Применение икт технологий на уроках английского языка. Использование икт и интернет на уроках английского языка. Психологические приёмы повышения мотивации обучения

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

  1. Актуальность работы.
  2. Цели и задачи работы.
  3. Цель и задачи обучения иностранным языкам.
  4. Информационные технологии обучения в зависимости от классификации типов уроков.
  5. Использование ИКТ и Интернет - ресурсов во внеклассной работе по английскому языку.
  6. Использование Интернет - ресурсов на уроках иностранного языка.
  7. "Плюсы" и "минусы" информационных технологий в образовательном процессе.
  8. Результативность работы учителя.
  9. Заключение.

1. Актуальность работы.

Новые информационные технологии - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения и воспитания.

Современные педагогические технологии, такие, как проектная методика, использование информационных технологий, Интернет — ресурсов позволяют реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов и т. д.

Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Речь идёт о создании условий для раскрытия творческого потенциала человека, развития способностей, воспитания потребности самосовершенствования и ответственности.

Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого.

Практическое использование ИКТ и Интернет-ресурсов предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

2. Цель и задачи работы.

Цель данной работы - выявить эффективность использования ИКТ и Интернет - ресурсов на и принципы создания образовательных программных средств ИКТ в образовательном процессе в рамках этого предмета, способствующих развитию мотивации учебной деятельности учащихся.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть особенности использования ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка,
  • проанализировать результаты использования ИКТ во внеклассной работе по английскому языку,
  • проанализировать результативность применения ИКТ в собственной практической деятельности,
  • выявить "плюсы" и "минусы" использования ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка.

3. Цель и задачи обучения иностранным языкам.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам.

В отличие от традиционных методик, где учитель привык давать и требовать определенные знания, при использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса.

На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд задач:

  • формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
  • совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;
  • совершенствовать умения письменной речи, пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающей определенный этап развития культуры народа, социальное и политическое устройство общества;
  • знакомить с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
  • формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке.

Таким образом, содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой техническое средство, которое способствует эффективному обучению, а впоследствии сказывается на общем развитии учащихся.

4. Информационные технологии обучения в зависимости от классификации типов уроков.

Презентация - целенаправленный информационный процесс, решающий свои задачи, в котором компьютер выступает не только как средство, дающее большую свободу для творчества, но и как своего рода генератор новой эстетики. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого в презентации материала.

Используя он-лайн тесты, учащиеся могут сразу же узнать результат работы и оценку.

На своих уроках я использую следующие цифровые образовательные ресурсы.

