Хакасские сказки короткие. Японские народные сказки. Ленивый мальчик и синичка - Хакасская сказка

Огнебрюхая гусеница наделила мальчика оленями и улетела на небо.

Медведь и сохатый

Сохатый хвалился зверям:

На земле нет сильнее и больше меня ни одного зверя. Был мамонт больше и сильнее меня, но его не стало. Теперь такой большой и сильный остался я один.

Все звери, кроме медведя, согласились с сохатым. Медведь сказал сохатому:

Не рано ли ты стал хвастаться? А вот я тебя съем.

Где тебе съесть? - ответил сохатый. - У тебя короткие ноги. Зимой ты утонешь в глубоком снегу, а летом тебе меня не догнать. Ты плохо ходишь.

Медведь не стал спорить. Звери разошлись по своим местам.

Однажды медведю пришлось снова встретиться с сохатым. Он вспомнил его хвастовство и говорит:

Ты хвалился своей силой. Давай испытаем её.

Ладно, - сказал сохатый. - Я побегу, а ты меня догоняй.

Сохатый побежал, медведь же тихонько шёл по его следу. Он вовремя заходил то с одного, то с другого бока и направлял сохатого туда, куда было надо.

Медведь выгнал сохатого из леса на голые горы и гнал его вдоль по хребту. Чем дальше бежал сохатый, тем уже становился горный хребет и круче были его склоны. Сохатый подбежал к обрыву и только тут понял опасность. Он повернулся и побежал назад, чтобы проскочить мимо коротконогого медведя. Но медведя не обманешь. Он начал быстро бегать поперёк узкого хребта и загородил выход.

Сохатому некуда стало деваться. Он бросился с утёса и напоролся на вершину дерева, которое росло внизу.

Медведь не торопясь спустился вниз, залез на дерево и стал есть сохатого. Ест и приговаривает:

Напрасно хвастался ты своей силой и длинными ногами. Ты большой, и ноги у тебя длинные, да ум короткий.

Запись и литературная обработка М. Ошарова.

Хакасские сказки

Жил один бедный хакас, всю жизнь правду искал, но найти не мог - умер. Осталось у него три сына. Старший сын был трудолюбивый, средний - храбрый, младший - сильный, как богатырь.

Мать сказала сыновьям: - Ваш отец всю свою жизнь правду искал - найти не успел. Правда есть на земле. Есть. Но где она - никто не знает. Сделайте, сыновья мои, то, что не успел сделать ваш отец: найдите правду и покажите бедным людям дорогу к ней.

Перед своей смертью она каждому сыну дала по платочку с маленькими узелками.

Когда вам будет трудно, - сказала мать, - развяжите узелки, взмахните платочками, и ваши желания исполнятся.

Братья похоронили свою любимую мать, стали жить одни. Последнее мясо они съели, сухие корни лесной травы съели, кору берёзовую в ступке истолкли - с чаем выпили. Видят братья: надо самим пищу себе добывать.

Старший брат пошёл к богатому человеку.

Что тебе нужно? - спросил богатый.

Работу ищу, - ответил старший брат. - Я - Трудолюбивый…

Ты дурень! - прикрикнул на него богатый человек. - Разве так разговаривают с почтенными людьми? Встань на колени. Шапку сдёрни.

Старший брат всё так сделал. А богатый человек ещё больше рассердился, длинной плетью взмахнул.

Сгибайся ниже. Ползи по земле. Так, так. Теперь говори: «Работу ищу, милостливый человек. Пожалей меня, не дай от голоду умереть…» Так, так…

Богатый человек опустил свою плеть, руки на опояску положил, жирный подбородок высоко поднял.

Работу ищешь? - переспросил он. - Найдётся у меня работа. Но сначала надо проверить, что ты умеешь делать. Вон иди к тому человеку, - указал на своего брата. - Он тебя на работу поставит.

Трудолюбивый стал работать. Ночью он десять табунов сторожил, днём за десятерых сено косил. То, что человек может в месяц сделать, он делал в один день. А сколько за работу получит, не знал. Однажды он спросил брата богатого человека. Тот ответил:

Жди, когда хозяин сам скажет. Он твоей работой недоволен.

Но Трудолюбивый осмелился спросить хозяина о плате. Богатый человек рассердился, схватил палку и поколотил Трудолюбивого.

Вот тебе плата, - приговаривал он. - Вот тебе плата…

Трудолюбивый заболел от побоев: день лежит, два лежит, головы поднять не может.

Богатый человек подошёл к его постели.

Ты почему, лентяй, лежишь? Ты работать не хочешь?..

Заболел я, милостливый человек, - ответил Трудолюбивый.

Вставай! Живо! - прикрикнул на него богатый и носком сапога пнул в живот.

Трудолюбивый встал, живот от боли руками обхватил.

«Пока жив, надо уходить отсюда», - подумал он.

Средний брат Храбрым звался, ни волков, ни медведей не боялся. Решил он в тайгу на охоту отправиться. Но ружья у него не было, пороху и свинца не было, пистонов не было. Пошёл он всё это у купца просить.

Купец сказал:

Всё тебе дам. Но половину добычи ты мне будешь даром отдавать.

Согласился средний брат, пошёл в тайгу. А тайга принадлежала старому шаману. Шаман за охотником ходил, у костра трубку свою курил, потихоньку в бубен бил, охотнику объяснял:

Это я тебе зверей загоняю, глаза твои на медвежьи берлоги направляю…

Половину добычи Храброго шаман себе забрал.

Смотрел, смотрел Храбрый и не стал давать пушнины ни купцу, ни шаману.

Купец с шаманом охотника бить принялись, но силы у них не хватило, они солдат позвали.

Охотник бунтовать задумал, - сказали они.

Храброму руки-ноги переломили, в глубокую яму его бросили.

Когда кости срослись, Храбрый из ямы выбрался, домой пошёл. Что дальше делать, он не знал.

Младший брат решил землю пахать, хлеб сеять. Суковатое дерево сломил - соху сделал. Вместо коня сам запрягся.

Хлеб у младшего брата вырос хороший, но богатые соседи табуны свои пригнали, весь хлеб потравили.

Осенью из волости приехал начальник, подать потребовал. Денег у младшего брата не было - начальник шубу забрал, шапку с него снял да ещё плетью пригрозил.

Вот сошлись все три брата. Видят: скота у них нет, юрт у них нет, шуб на плечах у них нет. Что им дальше делать?

Надо правду искать, - сказал старший брат. - Есть правда на земле.

Вспомнили они про подарки матери и пошли правду искать.

Наши желания исполнятся, - сказали они друг другу.

День шли, два дня шли, на третий день на развилке трех дорог остановились. Видят: идут к ним по трём дорогам поп, шаман и богатый человек.

Старший брат спросил:

Скажите, добрые люди, где нам правду искать?

На седьмом небе правда, - ответил поп, рукой вверх показал. - У господа бога…

Нет, - возразил шаман, - правда у чёрта в руках. Под землей ищите правду. Чаще ко мне приезжайте, лошадей в жертву приносите, я вам помогу правду добыть.

Я знаю тебя, - сказал средний брат. - Мы сами правду найдём.

Младший брат спросил богатого человека:

А ты что скажешь? Где правда?

На том свете, - ответил богатый человек.

Братья пошли по трём дорогам.

Раньше всех развязал узелок на своём платочке старший брат. Платком махнул - вихрь поднялся, от земли его оторвал, вверх так подбросил, что в глазах помутилось.

Очнулся старший брат на седьмом небе, видит, звёзды табунами ходят, луна между ними проплывает.

Пошёл старший брат господа бога искать. День идёт, месяц идёт, год идёт - никого на небе не видно. Бога нигде нет, помощников его нет - про правду спросить не у кого.

Обыскал старший брат все углы, с горя рукой махнул и назад на землю отправился…

Сказки Восточной Африки Волшебный цветок Перевод с английского, амхарского Москва «Художественная литература» 1987 Составление, вступительная статья М. Вольпе Художник Е. Соколов © Состав, оформление, вступительная статья, перевод сказок, кроме обозначенных в содержании знаком *. Издательство «Художественная литература», 1987 г. ББК 84.6 В69 4703000000-029 В-212-87 028 (01)-87

Не рычите на собаку! (О дрессировке животных… Карен Прайор

Эта книга о том, как обучать кого угодно: человека или животное, старого или молодого, самого себя или других - и чему угодно. Как добиться, чтобы кот спрыгнул с кухонного стола, а бабушка перестала ворчать; как управлять поведением домашних животных, детей, начальства и друзей; как улучшить свои достижения в теннисе, гольфе, математике, развить память? Все это можно достичь, используя принципы обучения с подкреплением. Эти принципы являются такими же непреложными законами природы, как законы физики.

Сказка о музыканте Ольга Кай

В мире, где настоящее искусство под запретом, а сказки - страшные и волшебные - становятся былью, появляется новая легенда: певец и музыкант Эльнар, который на протяжении вот уже двух столетий путешествует по стране, даря людям надежду на счастье.

