «Досуг», «Забота и добро». В конце каждой четверти мы подводим итоги, выбираем лидеров класса. Очень важно то, что кадеты сами оценивают друг друга и никто ни на кого не обижается. А в конце года лучшие из лучших получат ценные призы и грамоты. А также их фотографии будут висеть на классном стенде в рубрике «Лидеры класса».

В этом учебном году 10 кадетов нашего Лицея приняли участие в военно-спортивной игре «Кадеты Отечества» на базе 4-йотдельной танковой Кантемировской бригады в Наро-Фоминске Московской области. Общее количество участников было более 200 человек. Во время проведения игры были организованы соревнования по военно-прикладным видам спорта в следующих видах: кросс, метание гранаты, стрельба из пневматической винтовки, разборка-сборка автомата, подтягивание на перекладине, а также конкурс «визиток»- представлений команд, викторина на знание истории России и Вооружённых сил. Завершилась военно-спортивная игра 7 ноября на Красной площади. Мальчики-кадеты показали хорошую строевую подготовку, отлично показали «визитку». Ребята поняли, что всё, чему их учили наставники в стенах родной школы, им пригодилось. Приехали кадеты повзрослевшими, настоящими мужчинами. Но есть и над чем поработать, подтянуть.

Очень важное направление – вовлечение мальчишек в спортивные секции. И по праву можно назвать наш класс спортивным. Более половины ребят посещают различные секции: волейбол, футбол, хоккей, плавание. Мальчики периодически участвуют в различных соревнованиях. Мы рады, когда они привозят с соревнований кубки и медали. Считаю, что вовлечение ребят в спорт даёт им не только здоровье, но и «отводит» от улицы. А ведь они находятся в таком возрасте, когда всё хочется попробовать. Но им просто некогда бежать на улицу, ведь сразу после школы мальчишки бегут на тренировки, потом нужно сделать ещё и уроки. Кроме того, один раз в неделю мы всем классом ходим в бассейн, что тоже очень положительно влияет на их здоровье и развитие.

Разделив девочек и мальчиков по разным классам, мы понимаем, что нужно проводить большую работу по формированию культуры взаимоотношений между ними. Это совместное проведение некоторых уроков, праздников, поездок. Стали уже традиционными такие мероприятия, как «Любовь с первого взгляда», «А ну-ка, девочки», «А ну-ка, мальчики». В конце каждой четверти мы обязательно совместно куда-нибудь едим. Перед любой поездкой, мы обязательно обговариваем с мальчиками, как ведут себя настоящие мужчины. Последняя наша поездка в кинопарк «Альянс» на новогоднюю вечеринку показала, что мальчики умеют ухаживать за девочками, умеют быть джентльменами. Ребята сидели за столиками по 6 человек: три девочки, три мальчика и вели беседы, участвовали в конкурсах, танцевали. Это было для них естественно и никто не стеснялся. Друг друга они называют так: «наши девочки», «наши мальчики». Мальчики и девочки шестых классов с уважением относятся друг к другу и с удовольствием ходят в гости. Будем и дальше работать в этом направлении, ведь на нас равняются все остальные.

Существуют различия в формировании познавательных способностей и протекании познавательных процессов у мальчиков и девочек, в восприятии окружающего мира, в темпах и стратегиях переработки информации, в уровнях адаптивных возможностей организма и психики, это позволяет применять на уроках различные методы и приёмы, соответствующие принципу природосообразности в обучении мальчиков и девочек. И в этом плане тоже накоплен большой и ценный опыт.

Время, необходимое для вхождения в урок, - период врабатываемости – у детей зависит от пола. Девочки после начала занятий быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Мальчики медленнее включаются в работу на уроке, но затем им необходим быстрый темп и высокая плотность, пик активности приходится на середину урока. Поэтому на начало урока я, как правило, готовлю различные языковые разминки, помогающие мальчикам войти в урок, «вработаться». Это может быть словарная работа, синтаксический разбор предложения и другие виды разборов. Ну а далее мальчикам нужен высокий темп подачи материала, широкий спектр разнообразной информации, минимальное количество повторений пройденного материала (репродуктивного характера), так как при повторении их внимание ослабевает, активность ответов снижается.

Мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал. То есть им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. С прошлого года мы работаем в режиме ФГОС, который словно написан для мальчиков. Вот как можно подвести к проблеме урока.

Тема урока «Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных».

