Стандартов финансовой отчетности для применения. Стандарты мсфо. Структура и состав международных стандартов отчётности

Зачем нужны стандарты МСФО и кто их применяет, какие стандарты действуют в 2019 году и где взять их список – эти вопросы возникают у многих, кто только переходит на МСФО. Ответы ищите в статье.

Аббревиатура МСФО (IFRS, IAS) означает Международные стандарты финансовой отчетности. Это набор принципов и правил отражения различных хозяйственных операций в финансовой отчетности. МСФО выпускает некоммерческая международная организация – Фонд МСФО (включает Совет по МСФО и Комитет по Разъяснениям МСФО), которая базируется в Лондоне. Основная цель создания МСФО – предоставить основу для подготовки и раскрытия публичными компаниями финансовой отчетности. При этом МСФО содержит лишь общее руководство для подготовки финансовой отчетности, но не устанавливают конкретные правила ее подготовки. Именно это и обеспечивает возможность применения стандартов компаниями по всему миру.

Скачайте дополнительные материалы к статье :

По замыслу разработчиков, стандарты МСФО должны стать общими принципами подготовки финансовой отчетности для всего мира. Применение их глобальном масштабе позволит инвесторам и собственникам бизнеса сэкономить средства на сопоставление отчетностей компаний, подготовленных на основе различных учетных стандартов, а также позволит более свободно распространять информацию. Кроме того, благодаря внедрению МСФО компании смогут выйти на глобальные рынки капитала и снизить стоимость капитала. .

МСФО для начинающих

Мы собрали вместе все материалы, созданные специально для новичков, тех, кто только знакомится с международными стандартами. Это статьи об основных стандартах, подборка «МСФО в схемах», а также мини-кейсы, чтобы проверить полученные знания.

Из чего состоят стандарты МСФО 2019

Документы МСФО включают:

  1. Международные стандарты финансовой отчетности (IFRS). Их издает Совет по МСФО.
  2. Международные стандарты финансовой отчетности (IAS). Их издавал Комитет по МСФО, предшественник Совета по МСФО.

Обратите внимание!

Названия первых стандартов начинались с «IAS», например IAS 1 «Представление финансовой отчетности». С 2001 года названия новых стандартов начинаются с «IFRS».

  1. Разъяснения к МСФО, подготовленные Комитетом по разъяснениям (КРМФО);
  2. Разъяснения к МСФО, выпущенные Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР), предшественником КРМФО.

МСФО в привычном понимании предназначены для использования коммерческими предприятиями. Для предприятий госсектора Совет по международным стандартам бухгалтерского учета для государственного сектора разработал свои международные стандарты.

В 2009 году Совет по МСФО выпустил стандарт «МСФО для малых и средних предприятий», предназначенный для непубличных компаний. Это упрощенная версия МСФО, призванная облегчить процесс подготовки отчетности небольшим фирмам.

Есть еще один важный документ, который, тем не менее, не входит в состав документов МСФО. Это Концептуальные основы финансовой отчетности. В Концептуальных основах рассмотрены следующие вопросы:

  1. Цель подготовки финансовой отчетности.
  2. Качественные характеристики полезной финансовой информации.
  3. Определение элементов финансовой отчетности, принципы их признания и оценки.
  4. Концепция капитала и поддержания величины капитала.

Так как Концептуальные основы не являются документом в составе МСФО, его положения не имеют преимуществ перед конкретными МСФО. Даже если стандарт МСФО 16 противоречит Концептуальным основам.

Однако Совет по МСФО руководствуется Концептуальными основами при разработке новых стандартов и пересмотре действующих. Кроме того, компании могут использовать Концептуальные основы для определения методов учета, если ни один из действующих стандартов не содержит конкретных указаний.

В каких странах применяют стандарты МСФО в 2019 году

Сейчас с уверенностью можно сказать, что МСФО стали глобальным языком финансовой отчетности. Их широко используют как в развитых, так и в развивающихся странах.

По данным Фонда МСФО, 144 страны из 166, представленных в исследовании, в настоящее время требуют применения стандартов МСФО для всех или большинства котируемых компаний (таблица 1). А еще 12 стран разрешают их использование.

Портал iasplus.com приводит следующую статистику в отношении использования МСФО (исследование охватывает 175 стран). Для котируемых компаний стандарты МСФО обязательны к применению в 98 странах, в 9 странах – требуются для некоторых компаний, в 25 странах – разрешены к применению, в 22 странах – не разрешены, в 21 стране отсутствуют фондовые биржи.

Таблица 1. Использование МСФО в мире

Регион

Количество стран в регионе

Страны, которые требуют применения стандартов МСФО для всех или большинства публичных компаний

Страны, которые требуют применения МСФО, %

Страны, которые допускают или требуют применения стандартов МСФО для некоторых (но не для всех или большинства) публичных компаний

Страны, которые не требуют и не допускают применения стандартов МСФО для публичных компаний

Европа

Африка

Ближний Восток

Азия и Океания

Америка

Итого

В % от общего числа

Отметим, что МСФО так и не были приняты США, которые используют US GAAP. Несмотря на усилия, предпринимаемые с 2002 года Советом по МСФО и Советом по стандартам финансового учета США, полностью нивелировать различия между учетными системами так и не удалось. Эта дискуссия продолжается и сегодня.

Однако удалось свести к минимуму различия в учете объединения бизнеса, консолидированной финансовой отчетности, оценке справедливой стоимости, выплат, основанных на акциях, сегментной отчетности.

МСФО в России

Для многих российских компаний МСФО являются обязательными. В России МСФО признали в 2012 году. Тогда тексты стандартов впервые официально опубликовали в журнале «Бухгалтерский учет» и разместили на официальном сайте Минфина РФ.

В настоящее время составлять отчетность по МСФО обязаны (ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»):

1) кредитные организации;

2) страховые организации;

3) негосударственные пенсионные фонды;

4) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

5) клиринговые организации;

6) федеральные государственные унитарные предприятия (согласно перечню, утвержденному Правительством РФ);

7) акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством РФ;

8) прочие компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Обратите внимание !

Начиная с отчетности за первое полугодие 2019 года, указанные компании обязаны также подготавливать промежуточную отчетность по МСФО. Срок ее подготовки - не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность.

Список действующих стандартов МСФО в 2019 году

С 1 января 2019 года компании должны применять новый МСФО 16 «Аренда», с 1 января 2021 года – МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования». Сейчас компании могут их применять добровольно. См. также

В отличие от национальных правил (например, РСБУ), МСФО основаны на общих принципах и предполагают поливариантность. Например, активы и обязательства оценивают по первоначальной, текущей, реализационной или дисконтированной стоимости.

Работа над МСФО началась в 1973 году после объединения бухгалтерских и аудиторских организаций из США, Франции, Канады, Великобритании. В этот же период начал работу негосударственный Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, занятый составлением единых принципов формирования отчетов, релевантных для бухгалтеров и аудиторов по всему миру.

Базовые принципы и допущения МСФО

Международные стандарты описывают общие правила составления отчетных форм, но не регламентируют правила обработки бухгалтерских документов. Такой подход позволяет адаптировать МСФО к любой отрасли экономики, сохраняя эффективность и достоверность учета.