Волшебный колодец (сборник) Михаил Грешнов

Грешнов М.Н. Волшебный колодец: Научно-фантастические рассказы. /Худ. А. Семенов. М.: Молодая гвардия, 1974. - (Библиотека советской фантастики). - 176 стр. 26 коп. 100 000 экз. - подписано к печати 26.03.74 г. В сборнике фантастических рассказов Грешнова и полеты на далекие планеты, где непросто установить контакт людям, и невиданные механизмы, позволяющие человеку будущего исследовать глубины Земли; и совершеннейшая техника, которая в капиталистическом мире губит души и судьбы людей; и встреча с ожившим мамонтом. Обо всех этих фантастических событиях…

Сказки для почемучек Тамара Крюкова

Кто не задавал по сто разных "почему" в день? Иногда вопросов так много, что даже взрослые не могут на них ответить. Для этого существуют разные науки. Но, как известно, любая наука начинается со сказки. Прежде чем появился самолет, был ковер-самолет, а вместо телевизора - блюдечко с наливным яблочком. Ты, наверное, знаешь сказки английского писателя Киплинга, где он объясняет, как люди научились писать и отчего у верблюда горб. Я тоже попробовала найти сказочные ответы на некоторые "почему", и вот что у меня получилось. книга не полностью

Толкование на избранные Псалмы Undefined Undefined

Псалмы поются уже 3000 лет... Псалмы - хвалебные и молитвенные песнопения, которые евреи пели в древности под аккомпанимент небольшого струнного инструмента, называемого "псалтирион" и напоминающего наши гусли и арфу. На протяжении тысячи лет еврейский народ неустанно пел псалмы. Пели их Иисус Христос и апостолы, а потом передали их первым христианам. С тех пор и христиане не перестают их петь. Существовали ли когда-нибудь молитвы, имевшие такое необыкновенное влияние на людей? Кто дал им силу сохраниться три тысячи лет и быть такими же актуальными…

Господин Лянми Часть вторая Владлен Подымов

Беглецы с мертвой Земли, они создали звездную Империю. Две песчинки в масштабе Вселенной, они остановили Врага. И теперь их агент должен отправиться в далекое будущее. Туда, где сама планета помогает проснуться древним Сущностям. Где мир выполняет неосознанные желания людей. Где в одной точке времени и пространства сойдутся в битве последние линкоры Врага, мертвый бог и люди, ставшие демонами. Кто победит? Это зависит только от вас. Ведь История жива! Она непостоянна, всегда готова к изменениям. Здесь и сейчас!

Закон отражения Анна Клименко

Странствующие ведьмы, чей долг – помогать людям; командор императорской армии, прозванный тенью владыки; король медленно угасающего народа и честолюбивый император, желающий во что бы то ни стало расширить границы своих земель… Они далеки друг от друга, но судьбы их связаны. Станет ли древнее королевство частью Империи? Найдет ли молодой правитель путь к спасению своего народа? И сможет ли одинокая ведьма преодолеть все препятствия на своем пути? Все это – дело случая… в мире, где темные помыслы и деяния отражаются от небесного купола и дают…

Цветок папоротника Ольга Юнязова

Есть неизлечимые болезни – закон медицины, и несбыточные желания – закон обстоятельств. Выше головы не прыгнешь – закон гравитации. Но человеку подвластно всё – закон Вселенной, который отменяет любые земные. Нужно только понять его… или вместе с героями Ольги Юнязовой вспомнить то, о чем знали наши предки. А для этого – не бояться задавать вопросы и слышать ответы. «Цветок папоротника» – третья часть увлекательной истории о поисках смысла жизни, о возможностях человека, о гармонии в отношениях с природой, людьми, самим собой… У древнего…

Мистификации Софи Зильбер Barbara Frischmuth

Роман современной австрийской писательницы Барбары Фришимут - феерия, где рядом с реальными персонажами действуют мифические существа эльфы, фея, духи. Сюжетную основу составляет судьба провинциальной актрисы Софи Зильбер, которой волшебный мир помогает найти жизненную опору. Роман Б. Фришмут гуманистичен и проникнут тревогой эа судьбы человечества.Жанровое своеобразие романа уходит корнями в австрийский фольклор, основывается на традициях классической австрийской литературы.

Чужое сердце Ирина Градова

В отдел медицинских расследований, где работает врач Агния Смольская, поступила информация о мальчике, найденном в кафе и доставленном в одну из городских больниц. Ребенок слишком мал, чтобы сказать, где находится его дом, и объяснить, что с ним произошло... Его родители заявили: их сына похитили три месяца назад. Внимательно обследовав мальчика и отца с матерью, Агния и ее коллеги сделали шокирующее открытие – он не может быть их сыном. Супруги ни о чем не подозревали: да, они прибегли к процедуре искусственного оплодотворения, но были уверены…

Тропою Избранника Иван Зеликов

Приключение в постядерном мире по мотивам игры Fallout2. Постнуклеар… пустыни, радиация, мутировавшие животные и люди. Произвол грабителей и тирания местных правителей. И среди этого ада, где прав тот, у кого больше ружьё, один человек. Человек, живущий по тем же законам, но считающий себя избранным, обречённым выполнить возложенный на него долг.

Лучший из миров Наталья Колпакова

Она – оборотень, порождение демонического мира стихийной магии. Ее боятся, ненавидят и… похищают, чтобы использовать в игре за власть. Она – чудовище? Он – выходец из мира магии, покоренной и просчитанной, ловчий, обученный убивать таких, как она. Его миссия – обуздывать хаос. Он – прав? Но почему он бежал из своего мира – первого и лучшего из трех – мира, где правит Сила и Необходимость? Бежал сюда, в средний мир, где вещи мертвы, а люди так слабы! Кто поможет ему: постаревший божок, играющий в занятную игру чужих жизней, или друг, не ведающий собственной…

Сказка Певец и чатхан.

Это было давным-давно, когда на просторах хакасской степи, в юртах, охлестанных ветрами и буранами, жили люди.

В одной из таких юрт жила мать с сыном Санкаем. Мать Тардан приходила с байской работы усталая, но никогда не отказывалась рассказать сыну сказки. Однажды она поведала Санкаю сказку, как Хаара-хан, что значит Черный хан, наказал юношу за то, что он полюбил его дочь. Разгневанный Хаара-хан опустил юношу в яму, скинул ему огромный камень и сказал:

Если ты сумеешь выкинуть этот камень, подарю тебе жизнь! Но сколько юноша ни старался поднять камень, как он тотчас скатывался обратно. Много времени прошло, когда Хаара-хан вспомнил о юноше, а когда пришел к яме, то удивился:

Ты все еще жив? - спросил Хаара-хан.

Жив! - ответил юноша. - Любовь к твоей дочери не дает мне умереть.

Дарю тебе жизнь! - сказал Хаара-хан. - Только больше не быть тебе человеком, а быть пауком! - И стал юноша пауком. Только он был особенным. Ушел в тайгу и стал тянуть паутинку от одного дерева к другому, чтобы тот, кто заденет, услышал песню. Однажды по тропинке прошел дровосек и задел паутинку. Как вдруг он услышал песню. С той поры стал дровосек тайком ото всех приходить в тайгу и слушать песню.

Рассказав сказку, мать заметила, что Санкай загрустил, стал пропадать в тайге, искал паучка.

Мой сын! Я тебе рассказала сказку. Но если ты возьмешь из моих длинных кос несколько волосков и протянешь по еловой доске, ты услышишь чудесные звуки, ты услышишь песню паучка.

Вскоре люди узнали о чуде - чатхане и певце. Они стали приходить из дальних и ближних аалов к юрте Тардан и просили:

Санкай, выходи к нам с чатханом!

Вышел Санкай к людям и запел. И люди услышали удивительно нежные звуки чатхана. Волосы матери стали золотыми струнами. Сердце Санкая переполнилось радостью от того, что его песни нравятся народу. Люди стали толпами приходить к юрте Тардан. После, ночью, мечтали и вздыхали о другой, светлой жизни. Девушки подолгу не могли уснуть, нравился им красивый, смелый Санкай!

Время шло… Санкай постарел. Давно не стало матери Тардан… Но песни отца подхватили сыновья, а потом их стали петь внуки Санкая…

И по сей день на земле хакасской народа с любовью слушает чарующие звуки чатхана.

Сказка хакасов "Шестьдесят небылиц"

Пошли три брата в тайгу на охоту. Наступила ночь, а костер нечем развести: кресало дома забыли. Видят, неподалеку огонек светится.

— Пойду огня принесу, — сказал старший брат и ушел.

Ждали, ждали его, на дождались. Пошел средний брат и тоже пропал.

Тогда младший отправился посмотреть, что с братьями случилось. Подошел он к костру. Возле него старик лежит, спину греет. К двум большим лиственницам братья привязаны.

— Ты зачем их, как воров, к лиственницам привязал? — спросил младший брат у старика.

— Такой уговор был, — ответил старик. — Условились мы небылицы друг другу рассказывать. Кто удивится, того к дереву привязать. Давай с тобой попробуем?

