Для кого чувство обоняния особенно важно? Для каких животных особенно важно обоняние Обоняние важно для какого

По тексту учебника изучите материал об одном из органов чувств человека. Подготовьте рассказ о нём по плану: название органа чувств, его значение в нашей жизни, гигиена органа чувств.

Придумайте и нарисуйте в рабочих тетрадях условные знаки к правилам гигиены выбранного вами органа чувств.

Результаты представьте классу. Обсудите сообщения других групп. Сделайте общий вывод.

Глаза - орган зрения

Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.

Зрение нужно беречь. Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

Не читай лёжа. Не читай в транспорте. При этом трудно держать книгу на нужном расстоянии. Книга прыгает перед глазами, и они быстро устают. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20 минут давай глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, подолгу работать на компьютере. Садись от экрана телевизора не ближе чем на 2-3 метра. Не три глаза руками. Пользуйся чистым носовым платком или салфеткой.

Уши - орган слуха

С помощью ушей человек слышит все те звуки, которыми наполнен мир. Особенно важно для нас слышать речь других людей, ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания.

Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, у реки - среди тишины.

Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами. Так можно повредить особую тонкую перепонку, которая находится в глубине уха, и потерять слух.

Если почувствуешь боль в ухе или в него попадёт что-нибудь (бусинка, насекомое), обратись к врачу.

Нос - орган обоняния

Обоняние - это способность человека чувствовать запахи. Многие приятные запахи доставляют нам радость: запах цветов, запах хвойного леса...

Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности. Например, об утечке газа из газовой плиты. Или о том, что пища испорчена, есть нельзя! И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит.

Обоняние ухудшается у курящих людей. При насморке человек тоже плохо чувствует запахи. Надо оберегать себя от простуды, закалять свой организм. Это поможет сохранить и хорошее обоняние.

Язык - орган вкуса

На языке расположены вкусовые сосочки. Благодаря им человек различает вкус пищи. Иногда по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и есть её нельзя. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем её вкуса. Пища должна быть не очень горячей.

Кожа - орган осязания

Способность человека чувствовать прикосновения называется осязанием. Кожа - орган осязания.

Кожа может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Гладкий предмет или шершавый, мягкий или твёрдый? Это можно определить на ощупь. С закрытыми глазами или в темноте можно узнать о размерах и форме предмета.

Береги кожу от повреждений, от ожогов и обмораживания.

Проверь себя

  1. Перечисли органы чувств человека.
  2. Какую роль играет в жизни человека каждый из органов чувств?
  3. Как нужно беречь органы чувств?

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: обоняние, осязание.
  2. Вместе с друзьями проверьте, сможете ли вы узнать с завязанными глазами предметы (хлеб, яблоко, лук) по запаху.
  3. Вместе с друзьями проведите опыт: завязав глаза, попробуйте с помощью осязания узнать предметы и описать их.

На следующем уроке

Узнаем о работе нашей кожи. Научимся ухаживать за ней. Будем учиться оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.

Приготовься показать, как ты моешь руки, лицо, как вытираешь их.

Вообще, по мнению ученых, почти все звери от природы умеют различать запахи намного лучше, чем это свойственно нам, людям. Однако задумывались ли вы над тем, у обоняние? Кто, можно сказать, является абсолютным рекордсменом в этой области?

Попробуем разобраться вместе.

В мире запахов. Общая информация

Все животные класса млекопитающих имеют хорошо развитое обоняние. Особенно чуткое оно у собак, которые имеют в носу более чем 125 миллионов В это трудно поверить, а представить такое количество и вовсе нереально. Хотя именно поэтому специально обученные охотничьи собаки способны почуять дичь на расстоянии около километра.

Мало кто догадывается о том, что лошади могут определить по запаху даже малое количество примесей, находящихся в воде. Не зря же говорят, что конь никогда не станет пить загрязненную воду.

Тем не менее все же у какого животного самое хорошее обоняние? У скаковой лошади? У сторожевого пса? А может быть у домашней кошки? Нет, нет и еще раз нет.