Новый компонент курса "New Opportunities Russian Edition” - "Test Master CD-Rom” (издательство Pearson Education Limited. Longman) разработан для каждого уровня УМК. Он предоставляет большие возможности учителям в составлении тестов для контроля знаний и навыков. Также интересен и увлекателен CD-Rom с дополнительными заданиями для учащихся. Это важное и объемное дополнение к учебному комплекту. Диск предоставляет большое количество упражнений для отработки грамматики и лексики. Данная программа легка в пользовании, необходимы минимальные навыки работы с компьютером, что очень важно при работе с группой учащихся.
Большую помощь в изучении и закреплении грамматики представляет интерактивный курс "Round-up” (издательство Pearson Education Limited. Longman), состоящий из нескольких дисков разных уровней. Упражнения расположены по грамматическим темам. Достоинствами курса являются возможность проверки своих ответов и компьютерное подведение результатов выполнения заданий. Данный курс эффективен для проведения контроля в компьютерной форме, что сегодня является актуальной проблемой при проведении мониторингов. В данный курс введены интересные игры по разделам грамматики. Также необходимо отметить простоту в пользовании программой.
Интерактивные курсы "Grammar Practice” Third Edition with CD-ROM (Pearson Education Limited. Longman). "English Grammar In Use” Second Edition with CD-ROM (Ryamond Murphy, Cambridge University Press). В настоящее время данные курсы представлены тремя уровнями: Elementary, Pre-intermediate, Intermediate. Учебные пособия построены следующим образом: в конце каждого раздела дается проверка усвоения грамматического материала в учебнике, затем проверка дается на диске (каждое упражнение соответствует определенному уроку). Компьютерная программа построена таким образом, что, выполнив задание, его можно проверить в автоматическом режиме и затем просмотреть правильные варианты выполнения задания. Такая возможность позволяет использовать программу не только на уроке в группе, но и дома для самостоятельной работы учащихся. Данная программа также предоставляет возможность распечатывания упражнений, что может быть важным для учителя.
Интерактивный курс "Way Ahead” (издательство Macmillan).Шесть уровней данного курса включают в себя игры, кроссворды, увлекательные упражнения на закрепление грамматического и лексического материала в игровой форме. Интересно и увлекательно звуковое и графическое оформление программы.
Урок - проект.
Этот тип урока предполагает использование сети Интернет на подготовительном этапе, сбор информации, богатый страноведческий материал, фотографии.
В рамках программного материала проектная методика может использоваться практически по любой теме, так как отбор тематики может проводиться с учетом практической значимости для школьника
Использование информационных технологий, например, в сочетании с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка. В центре внимания такого рабочего процесса стоит сам ученик с возможностью свободного выражения своего мнения. Дети находят практическое применение знанию иноязычной речи.
Для меня, учителя, такой метод открывает безграничное поле деятельности для организации работы над самыми разнообразными темами на разных шагах обучения с детьми разных возрастов.
Помимо огромного потенциала, который несет в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных ресурсов и услуг Интернета в процессе проектной деятельности учащихся. Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Каким бы ни было ваше отношение к Интернету, приходится признать тот факт, что всемирная сеть стала неотъемлемой частью современной действительности. Многие ученики давно оценили все достоинства Интернета и активно пользуются его услугами в своей учебной деятельности, тогда как для учителей пространство этой мировой паутины по большей части остается неизведанным, незнакомым и в какой-то мере пугающим. Какую помощь может оказать Интернет, зависит от того, для решения каких дидактических задач вы его используете. Если говорить об иностранных языках, можно отметить, что Интернет дает уникальные возможности для тех, кто обучает английскому языку, и тех, кто его изучает. Одна из этих возможностей - извлечение и использование информации. Умение работать с огромным потоком информации является сегодня совершено необходимым для специалистов в любой области. Основу же для этого умения можно и нужно закладывать еще в школе. Способность отобрать важную информацию, проанализировать ее вырабатывается на практике с помощью аналитического чтения. Формирование этого качества напрямую зависит от методических подходов, используемых в процессе обучения, от характера заданий, которые получают учащиеся. Например, в 10 классе дети должны представить проект по теме «Музыка». В кабинете информатики на уроке английского языка они должны найти необходимый материал в сети Интернет, прочитать его, выбрать необходимое, скачать найденную информацию и сохранить в папках. Дети легко справились с этой задачей. Создавая проекты, ученики использовали эту информацию, музыку, фотографии.
Таким образом, без использования ИКТ в учебном процессе трудно представить современные уроки английского языка. ИКТ способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к изучению языка, учащиеся имеют возможность в яркой, интересной форме познакомиться с реалиями страны изучаемого языка, а также проверить свои умения и навыки в интерактивной деятельности.

5. Использование ИКТ и Интернет - ресурсов во внеклассной работе по английскому языку.

Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний позволяет более активно осваивать культуру своей страны.

Шепелева В.И. определяет внеклассную работу по иностранному языку как «систему неоднородных по смыслу, назначению и методики проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ».

Во внеклассной работе мною широко используются ресурсы глобальной сети Интернет. Всемирная паутина является

  • источником информации для учеников в ходе подготовки того или иного проекта или мероприятия,
  • помощником в обмене опытом с коллегами (методические разработки опубликованы на сайте http://festival.1september.ru, разработки коллег помогают более эффективно выстроить внеклассную работу по английскому языку),
  • источник идей и вдохновения.

Во внеклассной работе мной используются такие ЦОР, как мультимедийные презентации, бизнес-игры по страноведению, защиту рефератов, тестирующие программы, создание видеороликов.

Широко использую оболочки тестовых программ. Программа MyTest работает с восемью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу.

При наличии компьютерной сети можно организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала MyTest.

Говоря об эффективности использования данной программы, необходимо упомянуть о повышении мотивации к изучению английского языка. В свободном доступе в Интернет выложены оболочки тестирующих программ, имеющих интерфейс различных детских игр, знакомых каждому ученику, что лишь усиливает их притягательность для учеников.
Например, в любых классах возможно проведение турнира по морскому бою с помощью программы "Seabattle". С помощью интерактивной доски ученики с удовольствием топят корабли соперников, отвечая при этом на вопросы по английской лексике и грамматике.

Мною также используется тестовая оболочка программы «Крестики-нолики». Используя правила известной детской игры, ученики могут поставить свой знак, только правильно ответив на вопрос.

Данные программы позволяют создавать собственные тестовые задания любой сложности, что обеспечивает возможность их неоднократного использования на протяжении всего периода обучения причем не только английскому языку, но и любому другому предмету.

Во внеклассной работе также активно развивается создание видеороликов. Программным обеспечением для реализации данного направления служит MPEG Video Wizard DVD, которая очень проста в использовании и дает возможность создавать несложные эффекты. Освоив данную программу, ученики могут создавать несложные видеоклипы. При этом они осваивают новые программы по созданию видеороликов, которые предоставляют возможность использовать более яркие и красочные эффекты самостоятельно. Ученики также самостоятельно пишут сценарии, снимают, подбирают музыкальное сопровождение, монтируют ролики.