— Давай, — согласился младший брат и начал: — Помню, родился я утром от отца и матери, к вечеру на охоту пошел. Зашел в тайгу, муха мне на лоб села. Большая муха, с двухголовую телку будет. Хлопнул я себя по лбу, поймал муху. Распорол ей брюхо, потом снял шкуру и удивился: наружного сала на ней было в четверть аршина, внутреннего — на четыре пальца. Снял я с коня седло, привязал повод за пенек, потом из снега распалил костер, изо льда вертел сделал и муху поджарил. Жиром ее один чигир смазал, а другой смазать забыл. Лег спать. Утром проснулся, один чигир есть, а другой найти не могу.

Пошел к своему коню, и того не видно. Повернулся к озеру — конь мой в воде плавает. Оказывается, я его не к пеньку привязал, а к шее лебедя. Плавает лебедь и коня за узду водит. Взял я широкий камень и сделал лодку. Взял плоский камень и сделал весло. Сел в лодку, гребу веслом, за лебедем гонюсь. Гонялся, гонялся по всему озеру, насилу поймал. Отвязал я коня, а лебедя не отпустил: решил с собой взять. Как только отвязал я коня, лебедь взлетел и меня поднял. Летел, летел лебедь и на небо залетел. А на небе жизнь такая же, как на земле. Люди там на нас похожи: одни хлеб сеют, другие со скотом по небу кочуют.

Отпустил я лебедя и начал пешком ходить в одном чигире. Хожу по небу, второй чигир ищу, нет его нигде. Три года проходил в одном чигире — надоело. Решил домой на землю спуститься. Сплел из соломы веревку, нашел в небе дырку и вылез через нее. Веревки моей до земли не хватило, и я повис в воздухе. Десять лет висел, качался между небом и землей. Потом решил: будь что будет, выпустил аркан, упал вниз головой и в землю по самые пятки ушел.

Проторчал в земле три года. Как ни старался, не мог выбраться. Думал, думал и догадался: сбегал домой, взял сошник и выкопал себя…Младший брат рассказывает, на старика поглядывает, а тот лежит себе, спину греет, бороду гладит, ухмыляется. «Ну ладно, — думает младший брат, — я тебя все равно дойму», — и дальше говорит:

— Пришел я в улус. В одной юрте пир идет. Я туда. Народу в юрте полно. Все пьют, веселятся. Смотрю, мой пропавший чигир меж гостей ходит, вино каждому подает, а меня мимо обносит. Я ему подмигиваю, а он вроде не замечает. Раз я стерпел, два, а потом как хлопну его по шее, размял руками и надел на ногу… А за тобой, старик, долгу моему отцу шестьсот рублей осталось и матери пятьсот. Когда отдашь эти деньги?

— Какие деньги?..

Старик спохватился, да было поздно. Сгреб его младший брат да привязал к дереву. Старших братьев освободил, захватил огня, и пошли они на свою стоянку.

Мальчик в бочке - сказка

Не в наши дни, но и не в далекую старину у подножия Черной горы, около Черной реки, жили три бездетных рыбака.

Однажды рыбачили они, и как закинут невод, так рыбы полно. До краев лодку рыбой завалили. В последний раз невод пустым вытащили — ни одной рыбешки, только обнаружили в нем наглухо заколоченный бочонок.

Стали делить улов.

— Дайте мне этот бочонок и больше ничего не надо, — сказал один старик. И когда отдали ему бочонок, он отнес его домой и осторожно открыл. В бочке оказался ребенок.

Растил старик найденного в бочке мальчика, как родного сына. Рос мальчик не по дням, а по часам. Немного времени прошло, а он вырос в сильного юношу. Стал старик его с собой на работу брать. Как-то нанялся старик рыбачить к царю и юношу с собой взял.

И вот случилось так, что царь увидел юношу и стал требовать его у старика. Много хлеба, скота и товаров предлагал царь взамен, но старик от всего отказывался: очень юноша ему полюбился, родней родного стал.

Отобрал юношу царь силою, привез в свой дворец и всю работу определил делать; на побегушках держал да безо всякого повода тумаками награждал. А между тем видел царь, что юноша умный и смышленый.

Однажды в той земле исчезли луна и солнце. Во всем царстве темно стало. Царь вызвал юношу, приказал ему:

— Иди луну с солнцем искать. Смотри, на землю без них не возвращайся.

Юноша заплакал и вышел. Подбежал к нему чалый жеребенок и спрашивает:

— О чем ты плачешь?..

Юноша рассказал, какую службу задал ему царь. Жеребенок успокоил его:

— Если мы луну с солнцем не найдем, то кому их найти? Иди попроси пять саженей красного материала. По дороге встретится нам озеро. Возле озера — маленькая избушка. В той избушке живет мать солнца. Она-то нам все, что надо, и расскажет.

Взял юноша у царя пять саженей красного материала, сел верхом на чалого жеребенка и поехал. Плеткой не погоняет, поводом не управляет, а жеребенок бежит куда надо.

Долго ли, коротко, а доехали до большого озера и маленькой избушки. Зашел юноша в избушку и увидел: на лавке старушка лежит — одно ухо под головой, а другим ухом прикрыта. Увидела старуха юношу, спросила:

— Откуда и куда путь держишь?

— Луна и солнце в нашей земле пропали, ищу их, — ответил мальчик.

— Иди расстели красную материю на берегу озера: сядут на нее гуси с золотыми перьями на крыльях. Ты поймай гуся, выдерни у него золотое перо, сделай кольцо и надень на палец. Дома брось кольцо на землю, тогда луна с солнцем в ваше царство вернутся, — сказала старуха. Сказано — сделано. Расстелил юноша материю на берегу и сам под ней спрятался, лежит, ждет. Прилетели гуси.

Изловчился юноша, поймал одного гуся и выдернул перо. Приложил перо к пальцу, а из него само по себе кольцо сделалось. Зашел юноша к матери солнца проститься.

— Ну как, выдернул перо? — спросила она.

— Выдернул, — ответил юноша. Попрощался, сел на чалого жеребца и поехал в обратный путь.

Недолго они ехали, скоро домой приехали.

— Нашел то, за чем ездил? — спросил царь. Юноша снял с пальца кольцо и бросил его на пол.

Не успело кольцо упасть, как луна с солнцем на небе появились, тепло и светло стало.

Царь юношу хвалил, народ радовался. Юноша и поесть не успел с дороги — зовет его к себе царь и новую службу назначает.

— Иди, найди мне жену, да смотри, чтобы хороша была, по душе мне пришлась. Привезешь плохую — убью!

Вышел юноша на царский двор, стоит плачет. Прибежал чалый жеребец, спросил:

— О чем плачешь?

— Как же не плакать? Царь послал жену ему найти, красивую и чтобы по душе ему пришлась.

— Не плачь, — успокоил жеребец. — Если мы не найдем, кому же найти? Иди проси пять саженей красной материи.

Взял юноша материю, сел на чалого жеребца и отправился в путь. Ехали, ехали и доехали до той же избушки. Переступил юноша порог, мать солнца на лавке лежит.

Поздоровались.

— По какому делу? — спросила старушка. Юноша рассказал обо всем.

— Иди к тому же месту, — говорит старушка, — добудь золотое перо.

Сказано — сделано. Расстелил юноша материю на берегу озера и сам под нее спрятался, лежит, ждет. Прилетели гуси. Вырвал юноша у одного перо золотое, обмотал его вокруг пальца, перо в кольцо обернулось.

Поблагодарил юноша старушку, простился с ней и поехал домой.

Приехал домой, пошел во дворец и бросил кольцо на пол. Поднялась с пола красавица краше луны и солнца. Пошла по залу. В дверях остановилась и сказала царю:

— Если привезешь мой золотой гребень, стану твоей женой.

Снова задал царь юноше службу — погнал золотой гребень искать. Вышел юноша на царский двор, стоит плачет. Прибежал жеребец, спросил:

— О чем плачешь?

Рассказал юноша. Послал его жеребец к царю за мотком бело-голубых ниток. Принес юноша нитки, и отправились они в путь-дорогу. Скачет жеребец, юношу поучает:

— Встретим мы в пустынной степи лиственницу, вершиной она до неба выросла. На нее без счастливых бело-голубых ниток не залезешь. Есть на этой лиственнице гнездо белого гуся. Ты подкараулишь его и выдернешь из крыла золотое перо, это и будет девичий гребень. Доехали они до лиственницы. Обвязался юноша ниткой и полез. Добрался он до гнезда, спрятался и ждет. Недолго сидел — видит: летит белый гусь в гнездо, а сам плачет, причитает:

— Уж если взяли мою дочку, зачем же гребень ее золотой не взяли? Ходит она теперь, и нечем ей голову расчесать.

Сел гусь в гнездо, а юноша вырвал из крыла золотое перо и начал вниз спускаться…

— Да будет крепок сучок, на который ты ступишь, да будет твердо, как железо, место, где ты ногой упрешься. Дожить тебе до белых волос, до желтых зубов! — закричал обрадованный гусь.

Не успел юноша домой вернуться, а уж царь его к себе призвал, кричит в гневе:

— Нашел гребень?

— Нашел, — ответил юноша. Бросил на стол кольцо, глядь, а на том месте гребень лежит. Царь схватил его и поднес красавице.

Взяла она гребень и говорит царю:

— Коль сумел гребень найти, так еще одну просьбу исполни: найди живую и мертвую воду, тогда пойду за тебя замуж.