Ученые доказали, что откровенно «похвастаться» своим обонянием может самая обыкновенная моль. Почему? Дело в том, что самцы могут распознать самку по запаху даже на расстоянии 11 километров!

Абсолютный чемпион

Нельзя не отметить, что моль, как бабочка, никогда не питается ни коврами, ни шубами. Это делают личинки-гусеницы.

Меню моли настолько разнообразно, что даже делятся эти насекомые на различные виды, названия которых говорят об их вкусовых пристрастиях: меховая, ковровая, войлочная и др. Есть даже такие, которые через силу поедают полиэтиленовую плёнку, бумагу и синтетические ткани.

Кроме всем известного запаха нафталина, моль не любит запахи газет, туалетного мыла, в частности с цветочным запахом, корки апельсина. Такой аромат она хоть и учует издалека, но вряд ли соблазнится.

Благородный представитель отряда непарнокопытных

Наши предки даже не утруждали себя поиском ответа на вопрос о том, у кого самое лучшее обоняние. Они знали это наверняка. Именно по лошади они приноровились проверять качество питьевой воды из того или иного источника. Если она пила, ее владельцы тоже без проблем принимались зачерпывать воду.

А вообще, благодаря отличному обонянию, лошадь без затруднений способна определить малейшее волнение всадника, а также состояние алкогольного опьянения. Считается, что от запаха крови она может буквально одуреть.

Но это далеко не единственный который превосходно развит у коней.

Специалисты утверждают, что у каждой лошади есть возможность видеть мир цветным, хотя для большинства представителей царства фауны это физически невозможно.

Слух лошади настолько чуткий, что она без затруднений может отличить всевозможные эмоции в голосе человека. А ещё кони предпочитают весёлую или успокаивающую музыку. А вот громкая, рок например, им не нравится.

Тайна верного друга

Наверное, даже малыш ответит на вопрос о том, у какого животного самое хорошее обоняние, если предложить ему сделать выбор из домашних любимцев. Ну, конечно же, у собаки. Этот домашний питомец учует сосиску или лакомый мясной кусочек, даже если вы ухитритесь спрятать его на дно сумки.

Но и это еще не все. А знаете ли вы, что собаку вполне реально научить водить автомобиль? Звучит невероятно, но, оказывается, эти животные участвовали в тест-драйве автомобилей, и некоторые из них по окончании не только научились ездить по прямой, но даже поворачивать!

Кстати, научно доказано, что если собака виляет хвостом влево, она таким образом даёт знать своим сородичам о возможной опасной ситуации.

Еще пес, подобно человеку, различает некоторые цвета, жёлтый и синий к примеру. А вот зелёный и красный им не воспринимается, так как в глазах собак нет «колбочки», которая отвечает за эти цвета.

Очень важными для всех нас являются органы чувств. Обоняние человека способно сделать восприятие мира намного ярче.

Роль органа обоняния

Орган обоняния - нос, который служит нам, чтобы мы могли наслаждаться прекрасными запахами, ароматами. Он также предупреждает нас о различного рода опасностях (пожар, утечка газа). Хорошее обоняние очень важно для любого человека, так как без него невозможно воспринимать мир на все 100%. Так, при плохом обонянии жизнь может стать серой и тусклой, лишенной всех красок.

Орган обоняния - это инструмент для получения информации, он помогает человеку познавать мир. Известно, что дети, у которых нарушено восприятие запахов, не могут правильно развиваться и отстают от своих сверстников. Орган обоняния человека тесно связан с органом вкуса. Совсем небольшая потеря возможности тонко чувствовать и различать запахи сводит на нет удовольствие от самой вкусной еды. Да и свое окружение люди часто выбирают по запаху. Наверное, никто не сможет долго общаться с человеком, если его аромат не очень приятен.