Количество учеников, принимающих участие в различных проектах и внеклассных мероприятиях, постоянно увеличивается. Растет мотивация к изучению английского языка и интерес к предмету. Необходимо отметить еще один положительный эффект от использования ИКТ во внеклассной работе. Привлекая учеников, не отличающихся примерным поведением, к реализации подобных проектов, возможны положительные сдвиги в их поведении, появившийся интерес к предмету.

Таким образом, использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Растет мотивация учащихся, что способствует активизации их познавательной деятельности в процессе работы с информацией. Как следствие, эффективно развиваются ключевые компетентности учащихся, главным образом, информационная.

Считаю, что необходимо продолжить процесс внедрения ИКТ на уроке и во внеклассной работе, так как эффективность их использования очевидна; более широко привлекать учеников начальных классов; искать формы внеклассной работы с использованием ИКТ.

6. Использование - ресурсов на уроках иностранного языка.

Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет и т.д.

На своих уроках я использую следующие образовательные Интернет - ресурсы:
сказки, рассказы, игры, кроссворды:
www.starfall.com, www.englishforkids.ru, www.freeclassicaudiobooks.com, www.mes-english.com, www.oup.ru, www.onestopenglish.ru, www.elscafe.com, www.englisgtips.org, www.babyland.ru
газеты: "The Washington Times”, www.wastimes.com, "The Times”, www.nytimes.com
темы для уроков английского языка: «Легко ли быть молодым?», www.teenadvice.org, «Политика страны», www.royal.gov.uk
Для формирования или совершенствования грамматических, лексичесикх навыков - www.study.ru
При подготовке проектов - www.alleng.ru/englishjet.com/native-english.com.

При этом учитель, который применяет образовательные компьютерные программы на уроках иностранного языка, обязан знать, что любая образовательная технология должна соответствовать следующим методическим требованиям:

  • концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей,
  • системность: наличие всех признаков системы (логичность построения процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность),
  • эффективность: гарантия результатов, соответствующих образовательным стандартам,
  • гибкость: возможность варьирования в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и учащихся с учетом конкретных условий педагогической деятельности,
  • динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии,
  • воспроизводимость: возможное использование технологий другими учителями в данном учебном образовательном учреждении или в других.

Таким образом, именно применение образовательных компьютерных программ на уроках английского языка является основным признаком положительных результатов творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся.

7. "Плюсы" и "минусы" информационных технологий в образовательном процессе.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) представляют собой совокупность взаимосвязанных учебных объектов:

  • символьные объекты (знаки, символы, тексты, графики),
  • образные объекты (фото, рисунки),
  • аудиоинформацию (устные тексты, диалоги, музыка),
  • Видеообъекты (анимации, модели, видеосюжеты)

7.1. "Плюсы" информационных технологий в образовательном процессе.

Использование ЦОР позволяет:

  • улучшить эффективность и качество образования,
  • ориентироваться на современные цели обучения,
  • повысить мотивацию учащихся к обучению,
  • использовать взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности,
  • учитывать страноведческий аспект,
  • сделать занятия запоминающимися и эмоциональными, . реализовать индивидуальный подход,
  • усилить самостоятельность школьников,
  • повысить качество наглядности,
  • облегчить труд учителя.

Использование ЦОР в педагогической деятельности дает возможность учителю

  • излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников,
  • находить основные и дополнительные материалы для уроков или элективного курса,
  • экономить время для речевой практики,
  • организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников,
  • заинтересовать учеников, повысить их мотивацию, вовлечь в творческий процесс учения, увеличить быстроту и надежность знаний.

Электронные учебные пособия помогают ученикам

  • развивать системное мышление, учиться анализировать, сопоставлять и обобщать факты,
  • самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал, . приобрести навыки работы с компьютером,
  • основательно подготовиться к ЕГЭ.

7.2. Минусы использования ИКТ и Интернет - ресурсов на уроках английского языка.

Мне бы хотелось отметить следующие трудности в использовании ИКТ:

  • недостаточная степень оборудования школы,
  • недостаточное количество ЦОР,
  • многие ученики не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом,
  • многие учителя не имеют навыков работы с компьютером и Интернетом,
  • большинство учеников имеют доступ в Интернет только в школе,
  • многие учителя имеют доступ в Интернет только в школе.

Таким образом, достоинств у компьютерного обучения немало, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Необходимы критерии полезности применения компьютеров на уроке для каждой возрастной группы учащихся по темам целевых предметов, критерии оценки учебных программных средств.
Что касается критериев полезности конкретной технологии в образовании, полагаю, их можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

8. Результативность работы учителя.