    Где ты встречался с такими словами? Продолжи этот ряд слов.

Первый, второй, третий…

    Что обозначают эти слова? На какой вопрос они отвечают?

    Один ученик говорит, что эти слова порядковые числительные. Другой ученик говорит, что это прилагательные (слова со значением признака). С каким утверждением ты согласен? Сформулируй проблему урока.

Ещё один пример. Тема урока «Склонение имён существительных». В предложении «Пожилая женщина волновалась о сестре и дочери» предлагаю найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж (ж.р., П.п.), выделить окончание. Выделив окончания, ребята испытывают удивление, возникает проблемная ситуация: существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные.

    Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?

    Мальчики высказывают свои предположения, что у существительных одного рода могут быть разные падежные окончания, значит, необходимы ещё какие-то знания об имени существительном, предлагают различные варианты решения проблем.

У мальчиков хорошо работает соревнование. Что активно я применяю на уроках. Соревнуемся мы отделениями, рядами, индивидуально с обязательной сменой лидера. Для того чтобы победить, они готовы «горы свернуть». Командный дух мальчиков сближает и совершенно не настраивает их на агрессию. А как горят их глаза!

Очень любят мальчики, когда урок ведут «учителя – дублёры». Это просто находка в работе с мальчиками. У каждого учителя по 3 ученика, которым он объясняет учебный материал. Мальчики, пожелавшие стать учителями, пишут конспект урока, проводят урок и проверяют тетради. К своим урокам они делают презентации. Ребята очень хорошо понимают друг друга, стараются не подвести своего учителя.

Работая с мальчиками, я поняла, что не нужно требовать от мальчика чрезмерной аккуратности, тщательности оформления работы. Выполняя эти требования, он может потерять суть задания и его значимость. Это нужно помнить.

Мальчикам необходима положительная, конструктивная оценка выполненной работы. Педагогу надо выработать прозрачные и понятные детям критерии оценивания, обосновывать оценку ученика через комментирование. Никогда не нужно ругать мальчиков за неспособность что-то понять или правильно сделать. Не использовать обидных слов, общаясь с ним. Не нужно сравнивать мальчишек, а хвалить их за свои успехи и достижения. Им важна оценка их действий. Значимыми для них будут следующие слова: «Молодец, правильно (быстро, хорошо, отлично) сделал! Сказано здорово - просто и ясно! Остроумно! Замечательно! Ты на верном пути. Здорово! Ты в этом разобрался. Мне очень важна твоя помощь. Я тобой горжусь! Тут мне без тебя не обойтись. Научи меня делать так же. С каждым днем у тебя получается все лучше и лучше. Я знала, что тебе это по силам. Я горжусь тем, что тебе это удалось». Мальчики не приемлют авторитарного стиля обучения и воспитания. Им нравится «домашняя» обстановка, когда можно и пошутить, и обсудить что-то важное.

С каждым годом я всё больше убеждаюсь в верно выбранном пути воспитания и обучения на основе гендерного подхода. Вижу, что это даёт хорошие результаты. И если вспомнить какими пришли мальчики в первый класс: очень многие из них были не готовы к школе, плохо отвечали. То сейчас они хорошо рассуждают, вступают в диалог, доказывают своё мнение. Мои мальчики хорошо читают, пересказывают. Они не стесняются, не боятся, что над ними будут смеяться. Да и сами ребята говорят, что проще сосредоточиться на учёбе, когда в классе одни мальчики. Ну, а самое главное – они с удовольствием ходят в школу и любят учиться. Я верю, что из моих мальчишек вырастут настоящие мужчины!

2.1. Актуальные проблемы гендерного обучения

Одной из наиболее важных проблем современной гендерной педагогики является научное обоснование и определение конкретных целей, задач и содержания гендерного воспитания на разных возрастных этапах.

Гендерное воспитание – это воспитание в соответствии с гендерной ролью. Цель гендерного воспитания понимается в настоящее время как подготовка к выполнению будущей социальной роли мужчины и женщины.

Сложность в определении конкретных задач и содержания гендерного воспитания обусловлена кардинальными изменениями содержания мужских и женских ролей на современном этапе развития общества, изменением господствующих гендерных стереотипов, которые касаются качеств маскулинности и фемининности, стереотипов семейных и профессиональных ролей. Традиционно мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, а женщин по семейным.