Орган обоняния, помогая нам воспринимать запахи, способен создавать настроение и влиять на самочувствие. Например, запахи корицы и мяты могут увеличить внимание и снизить раздражительность, а ароматы кофе и лимона помогают ясному мышлению. Орган обоняния человека обладает возможностью различать до 10 000 ароматов. Этим богатством, данным нам от природы, нужно дорожить. Никто из людей не хочет перестать ощущать запахи цветов, трав, леса, моря.

Что такое обоняние?

Способность к различению и восприятию различных запахов веществ, которые находятся в окружающей среде, - это обоняние. Распознавание запахов обычно провоцирует возникновение различных эмоций. В этом смысле обоняние часто становится важнее, чем, например, хороший слух или прекрасное зрение. Воздействие различных ароматических веществ на орган обоняния способно возбудить нервную систему человека. Это, в свою очередь, приводит к изменению функций разных органов и систем всего организма.

Устройство органа

Орган обоняния - нос, который воспринимает соответствующие раздражители, растворенные в воздухе. Процесс обоняния состоит из:

  • обонятельной слизистой оболочки;
  • обонятельной нити;
  • обонятельной луковицы;
  • обонятельного тракта;
  • коры головного мозга.

За восприятие запахов отвечают обонятельный нерв и рецепторные клетки. Они находятся на обонятельном эпителии, который располагается на слизистой оболочке верхнезадней части полости носа, в области носовой перегородки и верхнего носового хода. У человека обонятельный эпителий покрывает площадь размером около 4 см 2 .

Все сигналы от рецепторных клеток носа (которых насчитывается до 10 миллионов) посредством нервных волокон поступают в головной мозг. Там и формируется представление о характере запаха или происходит его узнавание.

У человека существуют обонятельный и тройничный нервы, к окончаниям которых присоединяются рецепторы запаха. Нервные клетки имеют два типа отростков. Короткие, называемые дендритами, по форме напоминают палочки, каждая из которых содержит 10-15 обонятельных ресничек. Другие, центральные отростки (аксоны), намного тоньше, они образуют тонкие нервы, которые напоминают нити. Эти самые нити проникают в полость черепа, используя для этого отверстия в пластинке решетчатой кости носа, и далее присоединяются к обонятельной луковице, переходящей в обонятельный тракт. Луковица лежит на основании черепа и составляет особую долю головного мозга.

К системе висцерального мозга, или лимбической системе, относятся корковые зоны обонятельного анализатора. Эти самые системы ответственны за регуляцию врожденной активности - поисковой, пищевой, оборонительной, половой, эмоциональной. Висцеральный мозг также имеет отношение к поддержанию гомеостаза, регуляции вегетативных функций, формированию мотивационного поведения и эмоций, организации памяти.

Особенность

Орган обоняния способен оказывать влияние на пороги цветоощущения, вкуса, слуха, возбудимости вестибулярного аппарата. Известно, что если резко снижается обоняние человека, то и замедляется темп его мышления. Строение органа обоняния особенное, оно выделяет его среди других органов чувств. Все структуры анализатора обоняния принимают важное участие в организации эмоций, поведенческих реакций, процессов памяти, вегетативно-висцеральной регуляции, регуляции активности прочих областей коры головного мозга.

Есть такие вещества, которые обладают резким запахом (нашатырь, уксусная эссенция). Они способны оказывать как обонятельное воздействие, так и раздражающее на чувствительные волокна тройничного нерва. Это объясняет специфичность формирования ощущений запаха. Рефлекторно могут изменяться частота дыхания, пульс, кровяное давление под воздействиями обонятельных раздражителей.

Чувствительность органа

Об остроте обоняния можно судить по тому, что человек способен ясно воспринимать, например, запах 0,0000000005 доли грамма масла розы или мускуса, примерно 4,35 доли грамма газа меркаптана. Если в воздухе содержится даже 0,00000002 г на 1 см 3 газа сероводорода, то он явно нами ощутим.

