Какой расход бензина зил 130. Какой можно сделать вывод

Почти каждому жителю России и стран ближнего зарубежья знаком характерный облик грузового автомобиля ЗиЛ-130 с кабиной, окрашенной в цвет морской волны. В СССР машина считалась эталонным образцом грузовика средней грузоподъемности.

Универсальность и надежность конструкции позволили использовать шасси для всевозможных транспортных средств – начиная от самосвалов и заканчивая автобусами.

История создания

Работы по созданию перспективного грузовика, предназначенного для замены ЗиС-150, начались на автозаводе имени И.В. Сталина в 1953 году. Проект машины обозначался ЗиС-125 или 150М. Работами руководили А.М. Кригер и Г.А. Феста. Первый опытный экземпляр с грузоподъемностью 4 тонны был собран к 1956 году уже под обозначением ЗиЛ-130.

Доводка машины и двигателя заняла более года, а в 1957 году техническое задание подверглось корректировке – автомобиль ЗиЛ-130 планировалось применять не только как грузовик, но и в варианте тягача. Доработанные машины с новым силовым агрегатом вышли на испытания в 1959 году.

К этому же времени относится и разработка окончательного дизайна кабины грузовика, который был создан ведущим художником завода ЗиЛ Т.П. Киселевой.

В очертаниях кабины чувствуется влияние американского грузового автомобилестроения 50-х годов прошлого века.

Именно для грузовиков из США были характерны использованные на ЗиЛ-130 панорамное стекло, конструкция и форма крыльев, а также общее решение радиаторной решетки.

Мелкосерийное производство началось осенью 1962 года, а массовое – только осенью 1964 года, когда новый грузовик полностью вытеснил с конвейера ЗиЛ-164А. Производство грузовиков шло нарастающими темпами, и в 70-е годы завод ежегодно выпускал до 200 тыс. машин на базе ЗиЛ-130.

С начала 1986 года завод ЗИЛ перешел на новый стандарт обозначения моделей и 130-й, пройдя очередную модернизацию, стал обозначаться ЗИЛ-431410. Машина продержалась на конвейере московского завода до конца 1994 года. Автомобильный завод в Новоуральске выпускал грузовики под маркой АМУР вплоть до 2010 года.

Описание конструкции

Грузовик ЗиЛ-130 представляет собой конструкцию капотного типа с задними ведущими колесами и грузоподъемностью от 5,5 т (ранние версии) до 6,0 т (последние модели).

Основой машины является клепаная рама из лонжеронов швеллерного профиля и поперечных усилителей.

Подвески мостов зависимого типа на листовых рессорах. Передний мост оснащен телескопическими амортизаторами, задний – подрессорниками.

Двигатель

Первые опытные грузовики ЗИЛ-130 комплектовались 6-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем модели Э130. Мотор имел V-образную форму с прямым углом развала блоков. При рабочем объеме 5,2 литра ожидалась мощность до 135 л.с., однако, на испытаниях агрегат не смог развить более 121 силы.


Мощность в 130 л.с. удалось получить на модернизированной версии 1Э130. Параллельно шли работы по доработке рядного нижнеклапанного мотора ЗИЛ-120, из которого удалось выжать те же 130 сил.

Изменение технического задания в части увеличения тягового усилия грузовика повлекло за собой необходимость применения моторов с мощностью не менее 150 л.с. Это требование поставило крест на дальнейших работах над «шестерками», и конструкторы переключились на разработку V-образного 8-цилиндрового агрегата модели 3Э130 с рабочим объемом 6,0 литров.

Опытные образцы появились в 1958 году и развивали мощность до 151 л.с.

Моторы после доработок пошли в серийное производство в 1959 году под обозначением ЗиЛ-130 и имели 148 л.с. (первые годы выпуска).

Мотор подвергался многочисленным изменением и использовался вплоть до снятия грузовика ЗиЛ-130 с производства. В качестве топлива применялся бензин А-76 (в том числе и этилированный). Средний расход топлива на грузовом ЗиЛ-130 составлял 28-30 л/100 км.

Газобаллонный вариант ЗиЛ-138 (на сжиженном газе) обладал увеличенной степенью сжатия, за счет чего развивал 150 л.с. Версия для работы на сжатом газе имела обозначение 138А и развивала 120 сил.


С 1974 года выпускалось шасси для самосвала 130К и грузовик ЗиЛ-130АН, оснащенные рядным 6-цилиндровым нижнеклапанным 110-сильным мотором, созданным на основе 157-й модели. Мотор имел ряд доработок, связанных со спецификой конструкции грузовика.

Поставлявшие на экспорт автомобили ЗиЛ-130 комплектовались 140-сильным дизелем Perkins 6.345 или 125-сильным Valmet 411BS и 137-сильным Leyland.

Моторы имели рядную 4- или 6-цилиндровую схему.