Российское законодательство требует подготавливать финансовые документы по МСФО всем общественно значимым компаниям. Категория включает предприятия, владеющие торгуемыми (представленными в свободном обращении) акциями и фирмы, работающие с финансовыми средствами организаций или частных лиц.

Стандарты МСФО адаптируются к требованиям национальных законодательств на основе общих допущений.

  • Accrual basis — первое допущение в методике регистрации событий хозяйственной жизни. Факты фиксируются по совершении, независимо от даты исполнения платежного поручения. В случае работы с сомнительными задолженностями бухгалтер начисляет резервы для их покрытия. Эта сумма уменьшает финансовый результат и показывает достоверную информацию об убытках.
  • Going concern — второе допущение в методике учета стоимости активов предприятия. Предполагается, что компания продолжит вести бизнес, поэтому перечень активов в бухгалтерских формах учитывается по первоначальной цене. Затраты на ликвидацию имущества не принимаются в расчет.
Формы МСФО готовятся для внешних пользователей и международных организаций, поэтому качество информации должно соответствовать четырем основным параметрам.
  • Understandability — понятность для внешних пользователей, которые обладают нужным уровнем профессиональной подготовки в сфере бухгалтерского учета.
  • Relevance — уместность предоставления бухгалтерской информации. Формы по МСФО представляются полностью и без искажений, готовы к использованию в качестве базы для экономических решений.
  • Reliability — надежность представленной информации, отсутствие неточностей и ошибочных сведений в документах. Достоверная информация отличается правдивостью, приоритетом фактов над формой, нейтральностью, учетом потенциальных убытков.
  • Comparability — возможность сопоставить предоставленные данные с формами за предыдущие периоды или документами других компаний. Требование предполагает понятное и общепринятое представление информации.
Показатели уместности и надежности финансовой информации в МСФО подвергаются трем ограничениям.
  • Timeliness — своевременность. Факты, указанные в МСФО, должны отражать все важные события хозяйственной жизни предприятия. Если таковых слишком много, нужно выбрать самые важные, чтобы предоставить отчеты вовремя.
  • Balance between benefit and cost — равновесие между ценностью информации и стоимостью ее подготовки.
  • Balance between qualitative characteristics — соотношение качественных характеристик информации выбирает бухгалтер или аудитор. Например, при подготовке консолидированной отчетности достоверность и понятность превалируют над уместностью.

2016-04-20 33

МСФО 2016 в России: что изменилось и кто должен применять?

Введение МСФО в России в 2016 году имеет длинную предысторию. Малейшая поправка к стандарту может привести к глобальным изменениям в бухгалтерской системе. Только на первый взгляд кажется, что в бухгалтерском учете все незыблемо. Но именно он отражает функционирование бизнеса и требует к себе повышенного внимания. Приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н были снова введены международные стандарты финансовой отчетности (здесь перечень стандартов МСФО 2016). Приказ зарегистрирован в Минюсте 2 февраля 2016 года и с его помощью введено 40 МСФО и 26 разъяснений МСФО. Ряд приказов Минфина России утратили силу, среди которых от 25 ноября 2011 года № 160н, от 18 июля 2012 года № 106н, от 31 октября 2012 года № 143н, от 24 декабря 2013 года № 135н. Эти изменения в МСФО 2016 необходимо принять к сведению, чтобы грамотно и эффективно составлять финансовую отчетность без значительных временных задержек и дополнительных трат.

Кто должен применять МСФО с 2016 года?

Список юридических лиц, которые обязаны предоставлять годовую финансовую отчетность соответственно с МСФО по ФЗ от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», с 2015 года расширен новыми категориями.

Полный перечень этих юридических лиц, теперь выглядит так:

  • кредитные компании;
  • страховые организации;
  • юридические лица, акции, облигации и другие ценные бумаги которых обращаются на организованных торгах посредством их внесения в котировальный список;
  • юридические лица, учредительной документацией которых установлено обязательное представление и публикация консолидированной финансовой отчетности.
  • с 2014 года в список входят организации, выпускающие только облигации и допущенные к участию в организованных торгах посредством их внесения в котировальный список.
  • с 2015 года список пополнили управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • организации, осуществляющие клиринговую и страховую деятельность;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУПы), список которых утверждается высшим коллегиальным исполнительным органом власти РФ;
  • открытые акционерные общества (ОАО), ценные бумаги которых находятся в федеральной собственности и список которых утверждается российским Правительством.

Итак, список организаций, которые должны совершить переход на МСФО в России в 2016 году немного дополнен. Напомним, что из списка страховых организаций исключили страховые медицинские компании, которые работают только с обязательным медицинским страхованием. Негосударственные пенсионные фонды и материнские компании были введены в список ради повышения контроля государством их деятельности и защиты интересов некомпетентных инвесторов.

Новое в МСФО 2016 году. Изменения, которые надо учесть в отчетности

Изменения МСФО 2016 внесло Министерство Финансов Российской Федерации в 2015 году, когда выпустило приказ №9 за 21 января “О введении в действие и прекращении действия документов международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации”. Этот приказ также приводит в действие силу стандарта МСФО (IFRS) 15 “Выручка по договорам с покупателями и прекращение действия стандартов МСФО (IAS) 18 “Выручка”, МСФО (IAS) 11 “Договоры на строительство”, а также разъяснений: Разъяснения ПКР (SIC) 31 “Выручка - бартерные операции, включающие рекламные услуги”, Разъяснения КРМФО (IFRIC) 13 “Программы лояльности клиентов”, Разъяснения КРМФО (IFRIC) 15 “Соглашения на строительство объектов недвижимости”, Разъяснения КРМФО (IFRIC) 18 “Передача активов от клиентов”. Стандарт вступает в силу с 1 января 2017 года, но на добровольных основах может быть использован и раньше.

Приказ №133н от 26 августа 2015 года “О введении в действие и прекращении действия международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации” приводит в действие новую редакцию стандарта МСФО (IFRS) 9 “Финансовые инструменты”. Стандарт является обязательным к применению с 01 января 2018 года, но также может применяться досрочно.

Соответственно приказу №79н от 19 мая 2015 года “О введении документа международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации” в силу вступают поправки для МСФО (IAS) 27 “Отдельная финансовая отчетность”. Изменения дают возможность признавать в отдельной финансовой отчетности инвестиции в дочерние, ассоциированные или совместные предприятия через долевое участие. Поправки обязательны к применению с 1 января 2016 года.

Соответственно приказа №109н от 13 июля 2015 года “О введении документов международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации” вступают в силу поправки о нововведениях в принципах применения исключений из требований о консолидации. Они относятся к стандартам МСФО (IAS) 28 “Инвестиции в ассоциированные предприятия”, МСФО (IFRS) 10 “Консолидированная финансовая отчетность” и МСФО (IFRS) 12 “Раскрытие информации об участии в других предприятиях”.

Поправки к МСФО (IFRS) 10 объясняют, что “промежуточным материнским предприятиям” предоставляется исключение из требования о подготовке консолидированной финансовой отчетности. Исключения применяются в случае, если инвестиционная (материнская) компания оценивает дочерние предприятия по справедливой стоимости. Комании получают право на исключение при соответствии другим требованиям МСФО (IFRS) 10. В силу вступают поправки к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», относительно разъяснений о существенности и объединении данных, представлении промежуточных итоговых сумм, строении финотчетности и раскрытии данных об учетной политике.