Существуют запахи, которые обладают большой силой и стойкостью и даже могут храниться в течение 6-7 тысяч лет. Примером этому могут служить запахи, которые ощутили люди, участвовавшие в раскопках египетских пирамид. Можно сказать, что наш нос способен обнаружить во вдыхаемом воздухе различные примеси пахучих веществ в очень малых количествах, которые не могут быть измерены даже при помощи химических исследований. Доказано, что острота обоняния зависит от времени суток (после сна лучше чувствуются запахи) и физиологического состояния человека. Обоняние более остро, когда человек испытывает голод, а также в течение весны и лета.

Орган обоняния человека способен различать не больше нескольких тысяч различных оттенков запахов. В этом мы очень сильно отстаем от животных. Собаки, например, могут узнать около 500 тысяч запахов.

Обоняние и эмоции

Проведенные исследования мозга говорят о том, что из обонятельного мозга в процессе эволюции постепенно образовались полушария переднего мозга, которые отвечают за высшую нервную деятельность. Запах является первичным источником и способом передачи различной информации среди существ в живой природе. Кроме того, для всех животных и для первобытного человека орган обоняния необходим для нахождения пищи, полового партнера, предупреждения об опасности или маркировки зоны обитания.

Для человека, живущего в современном мире, основным способом передачи информации становится вербальный, который смог вытеснить все другие, возникшие ранее. Известно, что запах обладает мощным воздействием на эмоциональную сферу, а также процессы, связанные с нею. Это воздействие зачастую происходит на уровне подсознания. Данный опыт в жизни человека не всегда положительный. Например, фиксируются проявления болезней в виде психосоматических заболеваний.

Большое значение обоняния

Функции органа обоняния многочисленны в жизни всех живых существ, так как он способен предупредить об опасности отравления ядовитыми газами, которые могут попасть в организм через легкие. Также имеется возможность контролировать с помощью запаха качество употребляемой пищи, что защищает от попадания в ЖКТ разложившихся и недоброкачественных продуктов.

Заключение

В качестве заключения можно сказать, что тесная связь долговременной памяти, эмоций и обоняния говорит о том, что запах является мощным средством воздействия на весь организм человека и его мировосприятие в целом.

Мир природы наполнен всевозможными запахами, они несут в себе разнообразную информацию об окружающем пространстве. Поэтому обоняние является очень важным для животных органом чувств.

Способность чутко ощущать запахи, наверное, самая главная особенность большинства животных. С помощью обонятельных рецепторов звери ищут пищу и половых партнеров, узнают своих детенышей и врагов. Острый нюх также дает животным возможность избегать множества опасных для жизни ситуаций.

Крот нуждается в обонянии более других животных

Подземные жители от природы обладают слабым зрением, и все другие органы чувств развиты у них сильнее. Слух, осязание и великолепное обоняние дают животному возможность ориентироваться в пространстве без серьезных ограничений.

Недавно ученые выяснили, что обоняние у кротов стереоскопическое, то есть для правильной идентификации запахов подземному копателю нужны обе ноздри. Если перекрыть одну из них, животное начнет теряться в окружающем пространстве.

Кроты также обладают особой тактильной чувствительностью. Они буквально сканируют пространство, используя волоски шкуры, и засекают любую вибрацию, испускаемую движущимся объектом.

Животные с развитым обонянием

По мнению зоологов, самое острое обоняние у акул. Они способны учуять каплю крови в соотношении к 100 млн частей воды. Это делает морскую хищницу самым опасным противником среди ее кровожадных собратьев.

Легендарным является обоняние собак. Служебные собаки, взяв след, способны находить преступника. А охотничьи собаки ищут дичь по запаху и четко чуют недавний след зверя. Нюх собак - неотъемлемая часть их жизни, жить животному, утратившему обоняние, очень сложно.

Кошки, вопреки распространенному мнению, также очень нуждаются в остром обонянии. Хотя зрение у маленьких хищниц сильнее нюха, последний играет важную роль в размножении и охоте.