Длительное время в обществе существовало четкое разграничение мужских и женских половых ролей основанное на разделении труда. В настоящее время изменения в общественном производстве и характере труда, правовое и политическое равенство полов, повышение роли женщины в обществе привели к размыванию традиционной системы социальных ролей мужчин и женщин, повлияли на половую дифференциацию, способствовали феминизации мужчин и маскулинизации женщин.

На смену господствующим долгое время стереотипам активного, деятельного мужчины, воина, защитника отечества, государственного и общественного деятеля и пассивной женщины, занятой исключительно домашним хозяйством и воспитанием детей, пришли новые стереотипы настоящего мужчины и настоящей женщины.

Для современного общества характерна поливариативность гендерных стереотипов мужчин и женщин, их половых ролей. Изменение гендерных стереотипов касается не только роли мужчин и женщин в общественной и производственной сферах, но и семейных их ролей. В жизни современной семьи мужчина не всегда является основным кормильцем, часто материальное обеспечение семьи берет на себя женщина, в то же время мужчина может больше внимания уделять воспитанию детей. В европейских странах в настоящее время растет число отцов, которые берут отпуск по уходу за ребенком, при том что матери продолжают работать и обеспечивать семью материально.

Подобная смена гендерных стереотипов обусловлена изменениями в жизни общества, однако этот процесс достаточно сложен и противоречив. Как отмечает В. Е. Каган, «при всей своей прогрессивности полоролевая демократизация несет с собой и немало трудностей: потребности в новых отношениях между полами опережают способность к установлению, поддержанию, развитию этих новых отношений. Возникают сложные коллизии взаимодействия традиционных и новых полоролевых стереотипов» .

Негативные последствия существующего положения проявляются в кризисе взаимоотношений полов, института семьи, в неспособности подрастающего поколения выполнять свои социальные роли. Возникла насущная необходимость осмысления и научно-методического обоснования проблемы гендерной социализации в условиях изменившейся системы половых ролей. Л. Н. Надолинская справедливо замечает: «Всем исследователям, неравнодушным к проблемам детей, необходимо конкретнее определить цели и задачи полоролевого воспитания, основанного на идеале гармонии между людьми и развития ими своих лучших потенций, способных проявляться в реальном человеческом контакте» .

В таких условиях усиливается роль образовательных учреждений как социального института полоролевой социализации. Именно целенаправленная система полоролевого (гендерного) воспитания способна корректировать неблагоприятные условия гендерной социализации в настоящее время. Однако несмотря на признание безусловной важности гендерного воспитания, до настоящего времени не существует единой точки зрения на конкретные цели и задачи такого воспитания.

Ряд педагогов видит цель гендерного воспитания в возвращении традиционных гендерных ценностей. Педагогическая деятельность должна быть направлена на воспитание в мальчиках традиционных мужских качеств (активности, решительности, смелости, инициативности), а в девочках – традиционных женских качеств (доброты, сострадательности).

Другие ученые и педагоги практики считают, что традиционные гендерные стереотипы не отражают реальностей современной жизни, когда женщины успешно осваивают считавшиеся ранее мужскими профессии и виды деятельности. Жесткое следование традиционным гендерным стереотипам не позволяет обеспечить действительное равенство женщин, так как в современном обществе более престижной остается мужская роль.

Согласно данной точке зрения, основной целью гендерного образования является обеспечение гендерного равенства в обществе, формирование толерантности и уважения к другому, развитие чувствительности к фактам гендерного неравенства, формирование личности, свободной от гендерных стереотипов, способной выстраивать свою индивидуальную траекторию развития (Л. Н. Ожигова, Г. А. Ольховик и др.). Сторонники данной позиции подчеркивают, что принцип гендерного равенства не означает нивелирования мужских и женских черт. Геидерно-ориентированная педагогика призвана гармонизировать гендерные отношения, оказать педагогическую поддержку в совершенствовании мужской и женской индивидуальности, сформировать культуру взаимодействия полов на принципах равноценности.

Таким образом, необходимость конкретизации целей и задач гендерного воспитания детерминирована процессом изменения нормативных представлений о мужских и женских половых ролях в современном обществе и необходимостью целенаправленной подготовки подрастающего поколения к выполнению будущих гендерных ролей.

Реализация целей и задач гендерного образования требует определения и разработки содержания, форм, гендерно-ориентированных технологий воспитания и обучения мальчиков и девочек на разных ступенях образования.

Одним из путей реализации гендерного (пололичностного) подхода в образовании является раздельное образование.

АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Подорога О.В.

МБОУ «Начальная школа-детский сад№44»

В настоящее время особое внимание обращено на то, что образовательный процесс должен основываться на идеях воздействия на обучаемого окружающей природы и учитывать индивидуальные способности ребенка. Успешность обучения определяется характером проявления индивидуальных психофизиологических функций восприятия учебного материала, знаний, умений и навыков.

Гендерные аспекты обучения и воспитания привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов, врачей. Специальные исследования направлены на выявление природы различий между мальчиками и девочками, которые, по мнению учёных, являются отражением либо универсально – биологических, либо биосоциальных закономерностей. Для обозначения социального взаимодействия мужчин и женщин и было заимствовано английское слово “гендер”.

Гендер (от английского gender, от лат. gens – род) – обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Воспитание и развитие мальчиков и девочек настолько различно, что можно сказать, что они растут в параллельных мирах. Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.

Мальчики и девочки разные. Разные с социальной, биологической и психологической точек зрения.

В нашей стране одной из наиболее популярных методик по раздельному обучению является методика академика В. Ф. Базарного. Он считает, что одним из наиболее эффективных способов реализации индивидуализированного и природосообразного образования является дифференцированное обучение и воспитание мальчиков и девочек в раздельных классах.

Педагоги понимают, что гендерный подход в обучении - это переосмысление способов и методов обучения и воспитания через призму женского и мужского восприятия; это принятие учителем личности обучающегося с позиций его гендерных особенностей.

Мальчики и девочки - это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно на них реагируем. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Психологи считают гендерное обучение особо полезным детям, у которых проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью.

При работе в классе «девочек» надо осторожно проводить соревнования, потому что эмоциональные девочки часто остро реагируют на неудачу, если проигрывают, зато они любят работать «в парах». В классе «мальчиков», наоборот, соревнование заводит, заставляет быстрее думать и искать правильный ответ. Опыт показывает, что один и тот же предмет или тему в раздельных классах дети изучают разными темпами, поэтому уроки в классах «девочек» и «мальчиков» строятся по-разному. Девочкам надо подробнее объяснять тему, приводить примеры, проверять, как усвоили. Мальчики могут сами справиться с заданием, найти решение, включаясь в поисковую деятельность, а уже потом обобщить и объяснить, как надо было действовать. Насколько требования, предъявляемые учителем, будут адекватны к возможностям девочек и мальчиков, во многом зависят и успехи детей в учёбе, и становление личности в целом.

В процессе работы пришли к пониманию о необходимости соблюдения определенных условий :

Выявление особенностей гендерного усвоения знаний;

Организация раздельного обучения;

Оптимальный выбор форм, методов и средств обучения с учетом различия познавательных интересов мальчиков и девочек;

Определение методов преподавания и установление их соответствия стилям учебной деятельности обучающихся;

Определение стиля изложения учебного материала.

А так же соблюдения ряда требований к реализации гендерного подхода:

Учет социальных факторов;

Индивидуализация обучения на основе учета физических и психологических особенностей личности школьника;

Дифференциация обучения;

Предоставление учащимся возможности изучать учебные предметы в индивидуальном темпе: или ускоренно, или замедленно.

Анализируя данные условия и требования, мы пришли к выводу, что этот подход затрагивает содержание обучения и воспитания, формы и методику преподавания различных учебных предметов.

В детях необходимо воспитывать ориентацию на семью, ее ценности. В мальчиках развивать типично мужские качества характера: самостоятельность, стойкость, активность, независимость. У девочек необходимо формировать типично женские черты: мягкость, заботливость, хозяйственность. Для женского образования приоритетным должны быть воспитание целомудрия, стыда, отзывчивости, развитие эстетического вкуса, способности различать прекрасное и уродливое в окружающем мире. Приоритеты в мужском образовании должны отдаваться воспитанию мужества, надежности, ответственности за себя и свою семью. Необходимо воспитывать у девочек уважение к мальчикам, а у мальчиков – рыцарское, заботливое, трепетное отношение к девочкам.

Противники гендерного обучения главным считают недостаток общения с противоположным полом. Мы считаем, что эта проблема надуманна, так как отношение к девочкам закладывается в семье. Это отношение мужчины к женщине - жене, к женщине – матери, брата к сестре, отца к дочери. Педагоги ведущие параллельные классы раздельного обучения в нашей школе, составляют совместный план воспитательной работы с учетом гендерных особенностей обоих классов. Мальчики и девочки в нашей школе будут встречаться на занятиях хореографии, музыки, на классных часах, школьных и внешкольных мероприятиях, экскурсиях.