Минфин РФ в 2015 году выпустило приказ №91н от 11 июня 2015 года «О введении документов международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации». В соответствии с ним в действие вступают ежегодные усовершенствования Международных стандартов финансовой отчетности, период 2012-2014гг. Они касаются стандартов МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» и МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации». Доработка стандарта МСФО (IFRS) 5 разъясняет, что перенесение актива или выбывающей группы из категории “предназначенные для продажи” в “предназначенные для распределения” и наоборот не есть изменениями плана продажи или распределения и не должны отражаться в учете. То есть их необязательно восстанавливать в финансовой отчетности только из-за того, что способ их выбытия был изменен. Усовершенствованый стандарт МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», обязывает предприятие раскрыть информацию о характере соглашения, если передает финансовый актив третьей стороне в условиях, не позволяющих прекратить признание этого актива. Информация должна содержать степень продолжающегося участия в активе и риски, которым подвергается отчитывающееся предприятие.

Перечисленные изменения в МСФО с 2016 года вступят в силу или могут применяться на добровольной основе. Так или иначе, чтобы готовить отчетность соответственно МСФО, необходимо провести подготовительные работы, если компания попала под действие ФЗ от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Организация подготовки отчетности

Если ваша организация обязана представлять финансовую отчетность соответственно МСФО, то необходимо, чтобы этот участок работы выполнял квалифицированные специалисты. Они должны пройти соответствующую подготовку и иметь не только знания, но и практические навыки по применению МСФО.

При переходе организации на МСФО необходимо решить:

  • кто будет выполнять подготовку отчетности - подрядчик или штатный специалист?
  • необходим целый регулярный отдел по работе с МСФО или лучше обратиться к сторонним исполнителям?
  • как отразятся данные отчетности по МСФО на работе компании, на что обратить пристальное внимание?
  • какие данные обязательны к публикации?
  • кто будет отвечать за проверку отчетности по МСФО?

Выбор специалиста, ответственного за отчетность по МСФО зависит от профессионализма персонала и уровня его загруженности. Стоит отметить, что штат можно пополнить сторонним специалистом, либо подготовить из существующих кандидатов, что будет более целесообразно в плане рационального использования ресурсов компании. Изучение международных стандартов финансовой отчетности под руководством маркера АССА позволит специалисту получить крепкие практические знания и навыки и подтвердить их дипломом АССА DipIFR (rus) . Если повышать квалификацию специалистов за счет компании, стоит выбирать курсы, программа которых нацелена на актуальные тенденции применения МСФО в России в 2016 и их практическое применение, а не только на теоретическую подготовку.

Сотрудники гораздо лучше разбираются в специфике деятельности компании и могут уделить максимум времени своей профильной работе. Приглашенные специалисты более опытны, но их работа в организации будет поверхностна и с применением шаблонных методов. Перед представлением и публикацией отчетности по МСФО необходимо получить аудиторское заключение. Аудиторы тщательно проверяют ее и предоставляют заключение и профессиональную оценку. Если нет никаких замечаний и корректировок, то будут соблюдены установленные сроки подачи финансовой отчетности по МСФО.

Подготовка первой отчетности по МСФО

Первой финансовой отчетностью по МСФО считается первая годовая финансовая отчетность организации в которой были использованы Международные стандарты финансовой отчетности и включено заявление о ее соответствии МСФО.

Организации, которые перешли на международные стандарты, представили первую отчетность в апреле 2016 года, согласно п. 7 ст. 4 ФЗ №208-ФЗ. В связи с этим они должны были заранее подготовить специалистов соответствующей квалификации для подготовки отчетности по МСФО и раскрытия ее содержания.

Для составления первой финансовой отчетности по МСФО в РФ должен применяться МСФО (IFRS) 1 "Первое применение МСФО"

Этот МСФО должен обеспечивать полную и качественную информацию как первой так и промежуточной финансовой отчетности, которая:

  • прозрачна для пользователей и сопоставима по всем предоставленным периодам;
  • готовится с затратами, не превышающими выгоды от ее составления;
  • является отправной точкой для ведения учета в соответствии с МСФО.

Перед подготовкой отчетности по МСФО необходимо:

  • составить формы отчетности, соответственно международным стандартам;
  • принять содержание пояснений и раскрытий;
  • создать трансформационные и консолидированные таблицы;
  • собрать информацию для входящего баланса;
  • проверить все показатели отчетности на соответствие национальным стандартам и МСФО.

Первое применение МСФО должно быть соотнесено с актуальными стандартами, которые вступили в силу на отчетную дату.

В рамках подготовки начального отчета о финансовом положении компании необходимо провести следующие работы:

  1. Признать активы и обязательства по правилам МСФО.
  2. Привести к списанию и не признавать активами и обязательствами, если это не разрешают международные стандарты.
  3. Выполнить новую классификацию статей соответственно с МСФО.
  4. Сделать оценку активов и обязательств по МСФО.

Правила представления отчетности по МСФО

Годовую консолидированную отчетность по МСФО в Росии в 2016 году, как и в прошлых, представляют на рассмотрение акционерам, учредителям, генеральным директорам или собственникам имущества компании. Также все организации утвержденного Законом №208-ФЗ списка обязаны подавать годовую отчетность в ЦБ России. Ее предоставляют в электронном формате, подкрепив усиленной квалифицированной электронной подписью.

Годовую консолидированную отчетность по МСФО необходимо представить до проведения общего собрания высших органов управления организацией, не позднее 120 дней по завершении календарного периода, за который была подготовлена данная отчетность.

Необходимость вести отчетность по МСФО 2016 году вынуждает компании пересматривать способ составления бухгалтерского и налогового учета, а также дальнейшего планирования бизнеса. Вместе с тем, компании повышают требования к профессиональному уровню персонала. Частые изменения национального законодательства и внесение правок в международные стандарты финансовой отчетности вынуждают их искать на рынке труда профессионалов, которые свободно ориентируются в МСФО. Высокую квалификацию таких специалистов подтверждает международный диплом АССА DipIFR (rus).

  1. Excel для бухгалтера: 5 полезных примеров использования таблиц Эксель

МСФО разработаны негосударственной некоммерческой организацией - Советом по МСФО (International Accounting Standards Board (IASB)) - по инициативе крупных компаний. Формально никакое государство не может оказывать влияние на решения, принимаемые этой организацией.

Финансируют IASB на добровольной основе международные бухгалтерские фирмы, многочисленные крупные компании, банки, а также правительства многих стран.

Основная цель организации - разработать в общественных интересах единый комплект высококачественных, понятных и практически реализуемых всемирно принятых стандартов финансовой отчетности, основанных на четко сформулированных принципах.

В настоящее время уже более чем в 100 странах официально предписано или разрешено применять МСФО.

Основные правила формирования отчетности по МСФО

Отчетный период

Компания может составлять отчетность за год, оканчивающийся на любую дату (Пункт 36 МСФО (IAS) 1). Например, отчетный год компании Siemens начинается 1 октября и заканчивается 30 сентября.