Ящерицы способны учуять добычу, которая находится на расстоянии 8 см в глубину. Ее более крупные сородичи - крокодилы, охотятся на жертву, высунув из воды только глаза и большие ноздри. Благодаря этому, их нападение бывает стремительным и смертельным.

Даже обычная свинья знаменита тем, что помогает людям отыскивать с помощью нюха колонии трюфелей. Обоняние сильно развито и у птиц, особенно у падальщиков. Кролики метят свою территорию и так распознают друг друга в зависимости от пола.

Обоняние является важной частью жизни всего животного мира, и не только. Человек, лишившийся способности чувствовать запахи, становится более уязвим и менее впечатлителен. Природа не создает лишнего, и «органы нюха» тому яркое подтверждение.

Цель: сформировать знания об органах чувств человека как источниках информации об окружающем мире, о механизме их работы.

  • расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике;
  • Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире;
  • развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения;
  • формировать эстетическое отношение детей к жизни, воспитывать чувства сопереживания, умение работать как самостоятельно, так и в группе;
  • развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;
  • развивать логическое мышление и творческие возможности у детей;
  • развивать речь, кругозор, мышление, память, внимание.

Оборудование: презентация “Органы чувств человека”;

Рабочие материалы: маркировочные таблицы; кроссворд; листы для составления кластера

Ход урока

I. Стадия вызова.

1. Оргмомент. Психологический настрой (звучит музыка).

Сегодня у нас необычный урок. Но прежде мы скажем друг другу “Здравствуй!”.

Говорить друг другу - “Здравствуй!” - значит желать здоровья.

- “Здравствуйте!” Говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, дорогие наши гости.

Посмотрите-ка на нас,
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться.
Не стучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться!

Усаживаемся поудобней, расслабьтесь и давайте перенесёмся в мир чудес.

Как человек воспринимает окружающий мир?

Поможет вам вспомнить кроссворд. Если вы правильно разгадаете все слова, вы прочитаете ключевое слово.

1) У зверушки – на макушке.
А у нас – ниже глаз. (Уши)

2) Брат с братом
Через дорогу живут,
А один другого не видит. (Глаза)

3) Какой орган нам помогает узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели, у лиственницы? (Кожа)

4) Между двух светил
В середине я один. (Нос)

5) Всегда во рту,
А не проглотишь. (Язык)

2. Объявление темы урока.

Так о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Об органах чувств)

Тема нашего урока – “Органы чувств”.

II. Стадия осмысления

1. Изучение нового материала.

Объясните значение слов:

Органы – части тела, отделы тела…

Чувств (чувства) – ощущения, восприятия….

Сейчас попробуем заполнить таблицу (З-Х-У):

Я уверена, что кое-что вы об этом уже знаете.

а) Приём “дискуссия в парах”.

Учитель: А теперь повернитесь к своему соседу и спросите друг друга, что вам известно об органах чувств.

Давайте сначала попробуем собрать всё, что мы знаем об органах чувств.

(Запишите в 1-ю и 2-ю колонки таблицы З-Х-У - приём составления списка известной информации учениками у себя в таблице).

Каждую новую мысль начинаем с новой строки.

(Заполнить только 1 и 2 колонки таблицы)

Учитель: А теперь обменяемся знаниями.

Итак, я знаю ….

Я хочу знать….

(Учитель: на доске в таблицу записываю задачи урока , сформулированные детьми , хочу знать…)

б) Приём “сотрудничество в группах”.

Учитель: А сейчас выберите по одному ученику в каждой группе, которые будут моими помощниками.

Этот человек будет распределять задания между членами всей группы, организовывать обсуждение темы сегодняшнего занятия.

Этот ученик должен организовать процедуру оценки каждого члена группы.

Организовать процедуру заполнения последней графы таблицы З-Х-У.

(Ребята выбирают руководителя группы – ученика, который выдаёт “Памятки работы в группах” и знакомит с правилами работы.)