Использование ИКТ и Интернет - ресурсов на уроке английского языка позволяет мне более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов. Применение компьютерных образовательных программ на уроках английского языка повышает эффективность решения коммуникативных задач, развивает разные виды речевой деятельности учащихся, формирует устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке. Сочетание информационных технологий с методом проекта позволяет школьникам практически применять свои знания, умения и навыки, потому и является одной из форм организации исследовательской и познавательной деятельности, при которой успешно реализуется кооперативная коллективная деятельность, позволяющая повысить мотивацию изучения иностранного языка.
Применение ИКТ и Интернет-ресурсов на уроках английского языка даёт возможность достичь стабильных положительных результатов и позволяет мне вести преподавание в разноуровневых классах: общеобразовательных, лицейских, с углубленным изучением английского языка - и достигать хорошего результата.

На мой взгляд, использование ИКТ и Интернет-ресурсов на уроке английского языка актуально на сегодняшний день, т.к. учитель должен быть интересным для своих учеников, идти в ногу со временем, повышать свое педагогическое мастерство и уровень интеллекта.

9. Заключение.

В условиях изменения содержания образования, когда происходит переход от знания центрического подхода к компетентностному, приоритетную роль в учебно-воспитательном процессе играют информационно-коммуникативные технологии. Использование информационно-коммуникативных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения.

Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

Современность предъявляет также все более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объемы информации растут, и часто рутинные способы ее передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения.

Следует отметить, что использование мультимедийных технологий не может обеспечить существенного педагогического эффекта без учителя, поскольку эти технологии только способы обучения. Компьютер в учебном процессе не механический педагог, не заместитель или аналог преподавателя, а средство, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности.

ВВЕДЕНИЕ

В Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Я считаю, что проникновение компьютеров в учебный процесс способствовало обновлению традиционных методов и приёмов в организации образовательного процесса.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью создания активной образовательной среды, которая предоставила бы возможность обучающимся доступа к различным источникам информации, помогла удовлетворить интересы современного школьника, общающегося в Интернет сообществе. Поэтому, по моему мнению, современный образовательный процесс должен использовать не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.

ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Педагоги отмечают, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

В современных источниках информационно - коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

Дадим определение понятию “средства ИКТ”. Средства информационно - коммуникационных технологий - это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей [Сайков Б.П.,]. К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

1. электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

2. электронные энциклопедии и справочники,

3. тренажеры и программы тестирования,

4. образовательные ресурсы Интернета,

5. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

6. видео и аудиотехника,

7. научно-исследовательские работы и проекты.

Прoрыв в области ИКТ, прoисходящий в настoящее время, застaвляет пересматривaть вoпросы организaции инфoрмациoнного oбеспечения познaвaтельной деятельности. Тaким oбразом, ИКТ пoзволяет рассмотреть вoзможности использования информационных технологий в oбразовательной деятельности:

1. для поискa литерaтуры, в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.) и рабoты с ней (реферирoвание, конспектирoвание, аннoтирование, цитирование и т.д.);

2. для работы с текстами, используя пакет оснoвных прикладных прoграмм Microsoft Office: Microsoft Word позволяет сoздавать и редактирoвать тексты с графическим оформлением; Microsoft Power Point позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsof Excel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher пoзволяет сoздавать и изменять буклеты, брошюры и т.д.

3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);

4. для хранения и накoпления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);

5. для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent и т.д.);

6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка для организации самостоятельной работы обучающихся. Они могут использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

Современные программы требуют от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.

Однако при организации урока с использовaнием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных дидактов, позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал.

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинствa:

1. общекультурное развитие обучaющихся;

2. совершенствование навыков владения компьютером;

3. совершенствование языкового уровня;

4. создание благоприятного психологического климата;

5. повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;

6. самоутверждение учащихся;

7. возможность реализации индивидуализации обучения;

8. реализация принципа обратной связи;

9. большие возможности наглядного предъявления материала;

10. исключение времени для написания материала на доске;

11. экономия расходования материалов учителем;

12. совершенствование процесса проверки работ учащихся;

14. сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;

15. aктивизация навыков самостоятельной работы.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся

Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:

1. развитие речевых умений для достижения иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих, как:

речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме); развитие у школьников умений выходить из положения при дефиците языковых средств при получении и передаче информации;

языковая/лингвистическая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, о разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (5-6 и 7-9 классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общеучебных и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

2. развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации ; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Для обучения учащихся фонетике языка я использую сайты:

Первый из вышеуказанных сайтов предоставляет широкий выбор игр и упражнений на соответствие слов и их транскрипционных обозначений. Второй сайт содержит видеоролики, в которых наглядно показан процесс произнесения разных типов звуков и использования всех органов речи.

Лексика вводится и закрепляется мной с помощью презентаций с изображением разных предметов и появляющихся по щелчку мыши под ними надписями, а также флэш песен с сайта council.org/en.

Грамматике обучать можно с помощью мультимедийных презентаций, в которых содержатся формулы, схемы и графики http://www.homeenglish.ru.

Для обучения аудированию можно использовать аудио рассказы с сайта http.//www.storynory.com и флэш истории с сайта council.org/en, которые сопровождаются заданиями на проверку понимания услышанного.

Кроме того, выступления учащихся со своими презентациями и проектами выполненными с помощью программы Power Point способствуют развитию говорения. Учащиеся совершенствуют монологическую речь, учатся задавать вопросы и отвечать на них.

Новой формой общения и проверки домашних заданий является электронная почта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках английского языка различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера.

«Использование ИКТ на уроках английского языка »

Учитель английского языка

МОУ СОШ № 000 г. Волгоград

1. Актуальность использования Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка.

2. Теоретические основы применения ИКТ в образовательном процессе современной школы.

3. Практическое применение ИКТ на уроках английского языка.

4. Метод проектов.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

Введение

Сегодня уже никого не надо убеждать, что обучение иностранному языку невозможно без использования таких современных технологий обучения, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии .

Актуальность данной проблемы состоит в том, что информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у школьников. Это способствует адаптации к современным социальным условиям, т. к. обществу нужны люди, быстро ориентирующиеся в современном мире, самостоятельные и инициативные, достигающие успеха в своей деятельности. В основе любой инновационной деятельности лежит творческое начало. Творческая деятельность предполагает развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Это одна из главных задач современного образовательного процесса. Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, обеспечивающих решение данной задачи. Таковыми являются инновационные формы обучения: ИКТ, метод проекта, приемы технологии критического мышления. Поэтому я посчитала необходимым работать именно в этом направлении.


Основная цель заключается в выявлении возможностей информационно-коммуникационных технологий в повышении результативности обучения, развитии креативных способностей обучающихся на уроках английского языка, реализации творческого потенциала каждого участника учебной деятельности.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1. Рассмотрение актуальности использования Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках английского языка.

2. применение ИКТ на уроках английского языка как средство повышения результативности обучения и развития креативности;

3. рассмотрение развития творческой деятельности на уроках английского языка посредством ИКТ

4. обобщение опыта использования информационно-коммуникационной технологии на уроках английского языка

1. Использование информационных компьютерных технологий дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса. Это расширение доступа к информации в привычной вербальной и иных формах, увеличение выразительных возможностей предоставления информации, соединение ее рациональных и эмоциональных аспектов, включение игровых элементов, возможность использования моделей, широкая вариантность в выборе методических средств, тиражирование и совершенствование методических материалов и упрощение их передачи на расстояние, новые возможности в концентрации информации, индивидуализация образовательного процесса и его вариативность , новые возможности в организации межпредметных связей, освобождение учителя от рутинного труда и сосредоточение его внимания на творческих моментах, повышение интереса к получению знаний.

Разработкой и внедрением в учебный процесс новых информационных технологий активно занимаются такие исследователи, как, В,

Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:

1. повышение мотивации к изучению языка;

2. развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;

3. увеличение объема лингвистических знаний;

3. расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;

4. развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.

Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно. Необходим широкий спектр информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений.

Современный учитель должен считаться с тем, что информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) обучения прочно вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания и созданию условия для их успешной самореализации в будущем.

2.Теоретические основы применения ИКТ в образовательном процессе современной школы.


ИКТ обучения на уроках английского языка являются эффективным педагогическим средством изучения иноязычной культуры и формирования коммуникативных навыков. Необходимо заметить, что применение ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса учащихся к предмету, улучшают качество усвоения материала, позволяют индивидуализировать процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Уроки иностранного языка с использованием ИКТ отличаются разнообразием, повышенным интересом учащихся к иностранному языку, эффективностью.

В современных источниках информационно-коммуникационные технологии представляют собой широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение , телефонные линии, сотовая связь , электронная почта , сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу школьникам готовых знаний, умений и навыков, а привитие обучающемуся умений самообразования. При этом работа учащихся на уроке носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств.

К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам ИКТ относятся:

1. электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора

2. электронные энциклопедии и справочники

3. тренажеры и программы тестирования

4. образовательные ресурсы Интернета

5. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями

6. видео и аудиотехника

7. мультимедийные презентации

Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера , аудио - и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т. д.).

Прорыв в области ИКТ, происходящий в настоящее время, заставляет пересматривать вопросы организации информационного обеспечения познавательной деятельности . Таким образом, вторая классификация средств ИКТ позволяет рассмотреть возможности использования информационных технологий в образовательной деятельности:

1. для поиска литературы, в Internet с применением браузеров типа InternetExplorer, MozillaFirefox и др., различных поисковых систем (*****, *****, *****, *****, и т. д.) и работы с ней (реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование и т. д.);

2. для работы с текстами, используя пакет основных прикладных программ Microsoft Office: Microsoft Word позволяет создавать и редактировать тексты с графическим оформлением; Microsoft PowerPoint позволяет создавать слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; Microsoft Excel выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные и работать со списками в таблицах и на веб-страницах; Microsoft Office Publisher позволяет создавать и изменять буклеты , брошюры и т. д.

3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);

4. для хранения и накопления информации(CD-, DVD-диски, Flash-диски);

5. для общения (Internet, электронная почта, ICQ, Skype, MailAgent и т. д.);

6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.;

Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского языка и для организации самостоятельной работы обучающихся. Они помогают использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний.

Современные программы требуют от обучающегося концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый школьник способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной неуспешности. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой ученику для усвоения темы урока.

Однако при организации урока с использованием компьютерных программ, информация предоставляется обучающимся красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Все это, по мнению современных дидактов, позволяет более наглядно и доступно объяснить учебный материал.

Компьютер лоялен к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, это является немаловажным фактором для развития их индивидуальности.

Таким образом, говоря о преимуществах работы обучающихся с компьютером, следует назвать его бесспорные достоинства:

1. общекультурное развитие обучающихся;

2. совершенствование навыков владения компьютером;

3. совершенствование языкового уровня;

4. создание благоприятного психологического климата;

5. повышение мотивации учащихся и их интереса к предмету;

6. самоутверждение учащихся;

7. возможность реализации индивидуализации обучения;

8. реализация принципа обратной связи;

9. большие возможности наглядного предъявления материала;

10. исключение времени для написания материала на доске;

11. экономия расходования материалов учителем;

12. совершенствование процесса проверки работ учащихся;

14. сочетание контроля и самоконтроля; объективная и своевременная оценка действий учащихся;

15. активизация навыков самостоятельной работы.

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка раскрывает огромные возможности компьютера как эффективного средства обучения. Компьютерные обучающие программы позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, осознать языковые явления, способствуют формированию лингвистических способностей, создают коммуникативные ситуации, автоматизируют языковые и речевые действия, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.

3. Применение ИКТ на уроках английского языка

Несмотря на значительное продвижение ИКТ в учебный процесс, проблема выбора между традиционным уроком и уроком с привлечением компьютера остается актуальной потому, что использование компьютерных технологий в процессе обучения имеет как очевидные преимущества, так и существенные недостатки.

Как показывает практика, действенным способом нивелирования недостатков работы с компьютером является использова­ние подготовленных с учетом определен­ных требований мультимедийных презен­таций, когда учитель задействует на уроке эк­ран-доску, проектор и всего один компьютер для демонстрации. Это дает возможность фокусировать внимание всей группы учащихся, осуществлять повтор демонстрируемого материала. Кроме того, применение ММП исключает негативное влияние компьютера на здоровье детей.

На основе анализа исследований, по­священных проблемам применения компьютерных технологий в процессе обучения различным общеобразова­тельным предметам, можно представить следующее определение ММП как ме­тодического приема.

Мультимедийная презентация ино­язычного материала - способ предъяв­ления творчески переработанной учи­телем, адаптированной для определён­ного возраста учащихся языковой информации в виде логически завершен­ной подборки слайдов по определён­ной лексико-грамматической, страноведческой теме. Мультимедийная презентация базиру­ется на использовании аудиовизу­альных возможностей компьютерных технологий.

При наличии соответствующего обо­рудования мультимедийные программы обладают почти неограниченными графи­ческими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме картинок и ани­мации.

Это особенно важно: а) при ознакомле­нии с новой лексикой, так как изображе­ния на мониторе / экране позволяют ас­социировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием; б) при изучении грамматичес­кого материала, когда у детей 7-8 лет ещё не развито абстрактное мышление, а увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способ­ствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.

Использование ММП в процессе обуче­ния обеспечивается определенными усло­виями, создаваемыми как на уровне шко­лы в целом, так и на уровне урока.

Так, при постоянном использовании компьютера учитель должен иметь доступ ко всей базе данных . Её проще упо­рядочить, создав свою медиатеку поступа­ющей и хранящейся информации (в этом случае не надо тратить время на поиски необходимого материала). Такая медиатека может включать следующие компонен­ты - уровни информации.

Медиатека учителя иностранного языка

Мультимедийный учебно-методический ассортимент

Навигатор

1. Коллекция статических картинок,

список хранящихся статических картинок

2. Коллекция анимированных картинок, разбитых по лексическим или граммати­ческим темам (рисунки, графики, схемы, карты, комиксы и т. п.)

список хранящихся анимированных картинок

3. Коллекция звуковых файлов, разбитых по темам (классические произведения, звуки природы, эмоции, текстовые ауди­озаписи и т. п.)

список хранящихся звуковых файлов

4. Коллекция готовых ММП по темам

список готовых ММП

5. Коллекция текстовых файлов

список хранящихся текстовых файлов

список нужных поисковых машин и часто посещаемых веб-сайтов

список справочной информации

список хранящихся материалов по мониторингу.

Основными дидактическими условия­ми применения ММП на уроке являются следующие: а) перспективное планирова­ние использования ММП; б) методичес­кий анализ намеченных для демонстрации ММП; в) комплексный подход к примене­нию ММП.

Перспективное планирование использо­вания ММП необходимо для решения важной методической задачи - подбора оптимального комплекса обучающих средств к каждой конкретной теме.

Методический анализ намеченных в плане демонстраций ММП предполагает их предварительный просмотр. В процессе анализа учитель должен: а) определить степень соответствия ММП учебной про­грамме, теме урока, изученному материа­лу; б) наметить задачи применения ММП в соответствии с методикой проведения урока; в) выделить в применяемой ММП основной и дополнительный материал; г) при необходимости доработать существу­ющую ММП (сократив или увеличив ко­личество слайдов). Комплексный подход к применению ММП предусматривает их подбор к оп­ределённой теме, учитывая: а) дидакти­ческие возможности материала на разных этапах обучения; б) уровень знаний и раз­вития учащихся данного класса; в) подго­товленность и опыт учителя в использова­нии ММП. Создание и применение ММП возмож­но при соблюдении определенных требо­ваний к ним, а также при наличии технических средств, отвечающих необ­ходимым характеристикам.

Для создания ММП мною используют­ся следующие компьютерные программы: Microsoft Word (позволяет форматиро­вать нужный текст), Microsoft Power Point (делает доступными действия с ани­мационными картинками, звуковыми и видео файлами), Microsoft Publisher (дает возможность публикации материалов в виде тематических буклетов), Microsoft Internet Explorer (позволяет работать с се­тевыми ресурсами Internet).

Эффективность использования ММП вомногом зависит от ряда организацион­но-технических условий: а) правильного подбора и рационального размещения в кабинете оборудования для создания и демонстрации ММП; б) обеспечения по­стоянной готовности аппаратуры к работе; в) правильного размещения и хранения информации (дискеты, флэш-карты, CD, памяти компьютера, места хранения, на­звания папки); г) наличия в кабинете ка­талога ММП по лексико-грамматическим и страноведческим темам, где оговаривается количество слайдов, наличие в ММП звуковых фай­лов, сопровождение анимацией и т. п.

Опыт показывает, что при проведении уроков с использованием ММП необ­ходимо выполнять определенные гигие­нические нормы: а) при использовании экрана-доски удовлетворительная зона восприятия находится на расстоянии от 2 до 5 - 6 м; б) на уроке в начальных классах целесообразно использовать ММП дли­тельностью не более 5-8 минут, старших – 20-25 минут.

В ходе работы были сформулированы следующие ос­новные требования к оформлению ММП

Основные требования к оформлению ММП

Условия оформления

Требования к оформлению

I - IV классы

V - IX классы

Стиль создания оформления

Ограниченность по времени

Количество слайдов

Графические изображения

Анимационные эффекты текста

Анимационные объекты

Звуковые файлы

Видеофрагмент

Фоновые изображения

1-2, преимущественно тёмные тона

Использование цвета

не более трех контрастных для одного слайда; фон и текст должны быть контрастными

короткие слова и предложения; минимум предлогов, междометий

Расположение информации

картинка не должна отвлекать от содержания текста; наиболее важная информация находится в центре; доминирует горизонталь­ное расположение информации

крупный (для заголовков - 66/72, для информа­ции - 42/44/48); одного типа; не злоупотреб­лять прописными буквами

Способы выделения информации

жирный шрифт; разные цвета; стрелки; схемы для важных фактов

Объем информации

1 слайд - это 1 ключевой пункт

Виды слайдов

минимум текстовых слайдов

Технология непосредственного ис­пользования ММП в учебном процессе. ММП имеет несколько этапов:

1) подготови­тельный;

2) преддемонстрационный;

3) демонстрационный;

4) последемонстрационный;

5) рефлексивный.

Подготовительный этап включает в се­бя отбор необходимого материала, анализ и создание учителем ММП. В ходе апро­бации данной технологии мною выработан алгоритм создания ММП. Следуя ему, учитель должен:

а) определить педагогические задачи, решаемые с помощью создаваемой ММП;

б) продумать цели и задачи создания слайдов;

в) поставить себя на место ученика, учитывая его возрастные особенности, по­тенциальные возможности;

г) подобрать иллюстрации (рисунки, звуки), используя мультимедийные воз­можности компьютера (обработка соб­ранной ранее информации или поиск но­вой);

д) продумать содержание текстов ис­ходя из основных требований к ММП;

е) составить сценарий ММП;

ж) создать структуру ММП, используя необходимые компьютерные программы;

з) применить анимационные и звуко­вые эффекты;

и) проанализировать и оценить подго­товленную презентацию согласно требо­ваниям к ММП;

к) скорректировать возможные не­дочеты.