Послал царь юношу живую и мертвую воду искать. Вышел юноша на царский двор, стоит плачет. Прибежал чалый жеребец, спрашивает:

— О чем горюешь? Отчего горькими слезами плачешь?

Рассказал юноша, в чем дело. Задумался жеребец и говорит:

— Тяжелая задача. Охраняют живую и мертвую воду сорок голодных волков. Мимо них никому не пройти, одолеть их мало кому под силу. Ну, да делать нечего, пойдем… Только две бутылки возьми: одну — белую, другую — черную.

Поехали они к тому месту, где живая и мертвая вода хранилась.

Напустил жеребец на три дня такой мороз, что скалы на вершинах гор затрещали, кругом вьюга замела, по лощинам туман поднялся. Забегали сорок волков, места себе не находят. А потом жеребец на три дня такой жары напустил, что забились волки в тень да заснули. Юноша набрал в белую бутылку живую воду, в черную — мертвую и поехал домой.

Проснулись волки, а юноша уже далеко был, только волчий вой издалека услышал.

Приехали во дворец. Юноша бутылки с водой царю отдал, а царь — красавице. Взяла она бутылки. На юношу живой водой брызнула, а на царя — мертвой. Царь умер не сходя с места, а юноша стал еще сильнее, еще красивее, чем раньше.

Вышла за него красавица замуж, и стали они жить и поживать.

Лисица и колонки - Хакасская сказка

На вершине высокой лиственницы жили колонки. Были у них маленькие дети. Повадилась ходить под лиственницу лиса. Придет и говорит:

— Колонки, колонки, вот я пришла. Сбросьте мне одного детеныша.

— Пошла прочь. Не дадим тебе наших детей, — отвечали колонки.

— Не дадите? А я все равно возьму.

— Где тебе нас на дереве достать!

— А вот и достану, — сказала хитрая лиса, — разбегусь, прыгну на облака и оттуда на вас упаду. А уж тогда не только ваших детенышей, но и вас самих съем.

Колонки испугались, поверили лисе и одного детеныша ей сбросили. Лиса подхватила его и в лес убежала. Сидят колонки на дереве, плачут.

На другой день лиса вновь пришла. Опять требует:

— Кидайте его быстрей, а то прыгну на луну, с луны к вам спущусь и всех вас съем.

Пришлось глупым колонкам еще одного детеныша лисе отдать.

Загрустили колонки, плачут. Прилетели журавли, сели на лиственницу, спрашивают:

— Бы чего плачете?

— Лиса повадилась к нам ходить. Пугает, детенышей наших уносит.

— Как же вас лиса пугает?

— На дерево грозится прыгнуть и всех нас съесть. Засмеялись журавли:

— Никогда лиса на дерево не залезет. Да она выше березового пня и не прыгнет. А если еще будет вас пугать, вы ей скажите: «Ну-ка, прыгни» — и посмотрите, что получится.

Журавли поднялись с дерева и низко полетели вдоль косогора. Колонки сидят, лису ждут. На другой день лиса прибежала, запыхалась, детеныша требует.

— Кидайте его поскорей, а то мне сегодня некогда, — сказала лиса и облизнулась.

Колонки сидят и молчат, на лису испуганно косятся.

— Ну чего же вы? — торопит лиса… — А то вот прыгну на дерево — худо будет.

Тогда колонок-отец набрался смелости и говорит:

— Прыгни попробуй…

Лиса от злости хвостом замахала, разбежалась, все силы напрягла, но выше березового пня не прыгнула… Упала и лежит.

Колонки глядят на нее и смеются. Стыдно стало лисе, начала она вокруг дерева бегать. Долго ли, мало ли бегала, спрашивает колонков:

— Кто вам сказал, что я лазить по деревьям не умею?

— Журавли сказали.

— А где они?

— Вниз по косогору улетели.

«Ну ладно же. Я с ними рассчитаюсь», — подумала лиса и побежала журавлей искать. Долго ли, мало ли бежала, видит: низко летят журавли. Позади них закат полнеба захватил. Крикнула лиса:— Оглянитесь, журавли, пожар! Бежим ко мне в нору спасаться.

Лиса побежала. Журавли за ней полетели. Прилетели к норе. Стали спорить, кому вперед в нору лезть.

— Лезьте вы, — сказала лиса, — а я у входа стоять буду; если большой пожар сюда дойдет, я вам крикну.

Посовещались журавли и полезли в нору. Лиса тут же у входа села.

— Ну-у… что вы сказали колонкам? — ехидно спросила лиса. — Что-то вы теперь скажете?

Журавли говорят:

— Чего уж теперь говорить. Виноваты. Ты хоть дай нам перед смертью на свет взглянуть, хотя бы из-под твоих ног.

Лиса не выдержала, подняла одну ногу. Журавли собрались будто на свет глядеть, а сами как навалились на лису, столкнули ее и улетели. Два молоденьких журавля не успели улететь: лиса выход им загородила.

— Вот я вам покажу свет, — сказала лиса.

— Ты на нас не сердись. Хочешь, мы тебя на крыльях перенесем через море и ты всю стаю догонишь? — сказали молодые журавли.

— Ладно, несите, — согласилась лиса.

Оба журавля присели, соединили крылья между собой, лису на них посадили и полетели. Летели, летели, прилетели к морю. Наверху небо, внизу вода. Залетели журавли на середину моря. Над самым глубоким местом разлетелись в стороны. Лиса упала в море и утонула.

Ленивый мальчик и синичка - Хакасская сказка

Ленивый мальчик сидел на берегу реки.

Мальчику было жарко. Его тянуло в воду. Но было лень раздеваться. Больше того, лень было двигаться с места.

— Ох, как жарко! — вздыхал мальчик. — Искупаться бы теперь. В воде, наверно, хорошо-хорошо!..

Услышала это синичка, сидевшая на ветке, склонила голову и посмотрела вниз на мальчика.

— Искупайся, друг мой, — посоветовала она. — Ведь тебе никто и ничто не мешает.

— Да, хорошо тебе говорить «искупайся», — обиделся мальчик. — А если я утону?

— Держись за осоку, что растет на берегу, — сказала синичка и спрыгнула на ветку пониже. — Вот за эту осоку.

— Да, хорошо тебе говорить «держись за осоку» … А если я руку порежу?

— Надень кожаные рукавицы, — продолжала советовать синичка.

— Да, кожаные рукавицы… А если они промокнут?

— Ты их на солнце высушишь.

— Я высушу, а они порвутся.

— Ну, если порвутся, ты их починишь, — не унималась синичка.

— Ты научишь… — обиделся мальчик. — Начну починять да уколю себе палец…

— А ты надень наперсток…

Мальчик рассердился. Такая маленькая, совсем незаметная птичка, а смеется над ним! Он схватил камень.

— Сейчас я тебя проучу…

Но в это время ноги его поскользнулись, и он упал в реку.

Синичка улетела.

Мальчик вылез из воды и лег на солнечную полянку. Он лежал и долго ругал синичку за то, что ему приходится сушить на себе мокрую одежду.

А синичка летала по кустам и посмеивалась над ним.

Как птицы царя выбирали - Хакасская сказка

Собрались птицы со всех концов и решили:

— Давайте выберем царя, чтоб он был самым сильным, самым умным и самым долговечным среди нас.

Тут Галка прошлась важно и говорит:

— Я думаю, надо нам царя такого, чтобы у него хвост был длинный и чтоб шарф был на шее. Засмеялись птицы:

— Уж не тебя ли в цари выбрать? Обиделась Галка:

— Раз вы смеетесь надо мной, улечу я от вас. И улетела.

Филин повертел головой в разные стороны и сказал:

— А по-моему, царь должен быть чуткий и чтоб ночью мог видеть.

Снова засмеялись птицы:

— У тебя, Филин, уши длинные, ночью глаза зоркие. Не ты ли царь? Обиделся Филин.

— Что вы смеетесь? Я вам не Галка-вертихвостка. Улечу от вас в тайгу, но берегитесь: все ваши тайные речи подслушаю и царю донесу.

И улетел.

Пуще прежнего захохотали птицы:

— Кричать-то ты мастер, Кулик! Да вот ростом невелик!

Не вынес насмешки Кулик и улетел. Слово взял Журавль.

— Я, дорогие птицы-сестрицы, так думаю, что все эти Кулики да Галки — смех один. Ну что это за птицы, когда я их перешагнуть могу! Нам надо, я думаю, царя с длинными ногами, такими, чтоб его никто перешагнуть не мог!

Тут все птицы от хохота так и покатились:

— Эх, Журавль, хороший ты мужик, да вот умом невелик. Иди-ка ты на свое болото и командуй там над лягушками.

— И на том спасибо,- ответил Журавль,- я и лягушками сыт. Мне ваша слава ни к чему.

И улетел.

Посмеялись птицы, но все же смех смехом, а царя выбирать надо. Видят: сидит в стороне Сокол — ростом небольшой, но телом крепкий и гордый-прегордый.

— Вот Сокол, он в цари подходит,- заговорили птицы.- В полете он быстрее ветра, грудью крепче камня, глаз имеет зоркий. Чем не царь?

Ворона и Сорока рядом с Орлом сидели. Орел птичью болтовню не слушал, клевал себе мясо, а Ворона и Сорока подбирали объедки, но за спором следили.

— Ор-р-рла, Ор-р-рла!-закричала Ворона. — Пр-р-равильно, пр-р-равильно!-подхватила Сорока.

Тут все птицы на Орла взглянули и выбрали его царем.

А Сокол от обиды взмыл вверх и стал грозить:

— Позора этого я вам вовек не прощу! Достанется от меня и внукам, и правнукам вашим!

Так с тех пор и живет Сокол в злобе на всех птиц и мстит им за обиду. А Орла и ныне птичьим царем называют. И за услугу эту прикармливает он Ворону и Сороку объедками со своего стола.

Хакасская сказка - Адычах и Кечох

Жили два парня. Были они большими друзьями. Одного звали Адычах, иного — Кечох. Дали они клятву не покидать друг друга в беде.

— Мой отец очень храбрый. Я весь в него пошел. Ты, Кечох, со мной не пропадешь, — заявлял Адычах.

Кечох молча выслушал своего друга и отлично запомнил его слова.

Как-то шли они по тайге. Навстречу им медведь. Адычах мигом оказался на бревне. Кечох упал на землю и притворился мертвым. Медведь подошел к нему, обнюхал лицо и заковылял в тайгу — мертвых медведи не трогают. Адычах подождал, покуда медведь ушел, слез с дерева и спросил у товарища:

— Что тебе мишка говорил?

— Он сказал: никогда не ходи в тайгу с другом, который лишь о себе думает…

С тех пор появилась у хакасов пословица: " Без беды друга не узнаешь "

Хакасская сказка - Батрак Торсых

На берегу быстрой реки жил бай Хырым. У него была супруга Хырха. Летняя юрта их стояла у самой воды. Жил у бая в батраках бедный человек по имени Торсых. Бай не позволял ему ставить юрту вблизи к реке, боялся, что будет бедняк воду бесплатно брать. Всего в хозяйстве у Торсыха были одна коровенка, одна овча и одна собака — все черной масти. Жил Торсых с женой и 2-мя детьми. Сорок лет работал на бая, ничего заработать не мог и уйти от него не мог. Пройдет год — придет Торсых за расчетом, и он же обязан остается. Всё подсчитают: сколько жена Торсыха в речке брала воды, насколько навозу спалила. За долги снова работать заставляют. Так и в этом году приключилось. Всю зиму пас Торсых байские табуны и опять в должниках остался.

Весной прилетели ласточки. Попробовали свивать гнезда у бая, но жена бая прогнала их. " Нечего мусор около жилища разводить ", — сказала она птицам.

Ласточки поселились в юрте Торсыха. Жена бедняка никогда их не ругала, еще и подкармливала.

Как-то рано утром ласточки сидели на юрте и меж собой разговаривали: " Никогда мы не сорили возле жилья бая, а его супруга нас выгнала, гнезда наши разорила. Зато здесь, хоть и насорим время от времени, никто не ругает, а еще и покормят ". Услышала сорока их разговор, и зависть ее взяла.

— Я, — говорит, — у бедных ничего не ем, брезгую. Вот у богатых — иное дело.

А ласточки ей отвечают:

— Ты нечистая птица. Ты самая нехорошая из всех птиц. Ты отбросами богатых кормишься, лягушек и змей ешь. Ты в жаркие страны летать не можешь.

— Я чистая, я чистая! — закричала сорока.

— Мы к тебе и вблизи не хотим подходить. Ты лгунья. Ты летом смеешься, а зимой вопишь, — ответили ласточки.

Не вытерпела сорока и со злостью улетела. Однажды Хырха и Хырым увидели детей Торсыха и рассуждают между собой.

— Торсыха мы прочно держим, — сказала Хырха. — А вот его дети вырастут и не станут на нас действовать.

— Надо юрту Торсыха спалить, тогда и его детей в кабалу заберем. Новую юрту тяжело построить, — сказал Хырым.

Как решили, так и сделали. Ночью пробудился Торсых — двор горит. Разбудил он жену, детей, схватили они ведра и побежали на речку. Хырым и Хырха уже там стоят, воду не дают.

— Вы и так уже задолжали, — сказали они Тор-сыху.

Ласточки полетели к реке, воду в рот набирают и заливают пожар, а сорока засушливый травы в огонь подбрасывает и хохочет:

Ха-ха-ха, как горит весело! Пусть все горит! В степи на кургане волк завыл:

— Так и надо Торсыху: ни одного жеребенка не дал нам съесть, пусть дотла сгорит двор его. А корову с овцой мы задерем.

Собака Торсыха кругом юрты бегает, просит:

— Хоть бы дождь пошел, хоть бы дождик пошел. В табуне чалый жеребец заржал:

— Торсых нас деньком и ночью никому в обиду не давал, пусть хлынет дождик и зальет пожар.

Сорока хохочет:

— Ха-ха-ха… Если волк у Торсыха корову съест, мне кишки останутся.

Ласточки, паря, кричали:

— Пусть дождь польет… Пусть дождь польет… Подул ветр, нагнал черную тучу, и полил дождь.

Дождем скоро залило пожар…

Волк подкрался к чалому жеребцу:

— За то, что ты умолял дождь, я съем тебя, — сказал волк.

— Ты сначала посчитай, насколько у меня волос в хвосте, — ответил жеребец и повернулся задом.

— Ну что же, посчитаю, — согласился волк. Подобрался к коню, а жеребец как ударил задними ногами, так волчью голову на две доли и расколол.

Дождь лил все сильнее. Хырха и Хырым в свою юрту спрятались. Тут река из берегов вышла. Хлынула волна, смыла юрту, и Хырха с Хырымом умерли. Уцелела лишь юрта Торсыха, так как стояла она на бугре, вдали от реки.

Смотрит с утра Торсых, а от байских дворов и следа не осталось.

Ласточки напевают, радуются, а сорока плачет:

— Свила я себе гнездо на низкой иве. Вода поднялась и унесла моих скудных деток.

Ласточки ей в ответ кричат:

— С черными мыслями сорока на темной иве плачет! У нас нет злых мыслей, и мы радуемся. Сегодня радуемся, и завтра, и послезавтра, и постоянно будем радоваться.

Торсых собрал батраков. Они поделили меж собой байский скот, поставили на берегу новые юрты и стали жить хорошо.

Хакасская сказка - Бай и охотник

В одном большом улусе жил жадный и злой бай по имени Хара-хан. Он облагал народ данью, разорял. На другом конце этого улуса, в плохонькой юрте, жил сирота охотник. Ничего у него не было, кроме лука, из которого бил он зверей, да игреневой лошадки, на которой он ездил на охоту. В феврале — месяце «запаса» — много добывал охотник пушнины, потому что был сильным и ловким.

Невзлюбил бай охотника, теснил его, забирал всю добычу. Чем удачней бывала охота, тем большую дань накладывал Хара-хан. Время шло. Случилось так, что не смог охотник заплатить дани. Тогда бай забрал у него игреневую лошадь. Совсем стало трудно жить.

Была в улусе у бедных стариков дочь. Очень любил ее охотник, и она его любила. Решили они пожениться, уйти из улуса и жить в тайге. Так и сделали.

Поставили юрту в глухом месте. Охотник бьет зверей и птиц, домой их на себе носит, живут спокойно. Жена охотника была очень красивой.

Однажды сын бая Хара-Пидекей поехал в тайгу. Наткнулся на жилье охотника. Подъехал байский сын к юрте и бросил в дымоход стрелу. Подождал немного и говорит:

— Вынесите мне стрелу.

— Зайди и возьми, — ответила в юрте жена охотника. Сам хозяин на охоте был.

Хара-Пидекей слез с лошади, вошел в юрту за стрелой и остановился: глаз от женщины оторвать не может. Потом взял стрелу и вышел.

Сел байский сын на коня и про охоту забыл. По дороге в улус ругал себя: где раньше глаза были, такую девушку проглядел!

Дома Хара-Пидекей сказал отцу:

— Возьми жену охотника для меня.

— Коня мы у него за ясак отняли, а вот как жену взять? — ответил Хара-хан.

— Ты — бай, ты — начальник, как хочешь, так и отбери.

Охотник вечером вернулся домой. Жена ему ничего не сказала про встречу с байским сыном. Приняла добычу, накормила мужа и легла спать. Наутро приходит в юрту слуга Хара-хана и говорит:

— Бай велел к нему явиться.

— Ладно, приду, — ответил охотник. Слуга ушел, а охотник спрашивает жену:

— Зачем меня Хара-хан зовет?

— Пойди — уенаешь, — сказала жена.

Пришел охотник в улус. Открыл дверь в байскую юрту — поздоровался, перешагнул порог, поклонился.

— По какому делу вызвал, начальник мой? — спросил охотник.

— Будешь с моим сыном в прятки играть. Завтра, как придешь утром, ищи его. Не найдешь — голову отрублю, — ответил бай.

Выслушал охотник и пошел домой. Сидел в юрте повеся голову. Жена спросила:

— По какому делу бай вызывал?

— В прятки со своим сыном заставляет играть. Голову грозится отрубить, если сына не найду. А к чему зто — не пойму.