Большую помощь в гендерном воспитании детей оказывает работа с родителями. На классные родительские собрания можно приглашать школьного врача и психолога.

Примерные лекции для родителей :

Психосексуальное развитие ребенка. Возрастные особенности младшего школьника.

Развитие половой сферы младшего школьника, пол и характер. Дружба и любовь. Психогигиена пола.

Роль семьи в психосексуальном развитии детей. Ребенок и окружающие его люди: взаимоотношения со сверстниками; взаимоотношение братьев и сестер; взаимоотношения с взрослыми в семье.

Усвоение ребенком образцов супружеского поведения в своей семье.

Одной из форм работы с родителями является анкетирование. В анкете родителям предлагаются вопросы, с помощью которых выясняется осведомлённость и просвещённость их о проблемах психосексуального воспитания и поло ролевого развития ребёнка в семье.

Педагогами разработана памятка для родителей при общении с мальчиками и девочками.

1. Не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному.

2. Не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

    Мальчики и девочки по-разному воспринимают окружающий мир, а главное по-разному осмысливают его.

    Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), им мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно.

    Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения задания.

    Старайтесь, давая задание мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

    С девочками, если им трудно, надо разобрать принцип выполнения задания, показать что и как надо сделать. Вместе с тем, надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам.

Наработанный опыт позволяет сделать вывод, что гендерное развитие необходимо проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс, должны строиться с учетом всех перечисленных особенностей. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации учебных занятий и воспитательной работы.

Литература

    Бужигеева. М.Ю. «Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения» Педагогика. №8. 2002

    Н. Ерофеева. «В классе мальчики и девочки…Как их учить?» Народное образование.№2 2001

    Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек./ Педагогика, № 10, 2001г.

    Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. / «Дошкольное воспитание». -№12.– 2003. – с.44–52.

    Эльконин Б.Д. Детская психология. – М, 2004 г.

В обществе, где женщины носят короткие стрижки, брюки, водят автомобиль и занимают руководящие должности, - они приносят ущерб своей семье. А мужчины тем временем забывают про такие понятия, как мужественность, сила воли и ответственность. Маленькому ребенку, с еще не до конца сформированным представлением о половой идентичности, трудно разобраться, каковы же особенности и нормы поведения того или иного пола.

Реальность такова, что девочкам явно не хватает нежности, скромности, терпения, а мальчикам – эмоциональной устойчивости и выносливости. У детей изначально отсутствует понимание, как должна вести себя женщина и какими качествами должен обладать мужчина. Поэтому, если не принять соответствующие меры, у будущих мам напрочь пропадет материнский инстинкт, а у пап - осознание собственной значимости как главы семейства. В связи с этим актуальность гендерного воспитания , школьников и подростков растет с каждым днем.

Гендерное воспитание детей-дошкольников

Примерно с 2-х лет дети начинают осознавать свою половую принадлежность, ближе к 7 годам у них формируется гендерная устойчивость – понимание того, что девочка вырастет и станет женщиной, мамой, а мальчик – мужчиной, отцом. Поэтому основные цели гендерного воспитания дошкольников сводятся к тому, чтобы привить ребенку специфические черты, характерные для его пола. При этом в процессе формирования идеальной модели поведения, как педагогами, так и родителями, должны учитываться заложенные биологические особенности разнополых деток. Например, не стоит забывать, что:

  • у девочек на формирование личности больше влияет наследственный фактор, а у мальчиков – среда;
  • девочки дошкольного возраста более внушаемые, лучше справляются с рутинными заданиями, мальчикам ближе познавательная деятельность;
  • дети не приемлют поведенческих нарушений, поэтому несоответствие гендерным стереотипам приводит к дальнейшим психологическим трудностям.

А также в процессе гендерного воспитания , нужно учитывать тот факт, что у них развиты разные формы восприятия информации. Если у девочек более развито слуховое, то у мальчиков - зрительное.

Гендерное воспитание школьников и подростков

Задачи гендерного воспитания и в этом возрасте сводятся к:

Однако, организуя гендерное воспитание, нельзя ставить биологические и анатомические особенности превыше личностного роста и развития уникальных способностей ребенка, если они больше свойственны противоположному полу.