Более того, если посмотреть пункт 37 МСФО (IAS) 1, мы увидим что, компаниям разрешено составлять отчетность за период продолжительностью 52 недели (то есть 364 дня). Ведь календарный год содержит нецелое число недель (примерно 52,14 недели), и составлять отчетность за этот период некоторым компаниям неудобно.

План счетов и формы отчетности

В структуре международной отчетности отсутствует единый утвержденный или рекомендованный план счетов. Каждая компания, составляющая отчетность по МСФО, разрабатывает свой план счетов исходя из специфики своей деятельности и необходимой детализации финансовой информации.

В то же время компания может для целей МСФО использовать План счетов российского бухучета, если она составляет международную отчетность методом трансформации.

Утвержденных форм финансовой отчетности в МСФО, разумеется, тоже нет. Вместо этого МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» содержит общие рекомендации по структуре финансовой отчетности и минимальные требования к ее содержанию.

Состав финансовой отчетности в МСФО такой же, как и в РСБУ. Различаются только названия некоторых форм. Так, российскому балансу в МСФО соответствует отчет о финансовом положении, а отчету о финансовых результатах - отчет о совокупном доходе. Отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств (ОДДС) в МСФО называются так же, как и в российском учете.

Впрочем, названия форм отчетности в МСФО также необязательные - лишь бы они были понятны пользователям отчетности. Далее для простоты мы будем называть формы отчетности по МСФО так, как они называются в РСБУ.

Баланс в МСФО может быть составлен двумя способами (по выбору организации):

  • (или) с разделением на краткосрочные и долгосрочные активы и обязательства, то есть как и в РСБУ;
  • (или) без такого разделения, но в порядке уменьшения или увеличения ликвидности.

Форма представления должна обеспечивать надежную и уместную информацию. Например, банки обычно выбирают способ представления в порядке уменьшения ликвидности, а производственные компании - с разделением на краткосрочные и долгосрочные активы и обязательства.

В отчете о финансовых результатах расходы, связанные с основной деятельностью, можно также представить двумя способами (по выбору организации):

  • (или) по функции расходов (себестоимость, коммерческие расходы, управленческие расходы и т. д.), то есть как в РСБУ;
  • (или) по характеру расходов (расходы на амортизацию, расходы на вознаграждения работникам и т.д.).

Компании могут представлять сведения о потоках денежных средств от текущей (в МСФО используется термин «операционной») деятельности одним из двух способов:

  • прямым методом, как в РСБУ;
  • косвенным методом.

Обесценение активов

Организации, согласно МСФО, обязаны тестировать на обесценение, например, такие активы, как ОС, инвестиционная собственность, НМА , гудвилл ./p>

Суть МСФО (IAS) 36 заключается в том, что актив должен отражаться в отчетности по стоимости, не превышающей его возмещаемую стоимость. Возмещаемая стоимость - это сумма, которую организация может получить от использования или продажи данного актива. Таким образом:

Некоторые активы приносят компании доход самостоятельно, например объект, который организация сдает в аренду. Поэтому особых проблем с определением ценности его использования не возникает.

Другие активы, например административное здание завода, самостоятельно денежные средства для компании не приносят. В таком случае возмещаемая стоимость должна определяться для группы активов, генерирующих денежные средства, в которую входит данный актив.

Если балансовая стоимость актива выше его возмещаемой стоимости, то балансовую стоимость нужно уменьшить.

Величина обесценения обычно включается в расходы. Исключением является ситуация, когда обесценился объект ОС, который ранее дооценивался с отражением суммы переоценки в капитале. В этом случае сначала на величину обесценения уменьшается сумма дооценки, а если величина обесценения больше, чем дооценка, то остаток отражается в составе расходов.

Если возмещаемая стоимость актива выросла, то сумма его обесценения может быть восстановлена до текущей балансовой (кроме гудвилла).

Консолидированная отчетность

Консолидированная отчетность - это единая отчетность группы: материнской компании (МК) и ее дочерних компаний (ДК), которая составляется по правилам МСФО (пункт 1 ст. 3 Закона от 27.07.2010 №208-ФЗ).

Консолидация делается для того, чтобы пользователь отчетности получил информацию не только о тех активах и обязательствах, которые юридически принадлежат самой МК, но и о тех, которые она контролирует через свои дочерние компании.

На сегодняшний день, согласно статьи 2 208-ФЗ такая отчетность является обязательной лишь для ограниченного круга российских организаций - банков, страховщиков, публичных компаний. В то же время все больше крупных и средних компаний составляют консолидированную отчетность по собственной инициативе для целей управленческого учета.

Отметим, что консолидация - это один из самых сложных вопросов МСФО. Не случайно именно эта тема вызывает больше всего затруднений при обучении международным стандартам.

Состав финансовой отчетности по МСФО и РСБУ

Формально отчетность несущественно отличается от российской бухгалтерской отчетности. Основные различия в составе форм отчетности представлены в нижеследующей таблице.

Состав финансовой отчетности по МСФО и российскому законодательству

МСФО Российское законодательство
Отчет о финансовом положении Бухгалтерский баланс
Отчет о совокупном доходе (отчет о прибылях и убытках), отчет о прочем совокупном доходе Отчет о финансовых результатах
Отчет о движении капитала Отчет об изменениях капитала
Отчет о движении денежных средств Отчет о движении денежных средств
Учетная политика и пояснительная записка Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
- Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она подлежит обязательному аудиту

Кроме того, имеется ряд принципиальных отличий, основанных на экономических и правовых особенностях среды, в которых формировались две системы учета.

Так, в МСФО - минимальная связь между налогообложением и бухгалтерским учетом, слабое юридическое влияние на учет и сильное экономическое, упор делается не на государственные регламенты, а на профессиональное суждение специалистов, жесткая (до уголовной) ответственность за искажение финансовой отчетности и т.п. Это связано с тем, что предприятие государством воспринимается не столько как налогоплательщик, сколько как создатель ВВП и рабочих мест, как звено одной большой экономической цепи, крах которого в большей или меньшей степени может повлиять на благополучие экономики в целом - от локальной до мировой.

В МСФО во главу угла ставится реальная оценка статей баланса с перспективой на будущее. Отсюда вытекают такие понятия, как оценка по справедливой стоимости (сумма, на которую может быть заменен актив), дисконтированная стоимость, поправки на гиперинфляцию, эксплуатационная ценность актива, обязательства, вытекающие из практики, и т.п.

Российские бухгалтеры с данными понятиями практически не знакомы.

Проиллюстрируем это на простом примере. Допустим, на конец отчетного периода сальдо счета 50 составляет 35 000 руб., счета 51 - 240 500 руб. Соответственно, российский бухгалтер в балансе по строке «Денежные средства и денежные эквиваленты» отразит сумму 276 000 руб. Но при этом имеется дополнительное условие: расчетный счет предприятия открыт в банке, который в данный момент проходит процедуру банкротства. Таким образом, реально в распоряжении предприятия находятся денежные средства на сумму 35 000 руб. Именно эту сумму бухгалтер и должен был бы показать, составляй он отчетность по МСФО.

Или другой пример.

Организация - производитель сельскохозтехники реализовала комбайн стоимостью 4,5 млн. рублей, предоставив своему контрагенту отсрочку платежа на 9 месяцев. В российском учете выручка от операции будет отражена в сумме 4,5 млн. руб. Бухгалтер же, ведущий учет по МСФО, отразит выручку по данной операции в размере дисконтированной суммы будущих поступлений с учетом среднерыночной кредитной ставки, например 20%. То есть в данном случае выручка будет оценена по справедливой стоимости: 3 924 882 рублей.

Повторимся это расчет в самом упрощенном варианте - на практике сюда бы прибавились проценты на сумму отсрочки и отложенные налоги.

Пояснения в международной финансовой отчетности по сравнению с российским аналогом менее регламентированы и в то же время, по мнению многих отечественных экспертов, дают гораздо более полное представление о компании.

Подводя итоги, можно скачать что, финансовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО, представляет гораздо больший объем информации о компании, как в качественном, так и в количественном плане по сравнению с российским аналогом.

Международные стандарты финансовой отчетности пришли к нам в 2012 г., но и сегодня в организациях постоянно возникает вопрос, каким образом оформлять отчетность в соответствии с МСФО. В связи с этим поможем разобраться в основах стандартизации, составим на примере промышленного предприятия консолидированную отчетность и представим ее отличия от привычной бухгалтерской отчетности.

МСФО: СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ И СОСТАВ

Международные стандарты стали разрабатывать с 1973 г., чтобы создать унифицированные принципы ведения бухгалтерского учета и отчетности в разных странах. В Россию международные стандарты в полной мере пришли только в 2012 г. с принятием Приказа Минфина России от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».

Основное отличие российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) от международных заключается в том, что МСФО — это не свод требований и законов, а рекомендательные предписания с рядом требований к структуре финансовой отчетности .

Важный момент: применение МСФО не отменяет РСБУ.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О консолидированной финансовой отчетности» (далее — Федеральный закон № 208-ФЗ) консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерской (финансовой ) отчетностью этой организации, составляемой в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 23.05.2016 ) «О бухгалтерском учете ».

Зачастую у специалистов организаций возникают сложности с разграничением МСФО/IAS и МСФО/IFRS (International Accounting Standards) и МСФО/IFRS (International Financial Reporting Standards). До 2001 года стандарты носили название IAS, а после 01.04.2001 появилось название IFRS, так что оба стандарта объединяются понятием «МСФО».

Иногда бухгалтеры для простоты восприятия называют IAS стандартами по ведению бухгалтерского учета, а IFRS — стандартами по подготовке финансовой отчетности.

Кто должен применять МСФО на территории Российской Федерации

Федеральным законом № 208-ФЗ раскрыта сфера применения международных стандартов, которая распространяется на:

  • кредитные организации;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования);
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • клиринговые организации;
  • федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Документы МСФО состоят из:

  • Международных стандартов финансовой отчетности (IFRS);
  • Международных стандартов финансовой отчетности (IAS);
  • разъяснений, подготовленных Комитетом по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО ;
  • разъяснений, подготовленных ранее действовавшим Постоянным комитетом по разъяснениям (ПКР).

Состав международных стандартов финансовой отчетности (IFRS)

МСФО (IFRS ) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности »

Цель стандарта — обеспечить, чтобы первая составляемая организацией финансовая отчетность по МСФО и ее промежуточные финансовые отчеты за часть периода, охватываемого этой финансовой отчетностью, содержали высококачественную информацию, которая:

  • является прозрачной для пользователей и сопоставимой по всем представленным периодам;
  • представляет собой необходимую отправную точку для ведения учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности;
  • может быть подготовлена с затратами, которые не превышают получаемых от нее выгод.

Первой финансовой отчетностью по МСФО для организации является первая годовая финансовая отчетность, для составления которой организация принимает к использованию Международные стандарты финансовой отчетности и подтверждает это включением в указанную финансовую отчетность явного и однозначного заявления о ее соответствии МСФО.

Организация должна подготовить и представить вступительный отчет о финансовом положении по МСФО по состоянию на дату перехода на МСФО, создав таким образом стартовую точку для ведения учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

МСФО (IFRS ) 2 «Выплаты на основе акций »

Цель стандарта — установить порядок составления финансовой отчетности для организации, осуществляющей операции по выплатам на основе акций. Данный стандарт требует от организации отражать в составе прибыли или убытка и в отчете о финансовом положении влияния операций по выплатам на основе акций, включая расходы, связанные с операциями, при которых работникам предоставляются опционы на акции.

МСФО (IFRS ) 3 «Объединения бизнесов »

Объединение бизнесов — операция или иное событие, при котором приобретатель получает контроль над одним или более бизнесами. Операции, которые иногда упоминаются как «настоящие слияния» или «слияния равных», также являются объединением бизнесов.

Цель данного стандарта — повысить уместность, надежность и сопоставимость информации об объединении бизнесов и его последствиях, которую отчитывающаяся организация представляет в своей финансовой отчетности. Чтобы достичь этой цели, МСФО (IFRS) 3 устанавливает принципы и требования в отношении того, как приобретатель:

  • признает и оценивает в своей финансовой отчетности идентифицируемые приобретенные активы, принятые обязательства и любую неконтролирующую долю участия в объекте приобретения;
  • признает и оценивает гудвилл (актив, представляющий собой будущие экономические выгоды, являющиеся результатом других активов, приобретенных при объединении бизнесов, которые не идентифицируются и не признаются отдельно), приобретенный при объединении бизнесов, или прибыль от выгодной покупки;
  • определяет, какую раскрыть информацию, позволяющую пользователям финансовой отчетности оценить характер и финансовые последствия объединения бизнесов.

МСФО (IFRS ) 4 «Договоры страхования »

Цель стандарта — установить порядок отражения договоров страхования в финансовой отчетности организации, заключающей такие договоры в качестве страховщика (сторона, обязанная по договору страхования выплатить компенсацию в случае наступления страхового случая), который будет действовать до того момента, пока совет не закончит вторую фазу своего проекта по договорам страхования. В частности, стандарт требует:

  • ограниченных усовершенствований порядка учета страховщиками договоров страхования;
  • раскрытия информации, которая идентифицирует и поясняет суммы, отраженные в финансовой отчетности страховщика в отношении договоров страхования, и помогает пользователям этой финансовой отчетности понять величину, сроки и неопределенность возникновения будущих денежных потоков по договорам страхования.

МСФО (IFRS ) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность »

Цель настоящего стандарта — определить порядок учета активов, предназначенных для продажи, а также представления и раскрытия информации о прекращенной деятельности. В частности, стандарт требует:

  • оценивать активы, предназначенные для продажи, по наименьшей стоимости из двух величин: балансовой стоимости и справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу, и прекращать начисление амортизации по таким активам;
  • представлять активы, предназначенные для продажи, отдельно в отчете о финансовом положении, а результаты прекращенной деятельности — отдельно в отчете о совокупном доходе.

Прекращенная деятельность — это компонент организации, который либо уже выбыл, либо классифицирован как предназначенный для продажи и представляет собой отдельное крупное направление деятельности или географический район, в котором осуществляется деятельность.

МСФО (IFRS ) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых »

Цель стандарта IFRS 6 — определить порядок отражения в финансовой отчетности деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых. В частности, стандарт требует:

  • ограниченного усовершенствования существующих практических подходов к учету затрат на разведку и оценку;
  • от организаций, которые признают активы, связанные с разведкой и оценкой, проверки таких активов на предмет обесценения в соответствии с настоящим МСФО и оценки любого обесценения в соответствии сМСФО (IAS) 36 «Обесценение активов»;
  • раскрытия информации, которая идентифицирует и поясняет показатели финансовой отчетности организации, относящиеся к деятельности по разведке и оценке запасов полезных ископаемых, и помогает пользователям этой финансовой отчетности понять величину, сроки и определенность возникновения будущих потоков денежных средств от любых признанных активов, связанных с разведкой и оценкой.

МСФО (IFRS ) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации »

Цель стандарта — установить требования к организациям по раскрытию в их финансовой отчетности информации, позволяющей пользователям оценить:

  • влияние финансовых инструментов на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации;
  • характер и размер рисков, которым организация подвержена в течение периода и на дату окончания отчетного периода в связи с финансовыми инструментами, и каким образом организация управляет этими рисками.

МСФО (IFRS ) 8 «Операционные сегменты »

Организация должна раскрывать информацию, позволяющую пользователям ее финансовой отчетности оценить характер и финансовые последствия деятельности, которую ведет организация, и экономической среды, в которой она действует.

МСФО (IFRS ) 10 «Консолидированная финансовая отчетность »

Целью настоящего стандарта является определение принципов представления и подготовки консолидированной финансовой отчетности в тех случаях, когда организация контролирует одну или несколько других организаций.

МСФО (IFRS ) 11 «Совместное предпринимательство »

Цель данного стандарта — установить принципы подготовки и представления финансовой отчетности организаций, участвующих в предпринимательской деятельности, которая контролируется совместно (то есть в совместном предпринимательстве).

МСФО (IFRS ) 12 «Раскрытие информации об участии в других организациях »

Целью настоящего стандарта является установление требования к организации о раскрытии информации, которая позволяет пользователям ее финансовой отчетности оценить:

  • характер ее участия в других организациях и связанные с ним риски;
  • влияние такого участия на ее финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки.

МСФО (IFRS ) 13 «Оценка справедливой стоимости »

Справедливая стоимость — оценка, основанная на рыночных данных, а не оценка, специфичная для организации. В отношении некоторых активов и обязательств могут существовать наблюдаемые рыночные сделки или рыночная информация. В отношении других активов и обязательств рыночные сделки или рыночная информация отсутствуют. Однако цель оценки справедливой стоимости в обоих случаях одна и та же — определить цену, по которой проводилась бы обычная сделка между участниками рынка с целью продажи актива или передачи обязательства на дату оценки в текущих рыночных условиях.

Состав Международных стандартов финансовой отчетности (IAS)

МСФО (IAS ) 1 «Представление финансовой отчетности »

Настоящий стандарт устанавливает основы представления финансовой отчетности общего назначения, чтобы обеспечить сопоставимость финансовой отчетности организации с ее финансовой отчетностью за предыдущие периоды, а также с финансовой отчетностью других организаций. В настоящем стандарте излагаются общие требования по представлению финансовой отчетности, указания по ее структуре и минимальные требования к ее содержанию.

Полный комплект финансовой отчетности включает в себя:

  • отчет о финансовом положении по состоянию на дату окончания периода;
  • отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе за период;
  • отчет об изменениях в собственном капитале за период;
  • отчет о движении денежных средств за период;
  • примечания, состоящие из краткого обзора значимых положений учетной политики и прочей пояснительной информации;
  • сравнительную информацию за предшествующий период;
  • отчет о финансовом положении на начало предшествующего периода в случае, если организация применяет какое-либо положение учетной политики ретроспективно, осуществляет ретроспективный пересчет статей в своей финансовой отчетности, реклассифицирует статьи в своей финансовой отчетности.

Организация может использовать для этих отчетов наименования, отличные от принятых в настоящем стандарте. Например, может быть использовано название «Отчет о совокупном доходе» вместо названия «Отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе».

МСФО (IAS) 2 «Запасы »

Цель стандарта — определить порядок учета запасов. Основным вопросом при учете запасов является определение суммы затрат, которая признается в качестве актива и переносится на будущие периоды до признания соответствующей выручки.

Стандарт содержит указания по определению первоначальной стоимости и ее последующему признанию в качестве расходов, включая любое списание до чистой возможной цены продажи. Он также содержит указания относительно формул расчета себестоимости, которые используются для отнесения затрат на запасы.

В соответствии с IAS 2 запасы оцениваются по наименьшей из двух величин: по себестоимости или по чистой возможной цене реализации без расходов на продажу.

К СВЕДЕНИЮ

В Положении по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденном Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н (в ред. от 16.05.2016), такой метод отсутствует.

МСФО (IAS ) 7 «Отчет о движении денежных средств »

Цель настоящего стандарта заключается в требовании предоставления информации об исторических изменениях в денежных средствах и эквивалентах денежных средств организации в форме отчета о движении денежных средств, в котором денежные потоки за период классифицируются как потоки от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

МСФО (IAS ) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки »

Цель данного стандарта — установить критерии выбора и изменения учетной политики вместе с порядком учета и раскрытием информации об изменениях в учетной политике, изменениях в бухгалтерских оценках и исправлениях ошибок.

Стандарт призван улучшить уместность и надежность информации, содержащейся в финансовой отчетности организации, а также сопоставимость этой финансовой отчетности во времени и с финансовой отчетностью других организаций.

МСФО (IAS ) 10 «События после отчетного периода »

Цель стандарта — определить случаи, когда организация должна корректировать показатели финансовой отчетности с учетом событий после отчетного периода.

Стандарт содержит требования к информации, которую организация должна раскрывать в отношении даты утверждения финансовой отчетности к выпуску, а также событий, произошедших после отчетной даты.

Событиями после отчетной даты считаются такие события, которые имеют место в период между отчетной датой утверждения финансовой отчетности.

МСФО (IAS ) 11 «Договоры на строительство »

Цель настоящего стандарта — установить порядок учета выручки и затрат, связанных с договорами на строительство. В связи с характером деятельности, осуществляемой по договорам на строительство, дата начала такой деятельности и дата ее завершения, как правило, приходятся на разные отчетные периоды. Таким образом, основной задачей учета договоров на строительство является распределение выручки и затрат, связанных с договором, по отчетным периодам, в которых проводятся строительные работы.

МСФО (IAS ) 12 «Налоги на прибыль »

Цель данного стандарта — определить порядок учета налогов на прибыль. Главный вопрос учета налогов на прибыль заключается в том, как учитывать текущие и будущие налоговые последствия:

  • будущего возмещения (погашения) балансовой стоимости активов (обязательств), которые признаны в отчете о финансовом положении организации;
  • операций и других событий текущего периода, признанных в финансовой отчетности организации.

МСФО (IAS ) 16 «Основные средства »

Цель стандарта — определить порядок учета основных средств, чтобы пользователи финансовой отчетности могли получать информацию об инвестициях организации в основные средства и об изменениях в таких инвестициях.

Главные вопросы в учете основных средств:

  • признание активов;
  • определение балансовой стоимости активов;
  • амортизация;
  • убытки от обесценения.

Основные средства — это материальные активы, которые:

  • отвечают требованиям признания активов;
  • предназначены для использования в производстве, выполнения работ, оказания услуг, для сдачи в аренду, для административных целей;
  • предполагается использовать в течение более чем одного периода.

МСФО (IAS ) 17 «Аренда »

Целью настоящего стандарта является определение надлежащей учетной политики и состава информации, подлежащей раскрытию, в отношении договоров аренды для арендаторов и арендодателей.

МСФО (IAS ) 18 «Выручка »

Цель стандарта — определить порядок учета выручки, возникающей от определенных видов операций и событий.

Основной вопрос при учете выручки — определить момент, когда ее необходимо признавать. Выручка признается, когда поступление будущих экономических выгод в организацию является вероятным и эти выгоды можно надежно оценить. Настоящий стандарт определяет условия, при которых будут удовлетворяться эти критерии и, следовательно, будет признана выручка. Настоящий стандарт также предусматривает практические рекомендации по применению указанных критериев.

Согласно РСБУ доход можно показать только в случае перехода права собственности на товары, для МСФО это не определяющий фактор. Что касается расходов, то для МСФО в отличие от РСБУ не обязательно документально подтверждать затраты.

МСФО (IAS ) 19 «Вознаграждения работникам »

Настоящий стандарт устанавливает правила учета и раскрытия организацией информации о вознаграждениях работникам. Цель стандарта состоит в установлении таких правил. МСФО 19 требует от организации признавать:

  • обязательство в том случае, когда работник оказал услугу в обмен на вознаграждение, подлежащее выплате в будущем;
  • расход в том случае, когда организация использует экономическую выгоду, возникающую в результате оказания услуги работником в обмен за вознаграждение.

МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»

Данный стандарт должен применяться при учете и раскрытии информации о государственных субсидиях и о других формах государственной помощи. В соответствии с МСФО 20 к государственным субсидиям относится правительственная помощь в форме передачи определенным компаниям ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или будущем условий, связанных с предоставлением субсидий.

К СВЕДЕНИЮ

Аналогом стандарта IAS 20 в российском законодательстве является Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденное Приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н.

МСФО (IAS ) 21 «Влияние изменений валютных курсов »

Организация может осуществлять валютные операции двумя способами: заключать сделки, выраженные в иностранных валютах, или владеть иностранными подразделениями. Кроме того, организация может представлять свою финансовую отчетность в иностранной валюте.

Цель настоящего стандарта — определить, каким образом следует отражать операции в иностранной валюте и показатели иностранного подразделения в финансовой отчетности организации и как пересчитывать финансовую отчетность в валюту представления.

МСФО (IAS ) 23 «Затраты по заимствования м »

Затраты по заимствованиям, непосредственно относящиеся к приобретению, строительству или производству квалифицируемого актива, включаются в первоначальную стоимость этого актива. Прочие затраты по заимствованиям признаются в качестве расходов.

МСФО (IAS ) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах »

Цель стандарта — обеспечить раскрытие в финансовой отчетности информации, необходимой для того, чтобы обратить внимание на возможность влияния на финансовое положение, прибыль или убыток организации факта существования связанных сторон, а также операций и остатков по операциям, включая договорные обязательства по будущим операциям с такими сторонами.

МСФО (IAS ) 27 «Отдельная финансовая отчетность »

Цель настоящего стандарта — установить правила учета и раскрытия информации в отношении инвестиций в дочерние организации, совместные предприятия и ассоциированные организации при подготовке организацией отдельной финансовой отчетности.

МСФО (IAS ) 28 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия »

Цель данного стандарта — определить правила учета инвестиций в ассоциированные организации и требования по применению метода долевого участия при учете инвестиций в ассоциированные организации и совместные предприятия.

Ассоциированной организацией признается организация, на деятельность которой инвестор имеет значительное влияние и которая не является ни дочерней организацией, ни долей участия в совместной деятельности.

МСФО (IAS ) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике »

В условиях гиперинфляционной экономики представление результатов деятельности и финансового положения организации в местной валюте без пересчета не является полезным. Деньги теряют покупательную способность с такой скоростью, что сопоставление сумм от операций и прочих событий, произошедших в разное время, даже в пределах одного отчетного периода, вводит в заблуждение.

МСФО (IAS ) 32 «Финансовые инструменты: представление »

Цель стандарта — установить принципы, в соответствии с которыми финансовые инструменты представляются в составе обязательств или собственного капитала, а также производится взаимозачет финансовых активов и финансовых обязательств.

Стандарт нацелен на более глубокое понимание пользователями финансовой отчетности значения финансовых инструментов для финансового положения, результатов деятельности и движения денежных средств организации.

В соответствии с финансовым инструментом является любой договор, в результате которого одновременно возникает финансовый актив у одной организации и финансовое обязательство или долевой инструмент — у другой.

МСФО (IAS ) 33 «Прибыль на акцию »

Цель настоящего стандарта — установить принципы определения и представления информации о прибыли на акцию, чтобы облегчить сравнение результатов деятельности различных организаций за один отчетный период или одной организации за различные отчетные периоды.

МСФО (IAS ) 34 «Промежуточная финансовая отчетность »

Цель стандарта — определить минимальное содержание промежуточного финансового отчета и установить принципы признания и оценки в полной или сокращенной финансовой отчетности за промежуточный период.

МСФО (IAS ) 36 «Обесценение активов »

Цель данного стандарта — определить порядок, который организация должна применять при учете активов, чтобы их балансовая стоимость не превышала возмещаемую сумму.

МСФО (IAS ) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы »

Цель настоящего стандарта — обеспечить, чтобы к оценочным обязательствам, условным обязательствам и условным активам применялись надлежащие критерии признания и база оценки, чтобы в примечаниях к финансовой отчетности раскрывалась достаточная информация, позволяющая пользователям понять их характер, распределение во времени и величину.

МСФО (IAS ) 38 «Нематериальные активы »

Настоящий стандарт требует, чтобы организация признавала нематериальный актив только тогда, когда выполняются определенные критерии. Стандарт также устанавливает порядок оценки балансовой стоимости нематериальных активов и требует раскрытия определенной информации о нематериальных активах.

МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка»

Цель данного стандарта состоит в установлении принципов признания и оценки финансовых активов, финансовых обязательств и некоторых договоров покупки или продажи нефинансовых статей.

В стандарте определено такое понятие, как хеджируемая статья , которая является либо активом, либо обязательством или твердым соглашением, в связи с которыми организация подвергается риску изменений справедливой стоимости или будущих денежных потоков. Хеджирование финансовых инструментов заключается в частичной или полной компенсации изменения справедливой стоимости или денежных потоков хеджированных (защищаемых) статей финансовых инструментов.

МСФО (IAS ) 40 «Инвестиционная недвижимость »

Цель стандарта — установить порядок учета инвестиционной недвижимости и соответствующие требования к раскрытию информации.

Настоящий стандарт должен применяться организациями ко всем типам финансовых инструментов при признании, оценке и раскрытии информации в отношении инвестиционной недвижимости.

Инвестиционной недвижимостью является имущество (земля или здание), находящееся в распоряжении собственника или арендатора по договору финансовой аренды с целью получения арендных платежей, доходов от прироста стоимости капитала, но не для использования в производстве или поставках товаров или услуг либо для административных целей, а также для продажи в ходе обычной деятельности.

МСФО (IAS ) 41 «Сельское хозяйство »

Цель стандарта — установить порядок учета, представления финансовой отчетности и требования к раскрытию информации о сельскохозяйственной деятельности.

СОСТАВЛЕНИЕ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ

В соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации .

Рассмотрим пример составления и анализа консолидированной отчетности по стандартам МСФО на примере предприятия АО «Альфа», которое контролирует деятельность двух предприятий — АО «Бета» и АО «Гамма», занимающихся производством и обслуживанием агрегатов и запасных частей для автомобилей.

Отчет о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе (отчет о совокупном доходе) (табл. 1) схож с отчетом о финансовых результатах (форма № 2) бухгалтерской отчетности по РСБУ.

Таблица 1. Консолидированный отчет о совокупном доходе за 2015 и 2016 гг., тыс. руб.

Показатель

2016 г.

2015 г.

2016 г. к 2015 г.

тыс. руб.

Себестоимость реализации

Валовая прибыль

Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы

Формирование резерва под обесценение основных средств, гудвилла и нематериальных активов

Прочие операционные доходы/расходы, нетто

Операционная прибыль

Финансовые доходы/расходы, нетто

Положительные/отрицательные курсовые разницы

Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль

Прибыль за отчетный период

Кроме такого вида консолидированного отчета, можно представить более детальную информацию по некоторым статьям, например по выручке от реализации (табл. 2).

Таблица 2. Анализ выручки за 2015 и 2016 гг., тыс. руб.

Показатель

2016 г.

2015 г.

2016 г. к 2015 г.

тыс. руб.

Выручка

Ремонт агрегатов

АО «Бета»

АО «Гамма»

Техническое обслуживание

АО «Бета»

АО «Гамма»

АО «Бета»

АО «Гамма»

Из представленного анализа видно, что по всем рассмотренным видам деятельности у предприятий наблюдается рост выручки, за исключением АО «Гамма» в части ремонта автомобильных агрегатов. Такое падение произошло за счет того, что по проценту готовности одного договора АО «Гамма» основная выручка была признана в отчетности 2015 г.

Отчет о финансовом положении очень похож на бухгалтерский баланс по РСБУ. Согласно нормативным данным отчет о финансовом положении по МСФО должен включать статьи, представляющие следующие величины :

  • основные средства;
  • инвестиционная недвижимость;
  • нематериальные активы;
  • финансовые активы;
  • инвестиции, учитываемые с использованием метода долевого участия;
  • биологические активы;
  • запасы;
  • торговая и прочая дебиторская задолженность;
  • денежные средства и эквиваленты денежных средств;
  • общая сумма активов, классифицированных как предназначенные для продажи, и активов, включенных в выбывающие группы, классифицированные как предназначенные для продажи в соответствии с МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»;
  • торговая и прочая кредиторская задолженность;
  • оценочные обязательства;
  • финансовые обязательства;
  • обязательства и активы по текущему налогу, как определено в МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»;
  • отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы, как определено в МСФО (IAS) 12;
  • обязательства, включенные в выбывающие группы, классифицированные как предназначенные для продажи в соответствии с МСФО (IFRS) 5;
  • неконтролирующие доли участия, представленные в составе собственного капитала;
  • выпущенный капитал и резервы, относимые к собственникам материнской организации.

Организация должна представлять дополнительные статьи, заголовки и промежуточные итоги в отчете о финансовом положении , когда такое представление уместно для понимания ее финансового состояния.

Рассмотрим пример оформления отчета о финансовом положении АО «Альфа» (табл. 3).

Таблица 3. Отчет о финансовом положении, тыс. руб.

Показатель

2016 г.

2015 г.

Изменение

тыс. руб.

Активы, всего

Основные средства

Нематериальные активы

Дебиторская задолженность

Авансы выданные

Прочие активы и инвестиции в прочие организации

Дебиторская задолженность по налогам и сборам

Денежные средства и краткосрочные депозиты

Отложенные налоговые активы

Собственный капитал, всего

Уставный капитал

Добавочный капитал

Нераспределенная прибыль

Обязательства, всего

Кредиты и займы

Обязательства по финансовой аренде, пенсионным планам

Отложенные налоговые обязательства и прочие резервы

Кредиторская задолженность

Авансы полученные

Задолженность по налогам и сборам

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Форма бухгалтерского баланса по РСБУ четко прописана в Приказе Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций», в то время как форма отчета о финансовом положении по МСФО отсутствует (имеется только ряд правил и статей, которые должны быть отображены в отчете).

Сумма активов (293 491 тыс. руб.) должна быть равна сумме пассивов (собственный капитал + обязательства = 293 491 тыс. руб.) аналогично оформлению бухгалтерского баланса.

На этапе составления консолидированной отчетности принято рассчитывать показатель EBITDA (прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов и начисленной амортизации) (табл. 4).

Таблица 4. Расчет показателя EBITDA, тыс. руб.

Показатель

2016 г.

2015 г.

2016 г. к 2015 г., %

Ремонт агрегатов

АО «Бета»

АО «Гамма»

Техническое обслуживание

АО «Бета»

АО «Гамма»

АО «Бета»

АО «Гамма»

Итого EBITDA

Этот показатель в последнее время особенно полюбился инвесторам и кредиторам. Такой показатель можно рассчитать только в случае, если предприятие ведет учет согласно стандартам МСФО. Нашими стандартами расчет данного показателя не предусмотрен, но все же формулу расчета для российской практики немного адаптировали, и EBITDA в таком случае будет равняться сумме прибыли от реализации и амортизационных отчислений.

Немаловажным является расчет коэффициента отношения долга к EBITDA (К од ), который отражает способность предприятия отвечать по своим обязательствам, характеризуя его платежеспособность:

К од = Обязательства / EBITDA.

К од 2015 = 220 794 тыс. руб. / 69 145 тыс. руб. = 3,19;

К од 2016 = 157 435 тыс. руб. / 54 352 тыс. руб. = 2,90.

Чем выше этот показатель, тем больше проблем у предприятия с долговыми обязательствами и тем меньше у него возможности погасить эти обязательства за счет собственной прибыли.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Рассмотрев особенности составления консолидированной финансовой отчетности, стоит отметить сходства с российской бухгалтерской отчетностью. В рассмотренном примере компания «Альфа» контролирует деятельность нескольких предприятий, которые формируют свою индивидуальную отчетность. Далее она составляет консолидированную отчетность, объединяя данные подведомственных ей предприятий. При этом учетные политики всех предприятий должны быть сходны в основных вопросах.

Чаще всего на практике так называемые управляющие компании спускают подведомственным им предприятиям свою редакцию учетной политики, на основании которой «дочки» должны скорректировать собственную редакцию.

А. Н. Дубоносова, заместитель управляющего директора по экономике и финансам