Жена сразу сообразила, в чем тут дело, сказала:

— Ты не печалься. Ложись спать. Утром я научу, как в прятки играть.

На рассвете она разбудила мужа и, пока он ел, поучала:

— Ты, как зайдешь в дом бая, не здоровайся. Все, что есть в доме, переворачивай. Посуду на пол сбрасывай — пусть бьется. Во все углы заглядывай. Когда все перевернешь вверх дном, иди во двор. У коновязи увидишь трех одинаковых коней под седлом. Ты на них внимательно посмотри — у одного коня будет левый глаз чуть прикрыт, а конец удил ржавый. Ты на этого коня садись, посильней повод дергай, рот до крови ему раздери и плеткой по глазам, не жалея, бей.

Пришел охотник в юрту Хара-хана. Ни здравствуй, ни прощай не говорит. Молча все вверх дном перевернул, всю посуду переколотил и на двор вышел.

На дворе прямо к коновязи пошел. Стоят у коновязи три коня один на другого похожи. Охотник внимательно посмотрел и видит: глаз у среднего коня веком наполовину прикрыт, а конец удил ржавый. Сел охотник верхом на этого коня. Рвет повод, бьет изо всех сил плеткой по глазам. Конь под ним завертелся, на дыбы встал и вдруг в сына Хара-хана обратился — глаза у него распухли и изо рта кровь идет.

— Вот он, твой сын, — сказал охотник Хара-хану.

— Ладно, ступай домой. Завтра мой сын придет тебя искать. Если найдет, я тебе голову отрублю.

Пришел охотник домой невеселый. Жена стала расспрашивать. Рассказал ей все, как было.

— Не печалься раньше времени. Садись покушай и спать ложись.

На другое утро проснулись, слышат конский топот. Забегал охотник: где в юрте спрячешься? А сын Хара-хана уже с лошади слезает. Жена, ничего не говоря, превратила мужа в ножницы, взяла в руки и что-то режет. В юрту вошел байский сын, все перевернул — нет никого. Растерялся. Стоит, по сторонам смотрит.

— Нашел? — спрашивает его жена охотника.

— Нет, не нашел, — ответил Хара-Пидекей.

Когда он отвернулся, жена ножницы уронила. Оглянулся Хара-Пидекей, а охотник посреди юрты стоит и вместе с женой над ним смеется.

Вернулся Хара-Пидекей к отцу и говорит:— Ты здесь самый главный. Как хочешь, а жену охотника забери, иначе я тебе не сын, ты мне не отец.

Хара-хан снова охотника вызвал и сказал ему:

— В черной тайге живет черный медведь. Пойди к этому медведю и спроси, сколько ему лет.

Вернулся охотник домой, голову повесил. Жене говорит:

— Решил меня бай жизни лишить, к черному медведю посылает.

— Ничего, ложись и отдыхай, а я в улус схожу, — сказала жена.

Пошла в улус, собрала на свалке разных лоскутков от шкур и вернулась в тайгу. Всю ночь просидела,

из тряпья семь шапок сшила. На рассвете разбудила мужа, сказала:

— Вот тебе семь шапок. В черной тайге увидишь три тополя. Под ними будет логово медведя. Ты подойди без страха, ляг на спину. Две шапки надень на ступни, две — на колени, две — на руки и одну — на голову. Так и лежи, и смотри, что будет.

Охотник собрался и ушел. Долго ли, мало ли шел, дошел до черной тайги. Идет по тайге и видит три тополя. Подошел к ним, лег на землю перед берлогой и сделал все так, как велела жена.

Выскочил из берлоги медведь, зарычал. Никак не может понять, что за семиголовое чудо перед ним лежит. Ходит вокруг, сам с собой рассуждает:

— Триста лет стоят тополя. Я под ними в берлоге шестьдесят лет прожил, а такого еще не видел.

Пришел охотник к Хара-хану.

— Узнал, что я тебе велел? — спросил Хара-хан.

— Узнал, — ответил охотник. — Тополя над берлогой триста лет стоят. А медведь шестьдесят лет на свете живет.

Взял Хара-хан черную книгу, раскрыл ее и читает. Все оказалось так, как сказал охотник.

Ушел охотник домой, а Хара-хан начал сына уговаривать:

— Зачем тебе обязательно жена охотника понадобилась? Возьми другую — девушку. Разве мало их?

Сын на своем уперся:

— Какой же ты бай, если не можешь заставить охотника отдать жену?

Махнул рукой Хара-хан, сказал:

— Ладно, завтра опять его вызовем.

Наутро охотник явился к Хара-хану. Дверь открыл — поздоровался, через порог ступил — поклонился, спросил:

— Зачем звал, начальник?

— С тех пор, как умерли мои мать и отец, прошло тридцать лет, — сказал Хара-хан. — Когда умер отец, я надел на него черную шубу. Когда умерла мать, я покрыл ее черным шелковым платком. Ты сходи в царство дьявола Эрлик-хана, разыщи отца с матерью — пусть отдадут платок с шубой. Если за полмесяца не управишься, голову отрублю.Вернулся охотник домой, голову повесил, не ест, не пьет. Жена его принялась расспрашивать. Рассказал ей муж все, как было.

— Ты вот что сделай, — сказала жена. — Найди череп собаки, возьми вот этот клубок ниток и брось перед собой. Клубок покатится, а ты за ним иди. Он тебя очень далеко заведет. Попадешь в темноту. Страшно тебе станет. Ты брось череп собаки и дальше иди. А там сам увидишь, что надо делать. Ну иди, дорогой.

Бросил охотник перед собой клубок. Клубок покатился, а он за ним пошел. Долго ли, мало ли шел, покатился клубок в пещеру. Кругом темнота, страшно стало. Охотник бросил череп собаки и дальше пошел. Шел, шел, и вдруг почудилось ему, что бродят кругом какие-то тени. Потом голос слышит:

— За делом ли ты пришел, сирота? Рассказал охотник, за каким делом он пришел. Тогда одна из теней говорит:

— Жадный Хара-хан. Мы ему оставили скот, богатую юрту, деньги. Все ему мало. Теперь последний платок и шубу у матери и отца требует. Иди к нему и скажи: «Из-за своей жадности превратись в черного дятла. Жена твоя Кокей-Пурчун пусть обратится в синего дятла. День и ночь долбите клювами черное дерево. А сын ваш Хара-Пидекей пусть превратится в сороку и роется в навозе. Передай: так пожелали твои умершие отец с матерью. На обратном пути собачий череп не забудь. Он день и ночь лает, покоя нам не дает».

Пошел охотник домой. Мимо черепа прошел, но брать его не стал: «Пусть лает».

Долго ли, мало ли шел, дошел за клубком до своего дома. Смотрит: пустая юрта — одна зола да пепел в очаге. Побежал охотник к Хара-хану. А в улусе ханский сын на его жене женится, свадьбу собираются справлять.

Зашел охотник потихоньку в юрту к Хара-хану, слышит, жена говорит:

— Подождите, срок ведь еще не вышел…

— Он все равно не придет, — ответил ханский сын.

— Я уже пришел, — сказал охотник.

Хара-хан оглянулся. Видит: охотник цел и невредим стоит.

— Прийти-то ты пришел. А принес ли, что я тебе велел? — спросил Хара-хан.

— Я тебе принес привет от отца с матерью, — ответил охотник. — Сказали они так: «Пусть Хара-хан из-за своей жадности обратится в черного дятла, а его жена — в синего дятла. Пусть оба день и ночь долбят черное дерево. Сын Хара-хана пусть обратится в сороку и всю жизнь роется в навозе».

Только он так сказал, как Хара-хан с женой обратились в дятлов, а сын их — в сороку. Все трое улетели из юрты.Богатые гости Хара-хана в испуге разбежались, а охотника бедняки выбрали на место Хара-хана и весь байский скот поделили между собой.

Хакасская сказка - Волшебный чатхан

Давным-давно жил старик пастух. Звали его Чатхан. Много скота было у хана. Много было и пастухов. Трудная служба у пастуха: одни заботы, и совсем нет радостей.

Долго думал Чатхан, чем бы облегчить жизнь пастухов, и придумал: сбил из дощечек длинный и узкий ящик, натянул на нем волосяные струны и начал играть на них. По вечерам к нему приходили послушать музыку пастухи. Так красиво звенели семь волосяных струн, что у людей сладко замирало сердце, птицы складывали крылья в полете, звери останавливали свой бег. Очарованные рыбы замирали в реках и озерах, в степи слушали волшебную музыку табуны коней. Легкой стала работа пастухов. Стоило разбиться стаду, как Чатхан брал свой музыкальный ящик, трогал струны, и стада снова собирались. Чатхан один управлялся с бесчисленными стадами хана.

Однажды случилась беда. О волшебном инструменте узнали одноглазые разбойники. Они пришли из-за гор, убили старика, унесли музыкальный ящик, угнали скот бедняков. Только ханские стада остались в степи.

Был у старика внук. Рос он не по дням, а по часам. Когда подрос, сказал матери:

— Сделайте мне лук и стрелы.