Гидравлика

Гидравлическая система на бортовом грузовике ЗиЛ-130 отсутствует. Привод от гидроцилиндра применяется для разгрузки кузова на самосвалах. Давление в магистрали создается дополнительным шестеренчатым насосом, расположенным на коробке отбора мощности.

Трансмиссия

Грузовик ЗиЛ-130 получил коробку, аналогичную по схеме с использовавшейся на ЗиС-150. Коробка имеет пять скоростей переднего хода, с синхронизаторами на четырех высших передачах. Повышающей передачи нет, пятая скорость является прямой. Сцепление сухого типа, имеет один диск и оборудовано механическим приводом.


Для комплектации тягачей и самосвалов предполагалось оснащение их двухскоростным задним мостом, с возможностью переключения передач шлицевой муфтой. Узел не удалось довести до стадии серийного производства. Все варианты ЗиЛ-130 комплектовались односкоростным задним мостом двухступенчатого типа.

Рулевое управление

Рулевой механизм грузовика построен по принципу винта и гайки и оснащен гидравлическим усилителем с приводом от насоса, установленного на двигателе. Рулевая колонка жестко устанавливалась в кабине.

Рулевой вал соединялся с редуктором карданным валом. Версии для стран с жарким климатом комплектовались радиатором для охлаждения рабочей жидкости. Рулевое колесо пластиковое, оснащено тремя спицами.

Электрическая система

Грузовик оснащен системой постоянного тока с напряжением 12 вольт, с подсоединением отрицательного полюса на кузов. На двигателе монтировался генератор с мощностью от 225 до 1260 Вт (в зависимости от года выпуска и модели).

Аккумулятор установлен в нише под кабиной.

Армейские варианты оснащались водостойким и герметизированным оборудованием.

Тормозная система

Рабочие тормоза грузовика ЗиЛ-130 барабанного типа, с пневматическим приводом. В состав пневматической системы входил 2-цилиндровый компрессор и система из двух ресиверов емкостью по 20 л. Компрессор имеет привод ремнем от шкива коленчатого вала и подключен к общей системе смазки и охлаждения двигателя.


Стояночный тормоз ранних машин управлялся рычагом в кабине и воздействовал на механизм барабанного типа, размещенный на выходном валу коробки передач. На задней поперечине рамы рядом с буксировочным прибором расположен выход для подключения пневматических тормозов прицепа.

На машинах ЗиЛ-130-80 стал применяться раздельный привод на передний и задний мост с дополнительным регулятором тормозных усилий.

В системе стали применяться четыре ресивера.

Для привода стояночного тормоза стала применяться отдельная пневматическая система, которая одновременно являлась аварийной. Стояночный тормоз включался краном из кабины. Барабан ручного тормоза с вала коробки был убран.

Кузов и кабина

Кабина двухдверная, трехместная, цельнометаллической схемы, оборудована системой отопления, очистки ветрового стекла, опускаемыми стеклами дверей и поворотными форточками. На крыше ранних машин имелись два вентиляционных люка, от которых постепенно отказались. Характерной внешней чертой ранних машин (до 1974 года) является отсутствие повторителей поворота на крыльях.


На гражданских машинах использовалось цельное ветровое стекло, на машинах для армии мог устанавливаться вариант из двух половин (унифицированный с ЗиЛ-131).

На кабинах применялись два вида облицовки радиатора:

  • Раннего типа (до ноября 1978 года), с верхним расположением фар и крупными продухами радиатора;
  • Поздний вариант, с установленными ниже фарами и мелкими прорезями воздуховодов.

Бортовая платформа грузовика деревянная с металлической усилительной оковкой. Стандартная платформа имела два борта по бокам, удлиненная на ЗИЛ-130ГУ – три. Под полом платформы устанавливался ящик для инструмента.

Технические характеристики в сравнении

Параметр ЗиЛ-164 ЗиЛ-130 КАЗ-608 (седельный тягач)
Грузоподъемность, кг 4000 6000 (14400 в варианте седельного тягача) 15500
Тип двигателя Бензин, 6-цил. Бензин, 8-цил. Бензин, 8-цил.
Мощность, л.с. 97 150 150
Вес снаряженного, кг 4100 4300 4000
Максимальная скорость, км/ч 75 85 80
Расход топлива л/100км 27 28…32 41…46

Как видно из технических характеристик ЗИЛ-130 достойно выглядел на уровне своих конкурентов.

Применение

Грузовики и шасси ЗиЛ-130 широко применялись в народном хозяйстве. На основе машины производились автобусы (марки «Таджикистан»), самосвалы, цистерны, развозные и технические фургоны. Большое количество шасси ЗиЛ-130 шло на создание пожарных автомобилей – автоцистерн, рукавных машин, насосных станций.


Для поставок в Советскую Армию предназначалась модификация ЗиЛ-130Е, имевшая ряд узлов электрооборудования от 131-й модели. В состав оснащения входили дополнительные канистры с емкостью 10 и 20 литров, набор шанцевого инструмента, светомаскировочные колпаки на фары головного света.