В преддемонстрационный этап входят снятие языковых трудностей, проверка понимания ранее изученных лексических единиц, повторение необходимого грам­матического материала и формулировка целей и задач для учащихся.

На демонстрационном этапе проис­ходит предъявление материала с параллельным комментарием учителя, работа над содержанием каждого слайда, «паузированные» упражнения, при необ­ходимости повтор нужных слайдов.

Последемонстрационный этап охваты­вает вопросно-ответные упражнения, подведение учащимися итогов, самостоя­тельную формулировку ими правила, по­вторение лексических единиц.

Лариса Иванова
Использование ИКТ на уроках английского языка

Использование ИКТ на уроках английского языка

Во всем мире компьютер используется в сфере образования не только как предмет изучения, но и как средство обучения.

В обучении иностранному языку широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплектность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делая процесс обучения более интересным и творческим.

Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются :

1. Повышение мотивации к изучению языка ;

2. Развитие речевой компетенции;

3. Увеличение объема лингвистических знаний;

4. Расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка ;

5. Развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка .

Возможности использования ИКТ на разных этапах урока .

При обучении аудированию ИКТ используется для формирования фонетических навыков аудирования; для контроля правильности понимания прослушанного текста; для умения понимать аутентичную речь.

При обучении грамматике ИКТ можно использовать на различных этапах урока . Я использую презентацию в Power Point для объяснения нового правила или для проверки полученных знаний. Например, после изучения настоящих времен, для закрепления и проверки полученных знаний, решаем тестовые задания. Яркая, красочная презентация помогает обучающимся лучше запомнить теоретический материал и в дальнейшем употреблять настоящие времена без ошибок.

При обучении лексике применение компьютерных технологий значительно усиливает эффективность данного процесса. С целью формирования продуктивного навыка выполняется упражнение по заполнению пропуска в высказывании. Например, при изучении фразового глагола get, я предлагаю обучающимся заполнить пропуски в предложениях подходящими лексическими единицами по смыслу. Или, тот же 8 класс, для закрепления новых слов в конце урока предлагаю решить лексический тест по данной теме.

При обучении чтению я так же часто пользуюсь компьютерными технологиями. Например, в 5 классе при объяснении правил чтения использую презентацию Power Point. Презентация в яркой занимательной форме дает обучающимся представление о правилах чтения английских гласных букв , а затем в нем приводятся задания на проверку усвоенного материала.

При обучении говорению с помощью ИКТ формируются фонетические навыки говорения, организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр . Умение сообщать, объяснять, одобрить, убедить, поздравить, дать описание и т. д.

Выводы :

Уроки с использованием ИКТ – это , на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Анализируя свой опыт использования ИКТ на уроках , можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволило мне :

1) Обеспечить положительную мотивацию обучения;

2) Проводить уроки на высоком эмоциональном уровне (музыка, анимация) ;

3) Рационально организовывать учебный процесс, повысить эффективность урока .

Урок с использованием ИКТ дает возможность проводить занятия с разноуровневыми учениками, давать им задания различной степени сложности, предлагать набор заданий и упражнений соответственно их способностям, обеспечивать 100% участия, сохраняя атмосферу доброжелательности, спокойствия.

При правильной организации учебного процесса повышается мотивация самоподготовки обучающихся и появляется сознательное отношение к учебе.

Обучащиеся перестают быть пассивными участниками учебного процесса и становятся его активными участниками.

Публикации по теме:

Активные методы обучения как средство социализации на уроке английского языка Изучение английского языка – социальный заказ общества. Владение английским языком становится в настоящее время одним из условий профессиональной.

Дидактический материал «Ортологические пятиминутки на уроках русского языка в начальной школе» Дидактический материал по теме «Ортологические пятиминутки в начальной школе» представлены упражнениями, предназначенными для использования.

Использование современных игровых технологий и элементов психологии на уроках английского языка Нужно ли детям ранее обучение иностранному языку? По этому вопросу мнения очень часто расходятся. Кто-то считает, что пока ребенок не овладеет.

Конспект интегрированного занятия по экологии с элементами английского языка «Домашние животные» Цели: обобщение конкретного представления о домашних животных; формирование умения наполнять обобщенные признаки.

План-конспект урока английского языка «Music» в 7 классе 7 А» класс Мбоу «СОШ №43» г. Чебоксары обобщающий урок по теме «Music». Цели 1. Повысить интерес к изучению предмета, формировать навыки.

План-конспект урока английского языка по теме «Healthy Food» Тема урока: «Healthy Food» Тип урока: стандартный Вид урока: комбинированный.