Мать сделала ему лук из табылки, нарезала из тальника стрелы. Хорошим стрелком стал внук Чатхана. Направо пустит стрелу — тридцать птиц падает, налево пустит — сорок птиц убивает. Мать строго-настрого запретила сыну ходить за большую гору. А мальчику любопытно, что же там есть, за высокой горой. Однажды он поднялся на вершину и увидел возле

пещеры большой дом без окон. Мальчик подкрался к дому и прислушался. За стеной людские голоса, как пчелы, жужжали. Один говорил:

— Нужно яловую кобылицу вызвать. Третий предложил:

— Хорошо бы яловую корову и яловую овцу заколоть.

Вдруг в доме все притихло и послышалась чудесная музыка. Закачались леса, затрепетали на деревьях листья. Легко и весело стало кругом. Заржала кобылица, замычала корова, заблеяла овца. Они подбежали прямо к дому и остановились. Мальчик спрятался за большой камень и стал смотреть, что будет дальше.

Из дома вышли семь черных людей. На левой половине головы у них было по одному глазу. Вместо лиц был один огромный рот с двумя клыками. Они зарезали животных и стали носить в дом мясо.

Давно не ел мальчик домашних животных. Он протянул из-за камня стрелу и наколол наконечником конскую, коровью и овечью грудинки. Одноглазые разбойники ничего не заметили.

Мальчик притащил свою добычу матери. Сильно она обрадовалась, так как тоже давно не ела мяса. Скот ведь остался только у хана, а у пастухов ничего не было.Но когда мать узнала, куда ходил сын и откуда достал грудинку, она опечалилась и сильно поругала его.

— Эти разбойники убили твоего деда. Я боюсь: не было бы новой беды. Зачем ты туда ходил? — сказала мать.

— Ничего не бойся, — ответил мальчик.

На другой день он взял лук и стрелы и снова отправился за гору.

Подкрался дому и стал прислушиваться. В доме сильно спорили.

— Кто съел грудинку? — спрашивал один.

— Сам, наверное, и съел, — отвечал другой.

— Ни коровьей, ни бараньей грудинки не было, вы всё потихоньку съели, — говорил третий.

— Все вы ничего не понимаете. Вырос внук Чатхана. Это его рук дело. Надо убить его,

Выбежали одноглазые из дома, спешат, толкаются. Были они почти совсем слепые. Взялись за руки и пошли с горы.

Мальчик переждал немного и пробрался в дом. Перед дверью он вырыл глубокую яму, прикрыл ее ветками, присыпал ветки землею. После этого он взял инструмент деда и заиграл.

Одноглазые услышали и побежали обратно. Только кинулись к двери, как все провалились в яму. Мальчик всех их камнями побил, а яму закопал.

Взял он чудесный ящик и заиграл на нем. Открылась пещера, заржали кони, замычали коровы, заблеяли овцы. Пошел мальчик с горы, перебирая струны, а за ним шли стада.

Мальчик играл на чудесном инструменте и пел им о злых ханах, о добрых и могучих богатырях.

С тех пор в народе волшебный ящик назвали чатхан в честь старика, а мальчика прозвали Хайджи.

*(Табылка — таволожник.)

*(Xайджи — народный певец.)

Два брата - Хакасская сказка

Жили-были два брата: один бедный, другой богатый. Однажды пришел богатый брат к бедному и говорит:

— Иди ко мне работать. Как отработаешь день от солнца до солнца, так мешок хлеба получишь.

— Ладно, — согласился бедный брат. Проработал день от зари до зари, пришел плату получать.

— День, — говорит, — кончился. Плати.

— Нет, день еще не кончился, — ответил богатый. — У солнца младший брат есть, видишь, на небе светит? Вот когда месяц зайдет, приходи.

Проработал бедный брат всю ночь. Перед тем как солнцу взойти, пришел домой, взял мешок с распоро-тым дном и внизу к нему второй мешок подставил. Приходит к богатому брату.

— Постой-ка… Да ведь у тебя, кажется, два мешка? — спросил богатый брат.

— Если у солнца есть младший брат, так почему бы мешку младшего брата не иметь? — ответил бедный.

Делать нечего. Пришлось богатому два мешка зерна отдать — перехитрил его бедный брат.

Как бедняк бая обманул - Хакасская сказка

Бай Сатин считал себя самым умным и самым хитрым на всю округу. Как-то пошла по улусам молва, что появился пастух, который всех богатых обманывает.

— Не знаю, как он других обманывает, но меня ему не обмануть, — сказал бай Сатин, и все, кто сидел в его юрте, ел и пил за его столом, закричали:

— Куда ему тягаться с мудрым Сатином!..

Бай довольно разгладил бороду и приказал батраку разыскать и привести бедного пастуха.

В это время мимо юрты как раз проезжал Айдолай на своей кляче.

— Эй ты, — крикнул бай, — ты, говорят, всех бсга-тых обманываешь!.. Попробуй обмануть меня, бая Сатина…

Оглянулся пастух на бая и его гостей и молча едет дальше, клячу свою плеткой поторапливает.

— Боится, — захохотал бай. — Еще не родился тот человек, кто бы меня обманул.

— Обмануть тебя ничего не стоит, — ответил пастух. — Только я сейчас тороплюсь. Красное озеро, что в трех километрах от твоей юрты, за ночь высохло, я спешу рыбу собрать, на зиму запас сделать… Вот на обратном пути я тебя обману, если захочешь.

Услышали гости о рыбе и кинулись к своим коням, а бай закричал на батраков:

— Чего смотрите, берите мешки, запрягайте подводы, несите лопаты!

Немного времени прошло. Из улуса по дороге к озеру поскакали всадники, помчались подводы. Обогнали пастуха Айдолая, а озеро как было, так и есть.

Даже как будто в нем после осенних дождей еще прибавилось. Стоят все и не поймут ничего. Смотрят, а Айдолай по дороге мимо едет, ни на кого не смотрит.

— Эй ты, врун на сивой кляче, какая мать тебя родила? Какой отец человеком вырастил?..

— закричал ему бай.

— Зачем ругаешься? Ведь ты сам просил, чтобы я тебя обманул, — сказал бедняк пастух и проехал мимо.

С тех пор рассказывают в народе, как мудрый бедняк проучил хвастливого бая.

Как мальчик заставил смерть на себя работать - Хакасская сказка

Жил-был мальчик-сирота. Плохо жил, со дня на день еле-еле перебивался. Однажды сказал он сам себе: «Пойду-ка я куда-нибудь, наймусь в работники. Может, хорошо жить начну». И вот пошел. Попалась ему речка, и он направился вдоль нее по берегу. Шел, шел и видит: под ногами батожок валяется — красивый. Мальчик взял его и пошел дальше. Подошел к развилке. Одна дорога идет налево, другая — направо. Подумал мальчик и решил направо идти, а батожок говорит:

— Не ходи по правой дороге: смерть тебе встретится. Если пойдешь по левой дороге, бая с семью дочерьми встретишь.

Мальчик пошел по левой дороге. Вскоре байское жилье попалось. Заходит мальчик и видит: сидит толстый бай с женой и семью дочерьми. Бай с женой старые, а дочери молодые и красивые.

— Куда идешь, что надо? — спросил бай.

— Иду, работу ищу.

— Нанимайся ко мне. Есть у меня работа. Но одно условие тебе ставлю. Если управишься с работой, сколько хочешь платы проси. А не управишься, я тебя изобью и выгоню.

Некуда мальчику деваться. Согласился он год у бая работать. Мальчику во всем батожок помогал. Что бы ни сказал бай, все делалось.

Младшая дочь очень мальчику понравилась, и он по душе ей пришелся.

Год прошел. Настало время плату получать. Бай спрашивает мальчика:

— Что дать — денег или одежды?

— Отдай мне на работу свою младшую дочь, — ответил мальчик.

Рассердился бай, приказал мальчика избить и ня с чем выгнать. Мальчик взял свой батожок и пошел правду искать. По дороге встретил дряхлого старика. Идет старик, спотыкается, а зубы у него во рту молодые, как у волка.

— Что ты, дедушка, и куда идешь?

— О, о, мальчик, я Смерть. Иду к богам, чтобы узнать, кого мне есть.

— А где они — боги? — спросил мальчик.

— Очень далеко боги. Устал я, пока иду, а еще и половины не прошел. Надо все прямо по этой дороге идти, пока лестница на небо не встретится. Эта лестница прямо к богам и приведет. Но и по ней путь долог. Очень она высокая, не знаю, как и доберусь.

— А зачем тебе идти, мучиться? Ты садись и отдыхай. Я за тебя сбегаю.

— Ладно, сынок, сходи…

Пошел мальчик, и все так было, как Смерть рассказала. Взобрался он на небо и видит: все там, как на земле, только теплее. Трава круглый год зеленая и не вянет, листья с деревьев не падают, белые цветы растут, и юрты больше, чем на земле. Зашел мальчик в самую нарядную юрту и видит: сидят за столом десять богов и большие книги просматривают.— Меня к вам Смерть послала. Кого ей есть, спрашивает, — сказал мальчик.

— Пусть три года ест она худых стариков, — ответили боги и отпустили мальчика.

Жалко стало мальчику стариков. «Раз старик худой, значит, бедный, — подумал мальчик, — зачем бедного человека жизни лишать?» Спустился мальчик на землю и пошел. На батожок обопрется — сразу пять земель за спиной оставляет.

За один день мальчик в оба конца сбегал. Пришел к Смерти и говорит:

— Боги сказали, чтобы ты три года древесную кору в тайге ела.

Повздыхал старик — делать нечего. Отправился в тайгу.

Через три года мальчик опять Смерть встретил. Идет старик едва живой. Увидел мальчика, заохал, стал жаловаться:

— Зубы я об эту кору обломал, живот испортил… За что боги на меня рассердились?

— Ничего, дедушка, может, на этот раз боги добрей будут. Ты посиди, отдохни, я к ним сбегаю.

Пришел мальчик к богам и говорит:

— Смерть от стариков сама чуть не умерла. Зубы обломала, живот испортила. Кого ей теперь есть?

— Пусть она теперь три года детей ест, — сказали боги и отпустили мальчика.

Жалко ему стало детей, вернулся он к Смерти и сказал ей:

— Я передал богам жалобу. Они сказали, чтобы ты три года водоросли ела. Они мягкие и сочные.

Прошли и эти три года. А вместе шесть лет миновало, и никто из людей в степи не умирал. А мальчик ходит себе с батожком, все правду ищет.

Всю землю обошел — нет правды. Вот на дороге снова старика встречает.

Идет старик, распух весь, позеленел от водорослей. Увидел мальчика, стал жаловаться:

— Совсем меня боги решили уморить. Сил больше нет. Видно, мне пришло время умирать…

— Ты посиди, на солнышке погрейся, а я на небо сбегаю, твои жалобы передам, — сказал мальчик, а сам подумал: «Правды я не нашел, так хоть Смерть из-Ееду».

— Нет, — ответил старик. — Я сам к богам схожу. Пусть посмотрят, какой я стал.

Пошел старик по дороге, а мальчик впереди него отправился. Дошли до лестницы, стали наверх взбираться. Проползет Смерть немного и сидит отдыхает. Когда Смерть отдыхала, мальчик тоже останавливался.

Была у него табакерка с табаком. Как остановятся они, так мальчик табак нюхает.

Старик спрашивает:

— Что ты ешь, мальчик?

— Да вот тут у меня сушеное человечье мясо. Я и закусываю потихоньку.— Дай мне поесть. Совсем я ослаб…

— Дать можно. Почему не дать! Но ведь ты, дедушка, не достанешь так, как я у тебя пальцы толстые. Обратись в комара, залезь в табакерку и кушай сколько хочешь.

Старик так и сделал. Влез в табакерку, а мальчик ее крышкой закрыл и спустился на землю. Сел и думает, что дальше делать.

Батожок ему говорит:

— Иди теперь к хану. Там у него все баи пируют, и твой бывший хозяин с ними. Там ты свою правду найдешь.

Пошел мальчик к хану. Обопрется на батожок — сразу десять земель за спиной оставляет. Пришел он в улус хана, в самую большую юрту.

Пир у хана богатый был. Толстый бай тоже пировал. Увидел мальчика и зашептал хану:

— Гони этого чертенка. От него горя наберешься.

Старик в табакерке услыхал запах пищи, завозился, пищит тонким голоском так, что один мальчик слышит:

— Выпусти меня поесть, — я для тебя что хочешь сделаю.

А хан тем временем грозно мальчика спрашивает:

— Ты кто такой? Откуда пришел?

— Пришел я к тебе как к главному в степи — правду искать. Обманул меня вот этот человек. — Мальчик на толстого бая рукой показал. — Прикажи ему заплатить за мою работу тем, что я сам выбрал.

Рассердила хана дерзость сироты, приказал он гнать его и палками бить.

Тогда мальчик зашептал в табакерку:

— Я тебя, дедушка, выпущу, только ты всех толстых людей, которых увидишь в юрте, должен съесть.

— Съем, съем… всех съем, — застонал старик. Кинулись ханские слуги к мальчику, а он открыл табакерку, вылетел из нее комар, ударился об пол и обратился в Смерть.

Кинулась Смерть подряд жирных баев глотать. Хану первому конец пришел.

Много было батраков у хана. Мальчик всех отпустил. У кого не было одежды — того одел. У кого не было денег — тому дал деньги. Весь ханский скот поровну поделил. С тех пор началась в степи счастливая жизнь.

Еще Хакасские сказки в формате.doc бесплатно

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ХАКАССКИЕ СКАЗКИ

Среди многих жанров устного народного творчества особое место занимает сказка. Сказка самый распространенный жанр хакасского фольклора.

Сказка – один из самых древних видов народной художественной прозы и как жанр определяется так: « Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события и отличающиеся специальным композиционно – стилистическим построением.

Мудрая сказка, созданная людьми, учит их затем из поколения в поколение правильному пониманию мира, мудрости. Народ – педагог умело использовал сказку для воспитательных целей. Хакасский фольклор создан трудовым народом: пастухами, охотниками, рыбаками, земледельцами. Поэтому неудивительно, что в сказках даны нравственные законы трудового народа, а в основе лежит труд, дружба, взаимовыручка, честность, доброта. Народ создал сказку, и среди них есть особо искусные сказители – мастера устного рассказа – хайджи и нымахчи. Хайджи и нымахчи являлись собирателями и хранителями народной поэзии. Вечерами они рассказывали сказки, легенды, сказания и пели песни. При знакомстве детей с хакасскими народными сказками мы считаем, необходимо знакомить детей с хайджи.

Хакасские сказки учат из поколения в поколение правильному пониманию мира, мудрости. Сказку использовали для воспитательных целей. Использование сказки, пословицы, легенды в работе с детьми всех возрастов способствует воспитанию в детях чувства справедливости, добра, сочувствие, отраженной в фольклоре, что открывает ребенку совершенно новый мир, обогащает ребенка, развивает навыки разговорной речи.

Воспитательное воздействие на детей оказывает в тот момент, когда они слушают и понимают смысл сказки.

Использование сказки, легенды, пословицы в работе с детьми всех возрастов способствует воспитанию в детях чувства справедливости, добра, сочувствия, сопереживания, знакомству с системой образности, отраженной в фольклоре, что открывает ребенку совершенно новый мир, обогащает ребенка, а так же развивает навыки разговорной речи. Закладывается в нем стремление к прекрасному. И благодаря сказкам у ребенка развивается образное мышление и память.

С помощи сказки ребенку легче объяснить понятие нравственности: что такое добро, а что такое зло. В сказке «Два брата», «Беда», описано, что именно добро всегда побеждает зло. Сказки подразделяются на волшебные, бытовые и о животных. Часто в сказках о животных рассказывается простодушие и нехитрые истории о проделках лисы и волке, цапле и журавле, перепелке и лисе, Адычахе и Кечохе. Сказки о животных раскрывают про животных об их образе жизни и повадках, а также о многих интересных особенностях поведения животных. Трудолюбивый, скромный хакасский народ всегда ненавидел тех, кто пожинал плоды чужого труда, называли их лежебоками, тунеядцами – «Батрак Торсых», «Волшебный чатхан», «Волшебный петух». Осуждает народ грубиянов, хвастунов, невежд, людей заносчивых, страдавших чрезмерным и нечем не оправданным самомнением - «Два брата», «Кресен», «Бай и охотник». Каждая сказка несет в себе скрытый поучительный момент.

В бытовой сказке «Бедный охотник» рассказывается быт хакасского охотника, народа. Изображается мечта народа о светлой жизни, представления о счастье, любви в которой царит справедливость.

При изложении содержания сказки воспитатель старается свое видение мира слить с видением героев, по - своему перевоплощаясь в каждого из них.

Для того чтобы дети смогли оказаться в сказочном мире, в котором живут сказочные герои, мы используем игры – драматизации, так как драматизация или инсценировка текста способствуют пониманию характеров героев, мотивов их поведения. Для театрализованных игр изготавливаем различные костюмы. Дети, надевая костюмы, учатся перевоплощаться в героев сказок и на примере которых детям легче объяснить отдельные черты характера людей. Например: хитрый как лиса; злой и доверчивый как волк; сильный как медведь; ну и трусливый как заяц. Воспитанники очень любят ставить хакасскую сказку «Мелей», похожую на русскую сказку «Рукавичка» или «Теремок». Где героями сказки являются все лесные звери: лиса, волк, заяц, медведь, перевоплощаясь в героев сказок, дети от имени героя рассказывают о своем внешнем виде, характере, о том, что умеет и знает.

При работе со сказкой, дети обогащают свой словарный запас, работают над правильным произношением звуков и развивают самостоятельную речь. Сказки помогают в развитии диалога между детьми. Сказка помогают осваивать нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.

Через сказку знакомим детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Сказка наш друг и помощник, именно она помогает нам найти ту важную дорожку к сердцу ребенка, и именно с помощью сказки дети легко осваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.

Литература:

    Ломакин, Г. Р. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем. - М: Центрполиграф, 2010.

    Шорохов, О. Л. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ГЦ Сфера, 2006.

    Фестивали творчества инвалидов. Опыт и перспективы. - М: ВОН, 2000.

    Хакасские народные сказки. Перевод Балтера. – Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного изд-ва,19.- 144с.