в) Работа в группах:

У вас на столах лежит пакет рабочих материалов к уроку, руководитель группы должен распределить задания между членами всей группы.

(Ребята работают согласно плану, заложенному в “Рабочие материалы”, в соответствии с памяткой.)

г) Чтение с пометами.

Приём “Инсерт” - маркировка текста:

“?” - я это знал, это совпадает с тем, что мы обсуждали;

+ ” - это я узнал(а) сейчас, это новое, это надо добавить в багаж собственных знаний;

? ” - это мне не понятно, я хочу об этом узнать подробнее

“!” - это интересно

д) Обсуждение полученных знаний в группах.

Первичная рефлексия:

Учитель: Давайте обсудим прочитанный текст и отметим в таблице то, что знали ранее - “?”;

То, что хотели узнать и узнали, отметим - “+ ”.

Учитель отмечает в таблице (на доске).

(Учащиеся дают индивидуальные ответы)

Физкультминутка.

(Физкультминутку проводит подготовленный ученик)

Работа в рабочей тетради.

1 группа: тетрадь №2, стр.13 задание №31 (органы зрения);

2 группа: тетрадь №2, стр.14 задание №33 (органы слуха);

3 группа: тетрадь №2, стр.13 задание №30 (органы обоняния);

5 группа: тетрадь №2, стр.13 задание №30 (органы осязания);

Сформулируйте и запишите определение понятия:

Органы чувств – это …

(Органы чувств связывают человека с окружающей средой. Это наши окна в окружающий мир.

Они позволяют нам полноценно учиться и трудиться. Органы чувств можно развивать и тренировать. А, главное, их необходимо беречь.)

2. Приём “Кластер”.

Кластер (англ.cluster – скопление) гроздь, пучок, созвездие (алгоритм составления кластера очень прост – соответствует модели Солнечной системы: солнце, планеты, спутники, их спутники).

Учитель: А теперь, давайте наши знания попробуем показать на схеме.

Возьмите лист и попробуйте расположить в виде схемы то, что знаете об органах чувств.

Обязательно посоветуйтесь в группах, как лучше это сделать.

(Ребята составляют кластер. )

3. Рефлексия.

О чём было интересно узнать? Что понравилось больше всего?

Подумайте, ребята, все ли органы чувств были задействованы на уроке?

Каким образом вы задействовали свои органы чувств?

Ребята, у вас на столе лежат сигнальные блокноты. Поднимите, пожалуйста, и покажите тот цвет, какое у вас сейчас настроение, какие чувства вы испытываете после нашего урока?

4. Оценка своей деятельности.

IV.Домашнее задание.

Народная мудрость гласит: “Здоровье – дороже богатства!”.

Как вы понимаете эту пословицу?

Что нужно делать, чтобы надолго сберечь своё зрение, слух, обоняние, вкус, осязание?

Учитель: Дома составьте памятки (правила), как сохранить органы чувств здоровыми.

1 группа: Правила: “Хорошее зрение”.

2 группа: Правила: “Здоровые уши”.

3 группа: Правила: “Правильное питание. Здоровые зубы”.

4 группа: Правила: “Хорошее обоняние”.

5 группа: Правила: “Здоровая кожа”.

Урок хочу, закончить словами мудрецов:

Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?

Он ответил “Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля”. А другой мудрец предупредил: “Мы замечаем, что самое ценное для нас –

это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет”.

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

Дополнительный материал к уроку.

Тексты для чтения по группам

Глаза – орган зрения.

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что происходит вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке.

80% всей информации об окружающем мире человек получает зрительно и только 20% с помощью органов обоняния, осязания и слуха.

Что же такое зрение?

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

Глаза помещаются во впадинах черепа – глазницах, защищены подвижными веками - верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадёт соринка, то выступают слёзы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, роговицы, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.

(Cмотри учебник “Окружающий мир, часть 2-я – страница 41 )

Берегите зрение! Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость.