Под заказ устанавливались борта увеличенной высоты с возможностью установки дуг для тента. На правый лонжерон мог устанавливаться второй топливный бак, рассчитанный на 170 литров бензина.

Модернизации

За годы производства машина ЗиЛ-130 прошла три крупные модернизации, после которых менялось обозначение базовой модели:

  • 1966 года – обозначение сменилось на ЗиЛ-130-66;
  • 1976 года – на ЗиЛ-130-76;
  • 1984 года – на ЗиЛ-130-80 (по данным справочников НИИНавтопром внедрение модели произошло в 1981 году).

При модернизации 1966 года удалось увеличить ресурс машины до 200 тыс. км (до первого капитального ремонта), увеличить мощность мотора до 150 сил. В конструкции внедрили ряд усовершенствований, направленных на улучшение характеристик автомобиля.


Версия 1976 года имела ресурс 300 тыс. км и увеличенную до 6 т грузоподъемность. Грузовики модели 130-80 оснащались улучшенной тормозной системой, экономичным карбюратором и рядом других усовершенствований.

На филиале ЗиЛ в Чите собирался северный вариант ЗиЛ-130С, который оснащался лебедкой, с приводом от коробки передач. Машина предназначалась для эксплуатации при температуре до -60°С. Машины красились в яркие оранжевый или красный цвета, а также в армейский «хаки».

С 1973 года грузовики и шасси ЗиЛ-130 имели Государственный Знак Качества СССР, который подтверждал высокие характеристики продукции.

На сегодняшний день грузовики ЗиЛ-130 устарели, и постепенно списываются из-за износа конструкции и значительного расхода топлива.

Остающиеся экземпляры переоборудуются путем замены бензинового двигателя на дизельный агрегат (как правило, изделие Минского моторного завода Д-245). Грузовики ранних выпусков являются большой редкостью и стали предметом коллекционирования.

Видео

ЗИЛ-130 – советско-российский грузовик, выпускаемый в период 1962-2014 г. Данная модель стала одной из самых популярных грузовых машин советской эпохи. Автомобиль получил большое количество модификаций, предназначенных для гражданских и военных нужд. В частности, есть модификация с грузоподъемностью 6 тонн. При этом ЗИЛ-130 является типичным среднетоннажным грузовиком, который располагается между моделями ГАЗ-3 и более мощным и тяжелым грузовиком МАЗ-500. ЗИЛ-130 является преемником устаревшей модели ЗИЛ-164. Примечательно, что в 1986 году машина получила новый стандартизированный индекс – ЗИЛ-431410. Версия ЗИЛ-130 оснащалась задним приводом, однако на базе этой машины выпускали и полноприводные грузовики.

Навигация

ЗИЛ-130 двигатели. Официальная норма расхода топлива на 100 км.

  • 6,0, 150 л. с., 402 Н/м, V8, 16 клапанов, 90 км/час, расход – 32 л/100 км.

ЗИЛ-130 отзывы владельцев

  • Руслан, Ленинградская область. Мощный и грузоподъемный автомобиль, который я никогда не забуду. ЗИЛ-130 – это мой первый опыт вождения на грузовике. Машина 1993 года выпуска, я ездил на ней до 2000 года. Пять лет мне хватило, чтобы ощутить на себе все достоинства этого легендарного авто. Безусловно, это достаточно тяжелая железка, это ведь вам не Жигули. Я говорю к тому, что ремонт такого грузовика одному будет затруднителен, поэтому у меня на этот случай всегда был помощник. Машина очень тряская и шумная, и абсолютно неуправляемая и разгруженном состоянии. Зато в груженном состоянии ЗИЛ-130 как бы реабилитируется, и становится устойчивым на любом дорожном покрытии. Более того, если в теории максимальная грузоподъемность составляет 6 тонн, тогда на практике можно, не опасаясь, загружать 8 тонн. Автомобиль едет мягко, а двигатель вообще не чувствует тяжести груза, зато кушает намного больше (в груженном состоянии). Расход топлива 30-35 литров на 100 км.
  • Андрей, Ярославль. У меня ЗИЛ-130 1995 года выпуска. Для своих лет машина на удивление хорошо управляется, особенно в груженном состоянии. На максимальной скорости управлять легко – руль наливается приятно тяжестью, и за счет этого можно контролировать автомобиль. Кстати, в стоячем положении (при старте с места) управлять гораздо сложнее, так как руль поначалу чересчур легкий. А что касается комфорта, его по сути нет – и в том, и в другом случае. Когда возвращался на базу, у меня внезапно полетел ремень гидроусилителя. Но я продолжал ехать, несмотря ни на что, и особо не парился, ведь дорога была в основном прямая. А когда дело дошло до маневров, то на каждый поворот (без ГУРа) уходило минуты 2-3. Было такое ощущение, как будто я оказался в танке. Безусловно, у 130-го есть неоспоримые достоинства – это отличная обзорность. Однако перед капотом большая мертвая зона, но на это можно посмотреть с положительной стороны – массивный и длинный капот повышает безопасность при лобовом столкновении. По проходимости ЗИЛ-130 нередко подводит, особенно в раскисшем грунте или в глубоком сугробе. Все из-за слабого двигателя, который выдает всего 150 лошадиных сил. Сложные препятствия лучше преодолевать на разгоне. Я скажу так – опорожненный грузовик плохо едет по бездорожью, а в груженном состоянии намного лучше. Машина потребляет в городском цикле 30 литров, на бездорожье получается 35 литров. На трассе грузовик расходует 25 л.
  • Игорь, Кировск. Когда-то это был мой кормилец. Машина 1992 модельного года, с оригинальными КПП и ДВС. Под капотом бензиновый мотор объемом 6 литров, мощность 150 лошадиных сил. Проходимость на уровне классических грузовиков того времени, ничего сверхъестественного, ведь это заднеприводная машина. Этот грузовик я долго не хотел продавать, так как на новую машину денег не хватало. А деньги нужны были, семью на что-то кормить. Возил на ЗИЛе дрова, песок, щебень и другие сыпучие материалы – выполнял заказы строго по графику, что закажет клиент то и привезу. Грузоподъемность щебня 15 кубов – отличный показатель. Расход топлива в районе 30 литров. А друзья мои эту машинку неоднократно ругали, а я все равно купил. И все же, рано или поздно пришлось продать. ЗИЛ постоянно сыпался и нуждался в регулярном обслуживании. Продал его и купил более современный КамАЗ с мерседесовской кабиной.
  • Максим, Тверская область. Вначале у меня был ГАЗик, то еще ведро. По сравнению с ним ЗИЛ-130 более надежный и управляемый. Купил его в 1999 году, с пробегом 70 тысяч. Работаю до сих пор, это для меня основной источник дохода. Машина потребляет максимум 40 литров, причем в груженном состоянии. Можно грузить вплоть до 8 тонн, хотя в официальных данных указывается 8 тонн. Автомобиль очень мощный и тяговитый, но им сложно управлять в городе. С места водителя неплохая обзорность. Рабочая лошадка на каждый день. Качество изготовления – времен СССР, тогда делали на века. Кабина трехместная, но втроем сидеть тесно, лучше вдвоем.
  • Виктор, Саратов. Просторный и грузоподъемный автомобиль, универсальный и очень большой грузовик для рабочих нужд. Настоящий трудяга, но я к нему долго привыкал. ЗИЛ-130 у меня с 2005 года, покупал машину 1990 модельного года за 80 тысяч рублей. Запчасти просто копейки, и по ремонтопригодности автомобиль не вызывает проблем. То же самое касается рентабельности и окупаемости. Этот грузовик недолго застаивается на рынке, его раскупают словно пирожки. Мне он понадобился для перевозки продовольствия. Грузоподъемность 5-6 тонн. Расход топлива 30-35 литров 92-го бензина. Ремонтирую сам или с помощниками, в зависимости от серьезности поломки.
  • Борис, Белгород. В советские годы в моей жизни было много чего интересного, и есть что вспомнить, в том числе и про советский ЗИЛ-130. Автомобиль крепкий и не требует больших финансовых затрат. Под капотом оригинальный восьмицилиндровый мотор на 150 лошадиных сил. Рабочий объем шесть литров. Машина была способна перевозить по 5-6 тонн груза. Я работал с песком, щебнем и прочими сыпучими материалами. Мы установили рессоры от бензовоза ЗИЛ (полуприцеп), что позволило еще больше увеличить грузоподъемность. В остальном – дело привычки. Отмечу шумный и некомфортный салон, сидишь словно на табуретке. Силовой агрегат бензиновый, лучше бы поставили дизель, от него больше толку. Расход топлива нередко доходит до 40 литров. В этой ситуации радует только поддержка 92-го бензина. Двигатель не любит высокие обороты, но обладает отличной тягой. Кстати, на малых оборотах можно сэкономить немного литров бензина. А вот на максимальной скорости ЗИЛ ест топливо, как слон. Модель 1991 года выпуска. Старый трудяга еще на многое способен.
  • Олег, Харьков. Экономичный и неубиваемый грузовик, который актуален по сей день. Весьма комфортный и недорогой в длительной эксплуатации. У него невысокая грузоподъемность – 5-6 тонн, но это не самый плохой показатель для среднетоннажного грузовика. В техобслуживании могут возникнуть проблемы только с дефицитом некоторых запчастей, которые стоят недорого. На бензиновом моторе на большие расстояние, увы, дальние поездки проблематичны из-за высокого расхода. В общем, замечательный автомобиль для небольших перевозок по городу. Для трассы уже надо искать что-то более серьезное, экономичное и современное. У меня машина с 6-литровым 150-сильным мотором, который потребляет 35-38 л/100 км.
  • Сергей, Томск. ЗИЛ-130 – мегагрузовик советской эпохи. Таких было очень много. Я работал на нем в сельской местности. Просто зверь-машина. Мы работали в колхозе, возили зерно по полям, лугам и лесам, по любым плохим и хорошим дорогам в общем. Грузовик ЗИЛ-130 приспособлен для этих условий. Кстати, по полям машина ехала отлично – благодаря энергоемкой и длиноходной подвеске, и высокой грузоподъемности под 6 тонн. Автомобиль демонстрирует первоклассную проходимость в загруженном состоянии, а в опорожненном состоянии уже начинаются проблемы – пробуксовки, нехватка мощности и т. д. В любом случае, многое решает еще и высокий дорожный просвет. Машина неплохо едет по ровной и сухой дороге, здесь вообще все идеально. В груженном состоянии грузовик проедет где угодно, а в пустом – корова коровой, или как повезет. Бензиновый 150-сильный мотор потребляет 30-35 литров. Коробка передач – механическая пятиступенчатая, работает предсказуемо. Кстати, по поводу проходимости еще скажу, что если ехать без груза, то можно намотать на задние колеса цепи, да и на передние колеса не мешало бы. Вот тогда ЗИЛ-130 сможет и в грязи проехать. Но в лес соваться не стоит, а для полевых работ и по трассе – идеальный грузовик времен СССР.
  • Иван, Тамбов. У меня был ЗИЛ-130 1989 года выпуска. Машина-легенда, это в двух словах. А если подробнее, то я расскажу о своем первом опыте, так сказать. Я на ЗИЛе еще учился кататься по полям и бездорожью. По советским меркам грузовик обладал вместительной и комфортной кабиной, несмотря на шум и вибрации (они везде были в то время, и не только в ЗИЛе). В общем, это был первый опыт, а в 2001 году я нашел на вторичке обновленный грузовик с дополнительными опциями – с метановым оборудованием и более мощным двигателем. У 130-го ЗИЛа выше грузоподъемность, чем у советской модели. Машина у меня таскает все, что попадется. Сейчас использую для перевозки четырехметровых дров для их последующей переработки. Машина оснащена шестилитровым мотором, который уверенно тянет даже в горку, и в груженном состоянии. Потребление бензина на уровне 30-35 литров.
  • Антон, Челябинск. Машина в использовании 28 лет, мощная и дешевая в эксплуатации. Навесное оборудование легко ремонтировать, а среди недостатков отмечу 30-35 литров на 100 км. Увы, меньше не получается. Автомобиль очень прожорливый. На этой машине я учился в училище в конце 1980-ых годов. У меня был грузовик с двойным выжимаемым сцеплением и механической трансмиссией с четырьмя передними и одной задней скоростью. Тормоза – двухконтурные. Но главное достоинство – восьмицилиндровый шестилитровый двигатель, который я неоднократно изучал и перебирал. Позже приходилось сдавать на права на ЗИЛ-130. По тем временам автомобиль мне показался легким в управлении. Что касается обслуживания, двигатель и навесное легко поддаются ремонту. Это можно сказать и о навесном оборудовании, которое расположено таким образом, чтобы до него можно было легко дотянуться. Последний мой ЗИЛ-130 был 1987 года выпуска (это третья по счету машина, на которой я ездил). На этом грузовике я уже работал. Автомобиль обладает повышенной грузоподъемностью в 5-6 тонн, механическая коробка работает достаточно четко (по грузовым меркам). Максималка 60-70 км/час, а расход топлива не превышает 35 литров.
  • Константин, Ульяновск. У меня ЗИЛ-130 в кузове самосвал. Машина надежная, с мощным восьмицилиндровым двигателем. В первый раз я вообще думал, что никогда не научусь ездить на этом корыте. Грузовик 1993 года выпуска, а покупал я его в 2008 году – после того, как получил права грузовой категории. Я учился на более современном КАМАЗе, на который мне денег не хватило. Короче, еще повезло, что мне достался экземпляр с родным двигателем. Когда со временем я досконально изучил машину, и столкнулся с множеством проблем и достоинств, я пришел к выводу, что автомобиль вполне годный, но у него есть серьезный скрытый недостаток – он кроется в гидроусилителе. Если в него попадет воздух, его придется выгонять лишь одним способом – подвесить переднюю часть машины, после чего повернуть влево и вправо рулевым колесом. По-другому не получиться. А так автомобиль очень крепкий, если уметь им владеть, так сказать. Я неоднократно успешно выезжал задним ходом на эстакады, и при этом часто приходилось пользоваться тормозами. Увы, работа такая – на работе я вывозил зерно, забирал его из-под сушилки, а потом доставлял его на склады. Кстати, при таких условиях эксплуатации можно столкнуться с выходом из строя тормозных диафрагм. Машина выдает 150 лошадиных сил и жрет много топлива. Хорошо хоть, поддерживает низкооктановое горючее. Максимум получается 35 литров на 100 км.

Зил 130 расход топлива достаточно большой. Ведь ЗИЛ 130 проектировался и создавался в те времена, когда топливо было очень дешевым и его, по большому счету, никто не считал. Однако в настоящее время, в связи с резким повышением цен на бензин, впору задуматься об экономии бензина при эксплуатации данного автомобиля.

Для Зил 130 расход топлива базовый составляет 31 литр на сто километров. Достаточно внушительная сумма получается в денежном эквиваленте. Этот автомобиль имеет восьми цилиндровый двигатель объемом 6 литров и мощностью 150 л.с. и степенью сжатия 6,5 литров. Крутящий момент 402 н*м при 1600-1800 об/мин. Бензин для питания АИ – 76.

Вышеназванный расход топлива ЗИЛ 130 минимальный, в идеальных условиях. Расход топлива возрастает с изменениями погодных условий и состояния машины. Хорошее состояние двигателя, настроенный карбюратор, накаченные шины, использование качественного масла, чистого воздушного фильтра, рабочих свечей и высоковольтных проводов позволяет держать расход топлива в приемлемом состоянии.

Кроме всего прочего у ЗИЛ 130 расход топлива будет зависеть и от окружающих условий. Для этого существует таблица расхода бензина в зависимости от погоды и состояния дорог. Например, зимой, в зависимости от региона расход может возрастать на 5-20 %, в больших городах, из-за пробок, вплоть до 25 %, если используется прицеп, то расход увеличивается на пару литров, если автомобиль старше 5-8 лет, то и расход увеличится на 5-10%.

Расход топлива у любого автомобиля можно снизить правильным вождением автомобиля. Не нужно резко тормозить и ускорятся. Необходимо больше использовать накат. При наборе скорости и торможении вовремя переключайте передачи и если скорость небольшая не используйте повышенные передачи.

Конвейерное производство грузовика ЗИЛ-130 было запущено еще в 1962 году. Тогда модель пришла на смену уже устаревшему ЗИЛ-164. 130-й оказался настолько удачным, что впоследствии выпускался без малого шестьдесят лет подряд, пополняясь новыми модификациями. Сменялись их цифровые обозначения, но в основе по-прежнему был все тот же ЗИЛ-130.

ЗИЛ-130

Норма расхода топлива на 100 км

Классический заднеприводный грузовик имел характеристики, сравнимые с характеристиками большинства зарубежных автомобилей тех лет: 8-цилиндровый V-образный двигатель с мощностью 150 л.с. Максимальная скорость – 90 км/час, грузоподъемность – 6 тонн. Средний расход топлива на 100 км пути – 30 литров бензина.

Отзывы владельцев о расходе топлива

  • Юрий, Новосибирск. ЗИЛ-130 – очень надёжный автомобиль, узлы и агрегаты которого спроектированы с большим запасом. Мощности хватает для перевозки груза, превосходящего по массе паспортные возможности. Но расход топлива огромный и особенно возрастает на гружёном автомобиле. Если на трассе он составляет порядка 30-32 литров, то в городе может легко превысить 40 и больше. Модель 1993 года выпуска.
  • Никита, Нижний Новгород. Владею 130-м уже 6 лет, Что могу сказать — спартанская кабина и приличный расход топлива (порядка 40 литров бензина в лучшем случае). В противовес этому – прочность конструкции, доступность и низкая стоимость запасных частей, что очень важно при постоянной эксплуатации грузовика. В общем, хорошая рабочая лошадка 90-го года со зверским аппетитом.
  • Григорий, Воронеж. Имею большой опыт мелких грузоперевозок. По поводу ЗИЛА-130 — машина действительно хорошая. В смысле техобслуживания недорогая, и в отличие от разной зарубежной техники нет проблем с деталями. Что касается топлива, то на бензине на особо большие расстояния не поедешь (большой расход). Что не говори, а 35 литров по трассе – перебор.
  • Дмитрий, Москва. ЗИЛ-130 1989 года. Просторная кабина, сидеть за рулём удобно. Гружёная машина хорошо ведет себя на трассе или проселке, но дорог, раскисших от дождя, следует опасаться. 6-литровый двигатель кушает ну чересчур много. 30-35 литров – для кошелька весьма ощутимо.
  • Павел, Симферополь. Благодаря высокой ремонтопригодности эту машину можно обслуживать самостоятельно. Конечно, есть и определённые недостатки. Основной – весьма ощутимый по сегодняшним временам расход горючки. В среднем составляет около 33 литра. На трассе несколько снижается, литров до 25, а вот в городе может перевалить и за 40.
  • Семен, Москва. Мой водительский стаж превысил двадцать лет. За это время пришлось работать на разных машинах. Считаю, что грузовик ЗиЛ-130 — это самая надежная русская машина. Она неприхотливая и элементарно простая. К недостаткам отнесу расход топлива – 25-35 литров бензина на сотню, и ещё комфорт кабины. Покупал модель 1987 года (пробег 210 тыс.).
  • Марат, Харьков. Родной 6-литровый двигатель неприхотлив и может пройти без ремонта более 300 000 километров на не слишком качественном масле. Но расход это кошмар какой-то – от 32 и выше.
  • Даниил, Пермь. Неприхотливая и надежная машина, однако требует к себе заботливого отношения. Если бы ещё топлива ела поменьше, но я знал какой у нее расход при покупке. В итоге расходуется 37 литров на сотню. Если вовремя заливать масло, служить будет вечно. Год выпуска – 1989.
  • Владимир, Санкт-Петербург. Год: 1991. Объём: 6.0. Живу за городом, грузовик нужен был для строительства. Нашел модификацию ММЗ-554 91-го года, самосвал. Хорошо подходит для перевозки строительных материалов, вроде песка или щебня. Но высокий расход топлива в 32 литра заставил установить дизельный двигатель МТЗ-80.
  • Сергей, Суздаль. Все недостатки машины можно отнести на счет ее солидного возраста (выпуск 1992 года, пробег 155 тысяч). Люфты в КПП, капризы гидроусилителя. Требует постоянного присмотра по мелочам, но если закрыть на это глаза, из недостатков остается только высокий, порядка 34 литров расход бензина. Не знаю, где там заявленные 30 литров.
  • Олег, Краснодарский край. Купил в прошлом году грузовик 1991 года для работы, а теперь бьюсь над тем, как бы снизить расход топлива хотя бы на пару литров. Обидно заливать на каждую сотню км более 36 литров. Может, все же придётся заменить двигатель на какой-нибудь дизель. Зимой доходило и до 42 литров. Одно радует, что даже в морозы машина не доставляет серьёзных проблем. Хорошо заводится и груза везет много. На трассе меньше 28 литров никак не получается.
  • Николай, Самара. Для сельского хозяйства эта машина – то, что надо. Брал с пробегом 110 000 км, но ездит отлично как для старичка 1989 года рождения. Надёжная, простая и неприхотливая рабочая лошадка, разве что высокий расход топлива напрягает – если ехать 40 км/ч, то в заявленную 30-ку литров едва ли можно уложиться (получается под 35). Зато хоть запчасти стоят копейки.

К началу пятидесятых ЗИС-150, разработка которого началась еще в довоенный период, морально устарел. ЗИЛ-164, серийный выпуск которого начался в 1957 году, оказался лишь временным решением. По сути, это была глубокая модернизация все той же 150-й модели. Государству требовалась совершенно новая машина. Первые опытные образцы ЗИЛ-130 грузоподъемностью в четыре тонны были построены в конце 1956 года. Под капотом установили рядный шестицилиндровый двигатель ЗИЛ-120, знакомый по предыдущей модели. Но вскоре от этого мотора отказались в пользу нового агрегата. Двигатель V8 рабочим объемом шесть литров выдавал 150 л.с. Степень сжатия была всего 6,5 единиц, зато двигатель мог работать на 72-м бензине. На доводку и испытания автомобиля ушло шесть лет, и первые опытные партии были собраны в 1962 году. Но машины требовали дополнительных доводочных испытаний. Масштабное производство стартовало лишь 1 октября 1964 года.

Явление народу

Грузовик по тем временам получился новаторским, с невиданным для советского водителя уровнем комфорта. Рулевое управление было c гидроусилителем, а пятиступенчатая коробка передач оснащалась синхронизаторами всех, кроме первой, передач. Автомобиль спокойно трогался со второй, а первая ступень была нужна лишь для бездорожья или очень крутых подъемов. Потому ее сделали прямозубой.

Весьма смелым, даже по международным стандартам, был экстерьер грузовика. Внешний вид доверили молодому выпускнику «Строгановки» (Московского художественно-промышленного училища) Эрику Владимировичу Сабо. Ничего подобного до тех пор, да и потом, среди нашей грузовой техники не было. Рельефная решетка радиатора, стильные обводы кабины и, самое главное, панорамное лобовое стекло! Подобным изяществом могли похвастать разве что правительственные ГАЗ-13 Чайка и ЗИЛ-111 .

Еще одной отличительной чертой нового автомобиля стала расцветка. До этого основным цветом для подавляющего большинства советских грузовиков был хаки - чтобы оперативно мобилизоваться в случае войны. Но 130-й получил небесно-голубую кабину с белым передком. Конечно, были и другие цвета, в том числе и темно-зеленый. Но большинство автомобилей были именно голубого цвета.

ЗИЛ-130 быстро завоевывал любовь водителей. Он оказался красивым, динамичным и комфортным. Грузоподъемность составляла пять тонн - больше собственной массы автомобиля. Но главное, что он получился очень выносливым. Расчетный пробег до капитального ремонта в 300 тысяч километров для шестидесятых был очень приличным показателем. В мае 1973 года провели масштабные ресурсные испытания 130-го на автополигоне НАМИ. Дистанцию в 25 тысяч километров он прошел за 12 дней. При этом ни одной поломки зафиксировано не было. Но, невероятно удачная конструкция отчасти стала и проклятьем завода …

Запоздалая смена

Само собой, почивать на лаврах никто не собирался. Какой бы удачной ни была конструкция, прогресс не стоит на месте. И нужно готовить преемника. Но в конце 60-х годов конструкторы ЗИЛа были заняты разработкой семейства бескапотных грузовых автомобилей с дизельным двигателем и грузоподъемностью восемь тонн. В декабре 1969 года были собраны первые образцы нового автомобиля ЗИЛ-170, позже превратившегося в КАМАЗ-5320. Лишь в 1976 году, когда было запущено серийное производство КАМАЗов в Набережных Челнах, завод имени Лихачева, наконец, приступил к разработке собственного автомобиля, преемника 130-го. Однако время было упущено. ЗИЛ-130 к тому моменту окончательно устарел.

Лишь в 1978 году в производство запустили обновленную машину 130–76, которую легко отличить по видоизмененному «лицу» (подфарники и передние фары поменялись местами). А в 1986-м году автомобиль получил новый индекс - 431410. Но как бы он ни назывался, это был все тот же 130-й, главным недостатком которого оставался прожорливый бензиновый двигатель. И если для КАМАЗа дизельный агрегат был создан Ярославским моторным заводом , то ЗИЛу пришлось разрабатывать собственный дизель с нуля. Работа над автомобилем и двигателем шла долго и мучительно. В итоге преемник 130-го - ЗИЛ-4331 добрался до конвейера лишь в 1987 году. А новым дизельным двигателем ЗИЛ-645 оснащались далеко не все автомобили. Большинство новых машин выпускали с прежним бензиновым мотором.

По сути, новый грузовик был глубоко модернизированной «стотридцаткой» с новой кабиной. Более того, параллельно выпускались оба поколения автомобилей. Последний ЗИЛ-431410 сошел с конвейера уже в постсоветское время - в 1994 году. За тридцать лет выпуска ЗИЛ-130 оброс большим количеством модификаций. А общий тираж составил почти три с половиной миллиона экземпляров! Это делает 130-й не только легендарным, но и одним из самых массовых автомобилей в истории нашего автопрома.

Его преемник даже близко не смог достичь той же популярности. С переходом на рыночную экономику среднетоннажник с бензиновым мотором оказался не у дел. Дизельный двигатель ЗИЛ-645 был сырым и требовал доработки, денег на которую уже не хватало. Завод пытался наладить выпуск модели 4331 с двигателями ММЗ и Caterpillar. Но все тщетно. Спрос оживил разработанный в короткие сроки «Бычок» ЗИЛ-5301 , но эффект оказался временным. Чем все закончилось для ЗИЛа, мы прекрасно знаем. Впрочем, это уже совсем другая история. А 130-й и сегодня продолжает верой и правдой служить во многих предприятиях и хозяйствах. Этот пенсионер давно заслужил покой. Но я уверен, что мы еще долго будем встречать легендарный грузовик на дорогах.

Личное знакомство

Мне и самому довелось пообщаться со 130-м ЗИЛом, еще будучи учеником автошколы. Для обучения категории С в парке было два грузовика ЗИЛ: 4331 и 431410 (читай, 130-й). Мне достался второй. С тех пор прошло без малого двенадцать лет, но воспоминания об управлении ЗИЛом свежи до сих пор. Двигатель запускался легко и работал очень ровно. Говорят, что у правильно настроенного мотора компрессор должно быть слышно лучше самого мотора. Это было как раз про учебную машину - двигатель шелестел еле заметно. Интересно, что ЗИЛ-4331, который был на пятнадцать лет моложе, оказался в куда худшем состоянии. Со второй передачи 130-й трогался очень легко и разгонялся весьма уверенно. Обратная связь и быстрота реакций на руле, которые мы оцениваем во время сравнительных тестов, - не про этот автомобиль. Для ЗИЛа главное, чтобы руль крутился легко. Единственное, что вызывало дискомфорт в тесном потоке на улицах Москвы, - так это скверная обзорность. Все-таки капот и передние крылья были высокими. Но до сих пор я вспоминаю ту машину с теплотой.

Габаритные размеры: длина/ширина/высота/база

6675/2500/2400/3800 мм

Снаряженная/полная масса

Масса буксируемого прицепа

Максимальная скорость

Радиус разворота

Топливо/запас топлива

Расход топлива при скорости 60 км/ч

ДВИГАТЕЛЬ