Видимость предметов меняется с возрастом человека: десятилетний ребёнок хорошо видит на расстоянии 3 см, в сорок пять – 33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассмотрения близких предметов. У человека развивается дальнозоркость.

Близорукость часто развивается от длительного напряжения зрения при плохой освещённости помещения.

Все

Уши – орган слуха .

С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т.д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо.

Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.

То, что мы называем “ушами” – это только так называемые наружные уши, или ушные раковины. Ими они ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо – внутреннее ухо, и далее – в мозг. Ухо – очень тонкий и сложный орган чувств.

Если закрыть глаза, ты всё равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.

Слух - способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.

Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. Есть ещё чувство равновесия, которое обычно называют шестым чувством.

Все органы чувств действуют совместно.

Язык – орган вкуса

Давайте проведём простой опыт: представьте, что мама достала из холодильника лимон, ополоснула его горячей водой, взяла нож и начала разрезать на дольки, сок лимона стал брызгать во все стороны.

Что происходит?

(Мы вспомнили вкус лимона, у нас начала даже выделяться слюна)

Почему так произошло?

У лимона очень выраженный кислый вкус, который прочно запомнил наш мозг.

Разведчик вкуса – язык.

Дело в том, что язык человека покрыт множеством крохотных сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в твой рот, кислое или сладкое, солёное или горькое, вкусное или безвкусное.

Растворённые слюной вещества действуют на вкусовые зоны языка и слизистой оболочки ротовой полости. Получив от них информацию, мозг формирует ощущение вкуса. Он же решает, съедобна или несъедобна пища. От вкусовых ощущений зависит аппетит и выделение пищеварительных соков. Вкусовая чувствительность человека может изменяться от температуры пищи, от состояния здоровья.

Замечал ли ты, что кончик языка наиболее чувствителен к сладкому? Достаточно лизнуть мороженое, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основание – горькое

(Смотри учебник “Окружающий мир, часть 2-я – страница 46 )

Попробуйте понюхать свежеразрезанный лимон. Во рту у вас станет кисло. Значит, обоняние и вкус связаны друг с другом .

Таким образом, язык – тоже один из наших сторожей. Если ты ненароком возьмёшь в рот что-нибудь противное или несвежее, язык тотчас донесёт об этом мозгу, тот пошлёт приказ мышцам рта, и ты, не задумываясь, выплюнешь то, что вредно организму.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Нос – орган обоняния.

Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь. На самом деле он и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Нос – это не только орган обоняния, но и важный орган дыхания.

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. С запахами

у человека связаны многие ассоциации. На слизистой поверхности носа находятся нервные окончания, чувствительные к различным запахам. Обоняние необходимо, чтобы узнавать, съедобна ли пища, свежа ли вода, не отравлен ли ядовитыми газами воздух.

Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. Острота обоняния снижается при насморке и некоторых других заболеваниях. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить некачественной пищи.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Все органы чувств действуют совместно . Они помогают и дополняют друг друга.

Кожа – орган осязания.

Наружный покров – кожа – самый обширный орган человека. Она защищает тело от повреждений, удерживает в нём жидкости, препятствует проникновению в организм вредных веществ.

По всему телу спрятаны в коже разведчики осязания. Они разные: для холода и тепла, для прикосновения и для боли. И тоже передают свои сигналы в мозг.

Вот такая у нас разведка!

Кожа, оказывается, может “рассказать” человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего “скафандра” заключается в том, что сообщает нам, к чему мы прикасаемся.

Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.

Кожей мы можем ощущать холод и тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие в ней малюсенькие нервные окончания.

Но кожа не только предупреждает нас об угрозе нашего тела, ещё более важная её задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.

Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток кожи, является органическое вещество кератин . Благодаря нему кожа никогда сама не рвётся и не сползает.

Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.

С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только из внешнего мира, но и ту, что поступает от самого нашего тела.

Из внешнего мира мы воспринимаем информацию тоже в виде чувств. Это только потом мы подключаем разум, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение.

Только благодаря чувствам у нас и есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. Это зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга.